Статья:

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ РИСКА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(239)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Дворянкина Ю.А. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ РИСКА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 16(239). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/239/126128 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ РИСКА ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Дворянкина Юлия Анатольевна
магистрант, Томский государственный педагогический университет, РФ, г. Томск

 

Подростковый период является одним из самых сложных периодов в жизни каждого человека. Это обусловлено кардинальными психологическими и физиологическими измене­ниями ребёнка. Подростковый возраст характеризуется как критический, переломный пери­од. Это время не только полового созревания, но и глобальных изменений в психике. Основ­ное содержание подросткового периода – физиологический и социальный переход от детства к взрослости. Подростковый возраст – это кризисный период, который характеризуется сле­дующими отличиями:

1.  Сменяется ситуация развития: у подростка возникает устойчивое стремление к само­стоятельности, независимости, хотя ближайшее окружение (родители, педагоги) относятся к подростку как к ребенку;

2.  Меняется ведущий вид деятельности: учебная деятельность младшего школьника сменяется эмоционально – личностным общением со сверстниками в подростковом воз­расте;

3.  Появляются физиологические и психологические новообразования, обеспечивающие процесс взросления.

Переход к подростковому возрасту характеризуется тем, что возникают качественные новообразования, под которыми понимаются становление нового уровня самосознания, «Я-концепции», характерной чертой которой является чувство взрослости.

Л.С. Выготский [1,с.49] сумел наиболее четко дать определение новообразованию – это обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответ­ствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста. Новообразования характеризуются глубокими из­менениями условий, которые влияют на личностное развитие ребёнка и закрепляются в виде психологических особенностей. Обычно они касаются физиологии организма, отношений, которые складываются у подростков с взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, способностей и интеллекта.

Чувство взрослости – это психологический симптом начала подросткового возраста. По определению Д.Б. Эльконина [2,с.28], чувство взрослости – это новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими, строит свои отношения с другими людьми и перестраивает свою деятельность. Переходность подросткового возраста, конечно, включает в себя биологический аспект. Физиологические, физические и психологические изменения, появление сексуального влечения делают этот период очень сложным, в том чис­ле и для самого стремительно вырастающего во всех смыслах подростка.

По мнению отечественных ученых, подростковый период характеризуется такими пси­хологическими особенностями, как:

1.  Возникновение чувства взрослости и реакция эмансипации. М.А. Ковалев [3] отме­чал, что это стремление к взрослости, самостоятельности, отрицание своей принадлежности к детям, желание освободиться от опеки взрослых. Подросток хочет расширить свои права и ограничить права взрослых в отношении его личности. Протест и неподчинение – это сред­ства, при помощи которых подросток добивается изменения прежнего типа отношений со взрослыми.

2.  Общение со сверстниками является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте, в то время как учебная деятельность отходит на задний план. По мнению А.Е. Личко [4,с.35], вхождение в группу сверстников на правах равенства и сотрудничества является важнейшей проблемой этого возраста. Постоянное взаимодействие и общение с то­варищами пробуждает у подростка стремление занять среди них достойное место и является одним из доминирующих мотивов поведения и деятельности.

3.  Физическое и половое развитие усиливают внимание к своей внешности и порожда­ют интерес подростка к другому полу. Появляется любовно-дружеские эмоциональные от­ношения. У части подростков к этому времени происходит и первый опыт половых отноше­ний.

4.  Развитие самосознания. Очень важной особенностью личности подростка, как отме­чал Л.С. Выготский, является бурное развитие рефлексии и на ее основе – самосознания. Именно в этом возрасте возникает ориентировка личности на самооценку. От характера. са­мооценки зависит уровень притязаний подростка. Самооценка возникает и формируется только в процессе общения подростка с другими людьми. Исходя из вышесказанного, можно сказать о том, что подросток понимает, что он уже не ребёнок, он замечает в себе сильные изменения как в физическом, так и в половом развитии, чувствует возможности проявлять социальную активность.

Причины нарушений поведения порождают целый комплекс негативных поступков, которые рассматриваются учителями как нарушение в поведении, и, закрепляясь, способ­ствуют развитию различных негативных характерологических изменений. Обычно наруше­ние в поведении отличаются многозначностью с различной иерархической структурой, где на основе одних недостатков возникают другие, которые способствуют образованию треть­их. При этом одна и та же причина может вызвать различные нарушения, в то же время одно и то же следствие может быть вызвано разнообразными причинами или комплексами при­чин. Например, пропуск. уроков может быть вызван практически любой из перечисленных причин, так же, как и межличностные конфликты, отказ подчиняться или грубость. Учиты­вая многочисленную природу. нарушений в поведении школьника, необходимо принимать во внимание не только возможные недостатки в его индивидуально-личностном развитии, влияющие на возникновение школьной недисциплинированности, но и все разнообразие факторов, воздействующих на поведение и учебную деятельность подростка [5,с.285].

Такими значимыми факторами являются: природные, генотипические особенности личности; возрастные особенности подростка – это подростковые реакции; положение в группе; особенности семейных взаимоотношений; социальные условия жизни; взаимодей­ствие подростка с неформальной группой, его место в ней.

Каждый из выше перечисленных факторов может наравне с другими оказать влияние на возникновение нарушений в поведении подростка, превратиться из «фактора риска» в действующую причину школьной недисциплинированности. Это связанно с тем, что каждый из них не только способствует созданию неблагоприятной ситуации для учебной деятельно­сти, но и играет определенную роль в формировании личностных качеств ученика. Среди всего многообразия поведенческих нарушений школьников наиболее часто педагоги сталки­ваются с неадекватными аффективными реакциями со стороны подростков, негативным от­ношением к школе и учителям и прогулами уроков.

Можно сделать вывод о том, что в новой стремительно изменяющейся для подростка ситуации, он часто теряет в ней ориентировку. При встрече с трудностями у подростка воз­никает сильное чувство противодействия, подросткам свойственно бурное проявление своих чувств, при рассмотрении психического статуса подростка обращает на себя внимание кон­фликтность и напряженность ситуаций развития. Все это является предпосылками трудно­стей подросткового возраста.

 

Список литературы:
1. Выготский Л.С. Психология детского возраста. – М.: Эксмопресс, 2000. – С.1008.
2. Середина Н.В. Психологические особенности зависимого поведения // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2008. – № 6/3. – С. 28-31.
3. Ковалев М.А., Дворянчиков Н.В., Бовина И.Б. Специфика молодёжного дискурса о наркотиках [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Московского государственного психолого-педагогического университета: сайт . – URL: https://psychlib.ru/mgppu/periodica/Yup032013/SMd-3.htm#$p29 (дата обращения: 03.04.2023) 
4. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. – М:1985.- С. 416.
5. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – С.457.