ПРОБЛЕМА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ГОРОДА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(238)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(238)
ПРОБЛЕМА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ГОРОДА
Аннотация. Данная научная статья рассматривает проблему низкой рентабельности общественного транспорта и ее влияние на развитие города. Авторы проводят анализ факторов, которые влияют на рентабельность общественного транспорта, включая управление, техническое обслуживание, тарифы и конкуренцию. Кроме того, они исследуют влияние низкой рентабельности на развитие города, такие как ухудшение качества транспортного обслуживания и ухудшение экологической ситуации. В статье представлены рекомендации для улучшения рентабельности общественного транспорта, такие как улучшение управления, внедрение новых технологий и оптимизация маршрутов, а также предлагается рассмотреть возможности государственной поддержки общественного транспорта для обеспечения его устойчивости и рентабельности в будущем.
Ключевые слова: Общественный транспорт, трафик, рентабельность, доходность, развитие города, пассажиропоток.
Введение
В современном мире общественный транспорт является одним из основных средств передвижения населения и грузов. Общественный транспорт является неотъемлемой частью инфраструктуры города, что обеспечивает мобильность жителей и экономическое развитие региона. Однако, проблема его рентабельности является актуальной для многих городов в мире.
Проблема рентабельности стала серьезным вызовом для городских властей. Низкий уровень доходности общественного транспорта является результатом многих факторов, таких как высокие затраты на эксплуатацию, низкий спрос и конкуренция со стороны автомобильного транспорта. Это приводит к ограничениям в инвестициях в общественный транспорт и ухудшению качества услуг, что снижает его привлекательность для пользователей. В свою очередь, это приводит к усилению использования автомобильного транспорта, что усугубляет проблемы с загрязнением окружающей среды и проблемы с транспортными заторами.
В данной статье Авторы рассмотрят проблему рентабельности общественного транспорта и его влияние на развитие города, а также предложит возможные пути решения этой проблемы.
Факторы, влияющие на рентабельность транспорта
Рентабельность общественного транспорта зависит от множества факторов, таких как:
- Количество пассажиров;
- Цена билета;
- Стоимость эксплуатации транспорта;
- Эффективность маршрутов;
- Государственная поддержка.
Модели организации общественного транспорта
Существует несколько моделей организации работы общественного транспорта, которые используются в различных городах мира [1, с. 27]. Ниже перечислены наиболее распространенные модели:
Модель публичного управления. При этой модели городское управление является собственником общественного транспорта и контролирует его деятельность. Оно устанавливает маршруты, расписание, цены на проезд, а также решает вопросы, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом транспорта. В этой модели общественный транспорт является муниципальной службой и предоставляет услуги, приносящие доход городу.
Модель концессий. При этой модели частные компании получают право эксплуатации общественного транспорта на определенный период времени. Компании обязуются обеспечивать качественные услуги, соблюдать маршруты и расписание, заботиться о техническом обслуживании и ремонте транспорта. Взамен компании получают право сбора выручки от проезда.
Модель регулируемых тарифов. При этой модели цены на проезд устанавливаются государством и контролируются соответствующими органами. Эта модель позволяет государству регулировать цены и обеспечивать доступность услуг для всех слоев населения.
В зависимости от конкретных условий и потребностей города, могут применяться различные комбинации этих моделей или создаваться совершенно новые. Главная цель при организации работы общественного транспорта - обеспечить его доступность и эффективность для населения.
Значимость
Значимость транспортной системы заключается в том, что она обеспечивает связь между различными частями города или региона, что делает возможным передвижение людей и грузов и создание условий для развития экономики и общества в целом. Благодаря развитой транспортной системе, люди могут свободно перемещаться по городу, что значительно способствует развитию бизнеса и туризма. Несмотря на то, что транспортная система не приносит городу прибыль напрямую, она играет важную роль в экономическом развитии города, так как обеспечивает бесперебойное передвижение людей и грузов, что в свою очередь способствует росту бизнеса и привлечению инвестиций. Кроме того, транспортная система может повысить эффективность городских услуг, таких как образование, медицина и т.д., что в свою очередь может привести к улучшению качества жизни горожан.
Выбор города для анализа
В качестве объекта исследования был выбран город-миллионник – Новосибирск. Новосибирск — самое крупное муниципальное образование в Российской Федерации. Третий по численности населения город в России. Постоянное население на 1 января 2020 года — 1625,6 тыс. человек [2]. Для наглядности, на рисунке указан объём пассажиропотока за 9 месяцев 2021 года.
Рисунок. Объём пассажиропотока в г. Новосибирск на 01.01.2020
Всё это делает город предпочтительным для проведения научно-исследовательской работы.
Согласно решению Совета депутатов города Новосибирска от 21 декабря 2022 года №467 бюджет, выделенный на развитие городского пассажирского муниципального транспорта, составляет 2.868.999 тыс. рублей. В эту сумму входит поддержка безопасности, выплата персоналу, организация перевозок, ремонт и модернизация транспорта общего пользования, строительство и расширение трамвайных путей и др. [3, с. 4]. На таблице видно, что несмотря на, казалось бы, высокий бюджет, в 2021 году Новосибирск занимает далеко не первые места по расходам на транспорт среди городов-миллионников [4].
Таблица.
Расходы городов на транспорт
Город |
Расходы на транспорт, млн. рублей |
Новосибирск |
2091 |
Пермь |
9352 |
Челябинск |
3157 |
Екатеринбург |
1889 |
Самара |
1841 |
У города также есть проблемы и с качеством имеющегося транспорта. Так, например, износ троллейбусов в 2021 году составил 98,1%, износ трамвайных вагонов составлял 77%, износ автобусов – 54,72% [5].
Решить проблемы должен переход на муниципальный контракт. Суть заключается в том, что на конкурсной основе заключается контракт с одной компанией, которая будет получать средства от заказчика — мэрии. Данная схема предполагает, что выплата перевозчикам будет строиться по схеме: 30% — выручка с пассажиров, 70% — городская казна. Согласно закону, перевозчик при заключении контракта должен выполнять договорённости с муниципалитетом по количеству выездов. В противном случае его обяжут выплачивать штрафы [6].
Потенциальные проблемы
Некачественная работа общественного транспорта может существенно повлиять на жизнь города:
- увеличение числа личных автомобилей на дорогах, что приведёт к образованию пробок, снижению мобильности населения, большему выбросу вредных веществ в воздух;
- социальная изоляция для групп населения;
- увеличение затрат на транспортировку для местных жителей и бизнеса, что может повысить стоимость жизни и работы в городе;
- город станет менее привлекательным для жителей и туристов, что может отразиться на экономическом и социальном развитии города.
Возможные способы решения проблемы
Решить проблему рентабельности общественного транспорта могут следующие мероприятия:
- Расширение сети общественного транспорта;
- Оптимизация маршрутов;
- Создание специальных полос для общественного транспорта;
- Разработка более эффективных маршрутов;
- Инвестиции в экологически чистые виды транспорта;
Следует в целом увеличить стоимость поездки непассажирского транспорта через центр города. Сделать это можно, введя следующие налоги: сбор «за перегруженность», налог на топливо, налоги на парковку и др. Средства, полученные с этих налогов, можно будет направить на развитие общественного транспорта, на обновление и поддержание приемлемого качества дорожного покрытия и др.
Также стоит ещё обратить внимание на положительный опыт методик, использованных в других городах. Так, например, в Лондоне власти города создали в центре столицы зону площадью в 21 квадратный километр со 170-ю въездами, оборудованными видеокамерами, которые считывают номера машин, что въезжают в центр города. Если въезд в центр города предварительно не оплачен, владельцу автомобиля грозит штраф от 80 до 120 фунтов (12,3 тыс. рублей). Исключения из правил предусмотрены только для экстренных служб, такси и мотоциклистов. Льготы есть у инвалидов. По вечерам (после семи), выходным и праздничным дням въезд в центр Лондона бесплатный. Эта мера разгрузила центральную часть города на 40%. Число въезжающих ежедневно в центр Лондона машин уменьшилось на 70 тысяч, пробки практически исчезли, а мэрия только за первый год после введения транспортной дани заработала около 80 миллионов фунтов. Эти деньги инвестируются в улучшение транспортной инфраструктуры города [7].
Вывод
Обобщив вышесказанное, можно подвести некоторый итог. Уже давно не секрет, что развитый общественный транспорт может сократить количество автомобилей на дорогах. Это, в свою очередь, уменьшит заторы, улучшит движение имеющегося транспорта в городе и уменьшит загрязнение воздуха и снижение уровня шума.
Использование общественного транспорта может понизить затраты на транспортировку для людей и компаний, что может привести к снижению стоимости товаров и услуг в городе. Способствует развитию экономической активности в городе, может привлечь инвесторов в город, так как он создает удобные условия для бизнеса, в том числе для перемещения сотрудников, доставки товаров и т. д.
В целом, развитый общественный транспорт является важной составляющей устойчивого и привлекательного города, способствующего экономическому и социальному развитию и улучшению качества жизни его жителей.