АНАЛИЗ ФАКТОРОВ РИСКА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(239)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(239)
АНАЛИЗ ФАКТОРОВ РИСКА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Подростковый период является одним из самых сложных периодов в жизни каждого человека. Это обусловлено кардинальными психологическими и физиологическими изменениями ребёнка. Подростковый возраст характеризуется как критический, переломный период. Это время не только полового созревания, но и глобальных изменений в психике. Основное содержание подросткового периода – физиологический и социальный переход от детства к взрослости. Подростковый возраст – это кризисный период, который характеризуется следующими отличиями:
1. Сменяется ситуация развития: у подростка возникает устойчивое стремление к самостоятельности, независимости, хотя ближайшее окружение (родители, педагоги) относятся к подростку как к ребенку;
2. Меняется ведущий вид деятельности: учебная деятельность младшего школьника сменяется эмоционально – личностным общением со сверстниками в подростковом возрасте;
3. Появляются физиологические и психологические новообразования, обеспечивающие процесс взросления.
Переход к подростковому возрасту характеризуется тем, что возникают качественные новообразования, под которыми понимаются становление нового уровня самосознания, «Я-концепции», характерной чертой которой является чувство взрослости.
Л.С. Выготский [1,с.49] сумел наиболее четко дать определение новообразованию – это обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста. Новообразования характеризуются глубокими изменениями условий, которые влияют на личностное развитие ребёнка и закрепляются в виде психологических особенностей. Обычно они касаются физиологии организма, отношений, которые складываются у подростков с взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, способностей и интеллекта.
Чувство взрослости – это психологический симптом начала подросткового возраста. По определению Д.Б. Эльконина [2,с.28], чувство взрослости – это новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими, строит свои отношения с другими людьми и перестраивает свою деятельность. Переходность подросткового возраста, конечно, включает в себя биологический аспект. Физиологические, физические и психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период очень сложным, в том числе и для самого стремительно вырастающего во всех смыслах подростка.
По мнению отечественных ученых, подростковый период характеризуется такими психологическими особенностями, как:
1. Возникновение чувства взрослости и реакция эмансипации. М.А. Ковалев [3] отмечал, что это стремление к взрослости, самостоятельности, отрицание своей принадлежности к детям, желание освободиться от опеки взрослых. Подросток хочет расширить свои права и ограничить права взрослых в отношении его личности. Протест и неподчинение – это средства, при помощи которых подросток добивается изменения прежнего типа отношений со взрослыми.
2. Общение со сверстниками является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте, в то время как учебная деятельность отходит на задний план. По мнению А.Е. Личко [4,с.35], вхождение в группу сверстников на правах равенства и сотрудничества является важнейшей проблемой этого возраста. Постоянное взаимодействие и общение с товарищами пробуждает у подростка стремление занять среди них достойное место и является одним из доминирующих мотивов поведения и деятельности.
3. Физическое и половое развитие усиливают внимание к своей внешности и порождают интерес подростка к другому полу. Появляется любовно-дружеские эмоциональные отношения. У части подростков к этому времени происходит и первый опыт половых отношений.
4. Развитие самосознания. Очень важной особенностью личности подростка, как отмечал Л.С. Выготский, является бурное развитие рефлексии и на ее основе – самосознания. Именно в этом возрасте возникает ориентировка личности на самооценку. От характера. самооценки зависит уровень притязаний подростка. Самооценка возникает и формируется только в процессе общения подростка с другими людьми. Исходя из вышесказанного, можно сказать о том, что подросток понимает, что он уже не ребёнок, он замечает в себе сильные изменения как в физическом, так и в половом развитии, чувствует возможности проявлять социальную активность.
Причины нарушений поведения порождают целый комплекс негативных поступков, которые рассматриваются учителями как нарушение в поведении, и, закрепляясь, способствуют развитию различных негативных характерологических изменений. Обычно нарушение в поведении отличаются многозначностью с различной иерархической структурой, где на основе одних недостатков возникают другие, которые способствуют образованию третьих. При этом одна и та же причина может вызвать различные нарушения, в то же время одно и то же следствие может быть вызвано разнообразными причинами или комплексами причин. Например, пропуск. уроков может быть вызван практически любой из перечисленных причин, так же, как и межличностные конфликты, отказ подчиняться или грубость. Учитывая многочисленную природу. нарушений в поведении школьника, необходимо принимать во внимание не только возможные недостатки в его индивидуально-личностном развитии, влияющие на возникновение школьной недисциплинированности, но и все разнообразие факторов, воздействующих на поведение и учебную деятельность подростка [5,с.285].
Такими значимыми факторами являются: природные, генотипические особенности личности; возрастные особенности подростка – это подростковые реакции; положение в группе; особенности семейных взаимоотношений; социальные условия жизни; взаимодействие подростка с неформальной группой, его место в ней.
Каждый из выше перечисленных факторов может наравне с другими оказать влияние на возникновение нарушений в поведении подростка, превратиться из «фактора риска» в действующую причину школьной недисциплинированности. Это связанно с тем, что каждый из них не только способствует созданию неблагоприятной ситуации для учебной деятельности, но и играет определенную роль в формировании личностных качеств ученика. Среди всего многообразия поведенческих нарушений школьников наиболее часто педагоги сталкиваются с неадекватными аффективными реакциями со стороны подростков, негативным отношением к школе и учителям и прогулами уроков.
Можно сделать вывод о том, что в новой стремительно изменяющейся для подростка ситуации, он часто теряет в ней ориентировку. При встрече с трудностями у подростка возникает сильное чувство противодействия, подросткам свойственно бурное проявление своих чувств, при рассмотрении психического статуса подростка обращает на себя внимание конфликтность и напряженность ситуаций развития. Все это является предпосылками трудностей подросткового возраста.