Статья:

ПРОБЛЕМА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ГОРОДА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(238)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
ПРОБЛЕМА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ГОРОДА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. Чаюн С.А. [и др.]. 2023. № 15(238). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/238/125724 (дата обращения: 03.05.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ГОРОДА

Чаюн Семён Андреевич
cтудент, Сибирский государственный университет водного транспорта, РФ, г. Новосибирск
Вандакурова Анастасия Константиновна
cтудент, Сибирский государственный университет водного транспорта, РФ, г. Новосибирск
Калякина Диана Дмитриевна
cтудент, Сибирский государственный университет водного транспорта, РФ, г. Новосибирск
Лукьянов Вадим Дмитриевич
cтудент, Сибирский государственный университет водного транспорта, РФ, г. Новосибирск
Вешкурцев Владислав Сергеевич
cтудент, Сибирский государственный университет водного транспорта, РФ, г. Новосибирск
Третьяков Кирилл Вячеславович
cтудент, Сибирский государственный университет водного транспорта, РФ, г. Новосибирск

 

Аннотация. Данная научная статья рассматривает проблему низкой рентабельности общественного транспорта и ее влияние на развитие города. Авторы проводят анализ факторов, которые влияют на рентабельность общественного транспорта, включая управление, техническое обслуживание, тарифы и конкуренцию. Кроме того, они исследуют влияние низкой рентабельности на развитие города, такие как ухудшение качества транспортного обслуживания и ухудшение экологической ситуации. В статье представлены рекомендации для улучшения рентабельности общественного транспорта, такие как улучшение управления, внедрение новых технологий и оптимизация маршрутов, а также предлагается рассмотреть возможности государственной поддержки общественного транспорта для обеспечения его устойчивости и рентабельности в будущем.

 

Ключевые слова: Общественный транспорт, трафик, рентабельность, доходность, развитие города, пассажиропоток.

 

Введение

В современном мире общественный транспорт является одним из основных средств передвижения населения и грузов. Общественный транспорт является неотъемлемой частью инфраструктуры города, что обеспечивает мобильность жителей и экономическое развитие региона. Однако, проблема его рентабельности является актуальной для многих городов в мире.

Проблема рентабельности стала серьезным вызовом для городских властей. Низкий уровень доходности общественного транспорта является результатом многих факторов, таких как высокие затраты на эксплуатацию, низкий спрос и конкуренция со стороны автомобильного транспорта. Это приводит к ограничениям в инвестициях в общественный транспорт и ухудшению качества услуг, что снижает его привлекательность для пользователей. В свою очередь, это приводит к усилению использования автомобильного транспорта, что усугубляет проблемы с загрязнением окружающей среды и проблемы с транспортными заторами.

В данной статье Авторы рассмотрят проблему рентабельности общественного транспорта и его влияние на развитие города, а также предложит возможные пути решения этой проблемы.

Факторы, влияющие на рентабельность транспорта

Рентабельность общественного транспорта зависит от множества факторов, таких как:

  • Количество пассажиров;
  • Цена билета;
  • Стоимость эксплуатации транспорта;
  • Эффективность маршрутов;
  • Государственная поддержка.

Модели организации общественного транспорта

Существует несколько моделей организации работы общественного транспорта, которые используются в различных городах мира [1, с. 27]. Ниже перечислены наиболее распространенные модели:

Модель публичного управления. При этой модели городское управление является собственником общественного транспорта и контролирует его деятельность. Оно устанавливает маршруты, расписание, цены на проезд, а также решает вопросы, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом транспорта. В этой модели общественный транспорт является муниципальной службой и предоставляет услуги, приносящие доход городу.

Модель концессий. При этой модели частные компании получают право эксплуатации общественного транспорта на определенный период времени. Компании обязуются обеспечивать качественные услуги, соблюдать маршруты и расписание, заботиться о техническом обслуживании и ремонте транспорта. Взамен компании получают право сбора выручки от проезда.

Модель регулируемых тарифов. При этой модели цены на проезд устанавливаются государством и контролируются соответствующими органами. Эта модель позволяет государству регулировать цены и обеспечивать доступность услуг для всех слоев населения.

В зависимости от конкретных условий и потребностей города, могут применяться различные комбинации этих моделей или создаваться совершенно новые. Главная цель при организации работы общественного транспорта - обеспечить его доступность и эффективность для населения.

Значимость

Значимость транспортной системы заключается в том, что она обеспечивает связь между различными частями города или региона, что делает возможным передвижение людей и грузов и создание условий для развития экономики и общества в целом. Благодаря развитой транспортной системе, люди могут свободно перемещаться по городу, что значительно способствует развитию бизнеса и туризма. Несмотря на то, что транспортная система не приносит городу прибыль напрямую, она играет важную роль в экономическом развитии города, так как обеспечивает бесперебойное передвижение людей и грузов, что в свою очередь способствует росту бизнеса и привлечению инвестиций. Кроме того, транспортная система может повысить эффективность городских услуг, таких как образование, медицина и т.д., что в свою очередь может привести к улучшению качества жизни горожан.

Выбор города для анализа

В качестве объекта исследования был выбран город-миллионник – Новосибирск.  Новосибирск — самое крупное муниципальное образование в Российской Федерации. Третий по численности населения город в России. Постоянное население на 1 января 2020 года — 1625,6 тыс. человек [2].  Для наглядности, на рисунке указан объём пассажиропотока за 9 месяцев 2021 года.

 

Рисунок. Объём пассажиропотока в г. Новосибирск на 01.01.2020

 

Всё это делает город предпочтительным для проведения научно-исследовательской работы.

Согласно решению Совета депутатов города Новосибирска от 21 декабря 2022 года №467 бюджет, выделенный на развитие городского пассажирского муниципального транспорта, составляет 2.868.999 тыс. рублей. В эту сумму входит поддержка безопасности, выплата персоналу, организация перевозок, ремонт и модернизация транспорта общего пользования, строительство и расширение трамвайных путей и др. [3, с. 4]. На таблице видно, что несмотря на, казалось бы, высокий бюджет, в 2021 году Новосибирск занимает далеко не первые места по расходам на транспорт среди городов-миллионников [4].

Таблица.

Расходы городов на транспорт

Город

Расходы на транспорт, млн. рублей

Новосибирск

2091

Пермь

9352

Челябинск

3157

Екатеринбург

1889

Самара

1841

 

У города также есть проблемы и с качеством имеющегося транспорта. Так, например, износ троллейбусов в 2021 году составил 98,1%, износ трамвайных вагонов составлял 77%, износ автобусов – 54,72% [5].

Решить проблемы должен переход на муниципальный контракт.  Суть заключается в том, что на конкурсной основе заключается контракт с одной компанией, которая будет получать средства от заказчика — мэрии. Данная схема предполагает, что выплата перевозчикам будет строиться по схеме: 30% — выручка с пассажиров, 70% — городская казна. Согласно закону, перевозчик при заключении контракта должен выполнять договорённости с муниципалитетом по количеству выездов. В противном случае его обяжут выплачивать штрафы [6].

Потенциальные проблемы

Некачественная работа общественного транспорта может существенно повлиять на жизнь города:

  • увеличение числа личных автомобилей на дорогах, что приведёт к образованию пробок, снижению мобильности населения, большему выбросу вредных веществ в воздух;
  • социальная изоляция для групп населения;
  • увеличение затрат на транспортировку для местных жителей и бизнеса, что может повысить стоимость жизни и работы в городе;
  • город станет менее привлекательным для жителей и туристов, что может отразиться на экономическом и социальном развитии города.

Возможные способы решения проблемы

Решить проблему рентабельности общественного транспорта могут следующие мероприятия:

  1. Расширение сети общественного транспорта;
  2. Оптимизация маршрутов;
  3. Создание специальных полос для общественного транспорта;
  4. Разработка более эффективных маршрутов;
  5. Инвестиции в экологически чистые виды транспорта;

Следует в целом увеличить стоимость поездки непассажирского транспорта через центр города. Сделать это можно, введя следующие налоги: сбор «за перегруженность», налог на топливо, налоги на парковку и др. Средства, полученные с этих налогов, можно будет направить на развитие общественного транспорта, на обновление и поддержание приемлемого качества дорожного покрытия и др.

Также стоит ещё обратить внимание на положительный опыт методик, использованных в других городах. Так, например, в Лондоне власти города создали в центре столицы зону площадью в 21 квадратный километр со 170-ю въездами, оборудованными видеокамерами, которые считывают номера машин, что въезжают в центр города. Если въезд в центр города предварительно не оплачен, владельцу автомобиля грозит штраф от 80 до 120 фунтов (12,3 тыс. рублей). Исключения из правил предусмотрены только для экстренных служб, такси и мотоциклистов. Льготы есть у инвалидов. По вечерам (после семи), выходным и праздничным дням въезд в центр Лондона бесплатный. Эта мера разгрузила центральную часть города на 40%. Число въезжающих ежедневно в центр Лондона машин уменьшилось на 70 тысяч, пробки практически исчезли, а мэрия только за первый год после введения транспортной дани заработала около 80 миллионов фунтов. Эти деньги инвестируются в улучшение транспортной инфраструктуры города [7].

Вывод

Обобщив вышесказанное, можно подвести некоторый итог. Уже давно не секрет, что развитый общественный транспорт может сократить количество автомобилей на дорогах. Это, в свою очередь, уменьшит заторы, улучшит движение имеющегося транспорта в городе и уменьшит загрязнение воздуха и снижение уровня шума.

Использование общественного транспорта может понизить затраты на транспортировку для людей и компаний, что может привести к снижению стоимости товаров и услуг в городе. Способствует развитию экономической активности в городе, может привлечь инвесторов в город, так как он создает удобные условия для бизнеса, в том числе для перемещения сотрудников, доставки товаров и т. д.

В целом, развитый общественный транспорт является важной составляющей устойчивого и привлекательного города, способствующего экономическому и социальному развитию и улучшению качества жизни его жителей.

 

Список литературы:
1. Ольховский С. Ю. Логистика городского общественного пассажирского транспорта: Учебное пособие по дисциплине «Логистика городских транспортных систем» для студентов экономических специальностей / сост.: С.Ю. Ольховский, О.В. Быкова. – Омск: СибАДИ, 2014. – с. URL: https://studfile.net/preview/3548000/page:27/ (дата обращения 05.04.2023). – Режим доступа: Режим доступа: Файловый архив студентов StudFiles. – Текст : электронный.
2. Департамент информационной политики мэрии города Новосибирска: официальный сайт. – 2023 – URL: https://novo-sibirsk.ru/about/numbers/ (дата обращения 05.04.2023). Текст : электронный.
3. Департамент информационной политики мэрии города Новосибирска: официальный сайт. – 2023 – URL: https://novo-sibirsk.ru/upload/iblock/a38/Reshenie-246-ot-22.12.2021.pdf  (дата обращения 05.04.2023). Текст : электронный.
4. Колпаков, А. Лидер или аутсайдер? Как можно оценить финансирование дорожно-транспортного комплекса Новосибирска на фоне других «городов-миллионников» России? / А. Колпаков. – Текст : электронный // Континент Сибирь. Газета [сайт]. – URL: https://ksonline.ru/440996/lider-ili-autsajder-kak-mozhno-otsenit-finansirovanie-dorozhno-transportnogo-kompleksa-novosibirska-na-fone-drugih-gorodov-millionnikov-rossii/ (дата обращения 03.04.2023).
5. Ярошевский, А. Затраты на миллиарды рублей: когда в Новосибирске заменят опасный транспорт. ИНФОГРАФИКА / А. Ярошевский – Текст : электронный // Сетевое издание "Om1.ru" [сайт]. – URL: https://www.om1.ru/auto/news/256882-zatraty_na_milliardy_rublejj_kogda_v_novosibirske_zamenjat_opasnyjj_transport__infografika/ (дата обращения 03.04.2023).
6. Гурицкая, А. Поездки по расписанию: что такое муниципальный контракт и почему Новосибирск не может на него перейти / А. Гурицкая  – Текст : электронный // Сетевое издание "Om1.ru" [сайт]. – URL: https://www.om1.ru/auto/news/293478-poezdki_po_raspisaniju_chto_takoe_municipalnyjj_kontrakt_i_pochemu_novosibirsk_ne_mozhet_na_nego_perejjti/#i_agree_152 (дата обращения 03.04.2023).
7. Нехезин, В., Голицына, Н. Лондон без пробок: как властям города удалось решить транспортную проблему в британской столице / В. Нехезин, Н. Голицына – Текст : электронный // Радио Свобода (включено в реестр иностранных агентов) [сайт]. – URL: https://www.svoboda.org/a/400743.html (дата обращения 03.04.2023).