РАЗВИТИЕ КАМЕРАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(238)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(238)
РАЗВИТИЕ КАМЕРАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Налоговая система Российской Федерации (далее –РФ) представляет из себя один из наиболее значимых элементов экономики страны, так как напрямую способствует доходной части бюджетов различных уровней, к которым относятся федеральный, региональные и местные. Исходя из этого перед налоговыми органами стоит задача осуществить контроль в сфере соблюдения налогового законодательства и своевременности уплаты налоговых обязательств налогоплательщиками. Осуществляя фискальную функцию, налоговая система РФ способна напрямую оказывать влияние на структуру и динамику развития общественного воспроизводства и основные социально-экономические параметры страны. Исследуя камеральный налоговый контроль необходимо проанализировать основные показатели, достигнутые в ходе осуществления данного вида контроля как по Новосибирской области отдельно, так и в целом по РФ. Данные из отчета о результатах контрольной работы налоговых органов по форме № 2-НК по состоянию за 2019 - 2022 гг., в разрезе субъектов Российской Федерации представлены с раскрытием основных показателей в таблице 1.
Таблица 1.
Достигнутые показатели в ходе осуществления камерального налогового контроля по Новосибирской области за 2019-2022 годы
Показатель |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Камеральные проверки, млн. ед. |
1.41 |
1.43 |
1.53 |
1.45 |
Выявившие нарушения, тыс. ед. |
39.45 |
42.27 |
33.46 |
47.52 |
Доначислено платежей, млн. руб. |
303.05 |
345.07 |
262.10 |
549.50 |
в т.ч. налогов, млн. руб. |
152.10 |
198.35 |
119.34 |
392.19 |
Анализируя представленную таблицу, необходимо отметить о значительном повышении суммы дополнительно начисленных платежей в 2022 году в сравнении с 2021 годом, что может говорить о повышении эффективности проведения камерального налогового контроля при уменьшении количества проведенных проверок. Следует отметить, что по данной таблице четко выражена общая тенденция к повышению количества проводимых камеральных налоговых проверок по Новосибирской области, но в особенности следует отметить прирост проверок в 2021 году, который составил 7.55%.
Необходимо отметить, что в 2020 году произошло увеличение проведенных камеральных налоговых проверок на 0.59%, но в том же отчетном периоде количество проверок, выявивших нарушения увеличилось на 7.15%, что говорит о повышении эффективности проведения данного вида контроля в 2020 году по Новосибирской области. Обратная ситуация сложилась в 2021 году, где произошло более значительное увеличение количества проведенных проверок, но при этом на 20.85% понизилось количество проверок, выявивших нарушения, это говорит о том, что проверкам в 2021 году подвергалось большее количество добросовестных налогоплательщиков, которые соблюдают законодательство о налогах и сборах. Статистика за 2022 год демонстрирует крайне отличительную ситуацию, когда количество проверок уменьшилось на 5.56%, но при этом на 42.02% увеличилось количество проверок, в ходе которых были выявлены нарушения. Далее рассмотрим изменения показателей доначисленных платежей и заключенных них налогов. Так в 2020 году при увеличении количества проверок, в ходе которых были выявлены нарушения на 7.15%, произошло увеличение доначисленных платежей на 13.86%, в 2021 году этот показатель уменьшился на 24.04%, но в 2022 году увеличился более чем в 2 раза, а именно на 109.65%. Налоговые суммы в общем числе доначисленных платежей также подверглись количественным изменениям, а именно, наблюдается ежегодная положительная динамика к увеличению данного показателя, что говорит о выявлении большего количества правонарушений в части соблюдения налогового законодательства РФ, что в свою очередь обеспечивает полноценное обеспечение доходной части бюджетов РФ.
В ходе исследования системы камерального налогового контроля в РФ были выявлены некоторые проблемные аспекты, среди которых можно выделить следующие:
1. одним из проблемных аспектов выступает то, что система камерального налогового контроля не выявляет все имеющиеся правонарушения в части законодательства о налогах и сборах;
2. повышенная загруженность налоговых инспекторов;
3. высокая нагрузка на информационные цифровые ресурсы, имеющиеся в доступе у налоговых инспекторов;
4. значительные угрозы, которым подвержены данные, находящиеся в автоматизированных информационных системах, необходимые для осуществления проверки;
5. подверженность, как любой другой сферы государственного контроля, коррупционным составляющим;
6. также как недостаток можно выделить недостаточную квалификацию отдельных инспекторов.
Относительно нагрузки на налоговых инспекторов и на используемые ими цифровые информационные ресурсы, можно предпринять следующие действия: Во-первых, исходя из возможности Межрайонной ИФНС, нанять новых сотрудников, тем самым снизив нагрузку на уже состоящих в штате должностных лиц, данный аспект сопряжен с дополнительными затратами на найм новых сотрудников и организацией новых рабочих мест в пределах возможностей отдельно взятой инспекции. Во-вторых, если в одном регионе присутствуют Межрайонные ИФНС в которых достигнута крайняя точка нагрузки, так и те, в которых нагрузка не достигает некоторой нормы, при условии полной подготовленности, менее загруженная Межрайонная ИФНС может взять на себя часть ведения камерального контроля более загруженной инспекции, тем самым достигая определенную норму загруженности и при этом снижая загруженность другой Межрайонной ИФНС.
Касательно нагрузки на автоматизированные информационные системы то, они должны быть подвержены постоянному совершенствованию с целью повышения производительности и возможности повышения нагрузки, что позволит налоговым инспекторам непрерывно осуществлять камеральный налоговый контроль, не испытывая неудобств в связи с некоторыми так называемыми «зависаниями» цифровых информационных систем.
С целью минимизации угроз вывода данных из цифровых информационных ресурсов необходимо создать отделы по цифровому администрированию данных систем. Данный отдел должен отслеживать возможные попытки взлома и утечки данных о налогоплательщиках путем своевременного реагирования на некоторые отклонения в работе имеющихся систем. Для повышения общей эффективности проведения камерального налогового контроля на базе АИС «Налог-3» предлагается создать некоторый отдельный программный продукт, который может называться – Блоковый инструмент систематизации (далее – БИС), который получая информацию о налогоплательщиках из АИС «Налог-3», а возможно и взаимодействие с АСК НДС-2, будет проводить их классификацию на некоторые блоки в зависимости от размера их налогооблагаемой базы по каждому налогу в отдельности, данная классификация должна коснуться и налоговых инспекторов, каждый из которых будет взаимодействовать, проводя проверки, отдельных налогоплательщиков, входящих в определенные блоки классификации. Классификация налогоплательщиков должна происходить по степени добросовестности, которая будет заключаться в анализе результатов проверок налогоплательщиков за предыдущие периоды, это позволит выделить отдельных налогоплательщиков, в отчетности которых за предыдущие периоды неоднократно выявлялись ошибки или схемы уклонения от налоговых обязательств, а также отдельно будут обособлены налогоплательщики, отчетность которых никогда не была недостоверной или представлена со значительными ошибками. Данная классификация позволит выделить недобросовестных налогоплательщиков исходя из общей динамики выявления ошибок в сданной ими отчетности за предыдущие периоды и как можно скорее подвергнуть их камеральному налоговому контролю.
Таким образом были сформулированы пути совершенствования камерального налогового контроля в Российской Федерации, которые поспособствует повышению эффективности контрольной деятельности и дальнейшему развитию.