Статья:

Сотрудничество с Китаем как фактор повышения национальной конкурентоспособности Российской Федерации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(24)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Чернов А.В. Сотрудничество с Китаем как фактор повышения национальной конкурентоспособности Российской Федерации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 3(24). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/24/31964 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Сотрудничество с Китаем как фактор повышения национальной конкурентоспособности Российской Федерации

Чернов Александр Викторович
магистрант Санкт-Петербургского государственного экономического университета, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Конкурентоспособность национальной экономики любой страны, возможность сохранения национальной безопасности и суверенитета во многом будет зависеть от грамотной внешнеэкономической политики государства. В глобальной экономике ключевая роль будет отводиться тем суверенным государствам, которые строят свою внешне­экономическую стратегию развития с учетом собственных конкурентных преимуществ и конкурентных преимуществ стран-партнеров.

Развитие экономики в XX-XXI вв. можно охарактеризовать глубокими процессами глобализации, в которых интеллектуальные, финансовые, производственные, трудовые, энергетические, сырьевые и др. ресурсы интернационализируются и их страновая принадлежность уходит на второй план.

Одним их главных векторов внешнеэкономического развития Российской Федерации является направленность российских экономических и политических интересов в сторону стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь в сторону Китая. В исторической ретроспективе взаимоотношения между государствами, существовавшими на соответствующей территории современных России и Китая, насчитывают порядка 400 лет. По инициативе Цзян Цзэминя – председателя Китайской Народной Республики (КНР) 16 июля 2001 г. был подписан договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем, и в этом же году была создана Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) странами-участницами которой, помимо Российской Федерации и КНР, являются Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан, Индия и Пакистан. Российско-китайский договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве рассчитан на 20 лет с автоматическим продлением срока действия на 5 лет, если ни одна из сторон не выразит намерение отказаться от соглашения.

В настоящее время в Восточной Азии происходит формирование нового глобального центра производства и потребления и необходимо понимать важность позиционирования Российской Федерации на данном рынке. Такое позиционирование возможно осуществить посредством создания взаимовыгодных условий сотрудничества. Максимальное исполь­зование имеющихся ресурсов, а также необходимое корректирование внешнеэкономической стратегии Российской Федерации позволит реализовывать важную национальную задачу: сохранение России как суверенной единицы с высоким уровнем сохранение России как суверенной единицы с высоким уровнем национальной конкурентоспособности.

Такая задача, конечно, не является новой и о необходимости ее реализации современные исследователи говорят достаточно давно. Однако внешняя торговля между Россией и Китаем, и России, в первую очередь, осуществляется без должного учета стратегической важности направленности развития в сторону Азии, о чем могут свидетельствовать данные статистики.

По данный Федеральной таможенной службы Российской федерации внешнеторговый оборот России с Китаем в общей долее оборота за январь-ноябрь 2017 г. составил 14,8%. Инвестиционное сотрудничество двух стран за последние годы составляет в среднем менее «1% китайских инвестиций в совокупных инвестициях, полученных Российской Федерацией, а ее доля в прямых инвестициях и того меньше, что свидетельствует об отставании данного показателя от потребностей» [3].

Современная Россия является мощной энергетической державой, обладает запасами разнообразных природных ресурсов: нефти, газа, угля, алмазов, меди, руд, серебра, золота, леса, гидроресурсов и т.д. Кроме того, входит в десятку стран по величине разведанных запасов и объему добычи. В товарной структуре национального экспорта превалирующей статьей являются сырьевые товары (более 90%), при этом, на долю продукции машиностроения и приборостроения приходится всего 3% (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Товарная структура экспорта Российской Федерации со всеми странами за январь-ноябрь 2017 г. [4]

 

Очевидно, что при подобной структуре экспорта страны, ее внешнеторговыми партнерами становятся страны, которые предъявляют спрос на сырье, при этом не опираются на уровень экономического и научно-технического развития. Теория и практика показывает, что страна, претендующая на место одного из мировых экономических центров, в современных реалиях не может основывать свое развития только на природных ресурсах.

В свою очередь Китайская Народная Республика является мировым лидером по уровню экспорта - 2 трлн. долларов и 13,7% от общемирового экспорта. Также Китай обладает одной из широчайших номенклатурных позиций сложной продукции и достаточно высокой долей добавленной стоимости. Китай заинтересован создавать партнерские отношения со странами, которые способны инвестировать и продавать свои технологии, проводить совместные научные исследования, продавать человеческий и интеллектуальный капитал, тем самым развивая собственное наукоемкой производство. При данных условиях, можно говорить о том, что взаимный интерес стран неравнозначен и Россия заинтересована в сотрудничестве с Китаем в большей степени.

 Можно предположить, что при построении стратегических планов экономического развития Россия должна основываться не только на собственных конкурентных преимуществах, но и на конкурентных преимуществах страны-партнера.

В настоящие время существует несколько методик, позволяющих оценить глобальную конкурентоспособность. Одним из них является ежегодный отчет Всемирного экономического форума (World Economic Forum) о глобальной конкурентоспособности государств. Индекс глобальной конкурентоспособности составлен из 113 переменных, которые детально характеризуют конкурентоспособность стран мира, находящихся на разных уровнях экономического развития. Все переменные объединены в 12 контрольных показателей, определяющих национальную конкурентоспособность: качество институтов, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здоровье и начальное образование, высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и услуг, эффективность рынка труда, развитость финансового рынка, уровень технологического развития, размер внутреннего рынка, конкурентоспособность компаний, инновационный потенциал. Эксперты Всемирного экономического форума к сильным сторонам российской экономики относят: распространенность высшего образования, развитие инфраструктуры, улучшение показателей бизнес-регулирования. Однако, как было отмечено экспертами, воспользоваться своими конкурентными преимуществами России мешают низкая эффек­тивность работы государственных институтов, недостаточный инновационный потенциал, слабая развитость финансового рынка и дефицит доверия инвесторов к финансовой среде. Несмотря на описанные недостатки, индекс глобальной конкурентоспособности России имеет положительную динамику (рисунок 2).

 

Рисунок 2. Динамика изменения индекса глобальной конкурентоспособности России по версии ВЭФ [5]

 

Однако, несмотря на рост индекса глобальной конкурентоспособности России, уровень конкурентоспособности российской экономики ниже, чем у ее основного стратегического партнера – Китая (рисунок 3).

 

Рисунок 3. Индекс глобальной конкурентоспособности России и Китая [5]

 

В целом, Китай опережает Россию по основным составляющим конкурентоспособности, так, из перечисленный ранее показателей, Россия превосходит сегодня Китай по трем показателями [5]: технологическая готовность, высшее образование и профессиональная подготовка, и инфраструктура (рисунок 4).

 

Рисунок 4. Индекс глобальной конкурентоспособности и его основные составляющие для России и Китая, 2017-2018 гг.

 

Таким образом, в связи с тем, что Россия отстает от Китая по многим составляющим глобальной конкурентоспособности стран, следует проводить модернизацию экономики, опираясь на конкурентные преимущества КНР. Одной из самых главным составляющих будет являться активное применение инновационного потенциала Китая при организации и ведении совместного бизнеса и последующих товарных потоков.

Рассматривая возможности расширения торгово-экономического сотрудничества России с КНР, следует уделить особое внимание модернизации обрабатывающего сектора экономики, и, по возможности, применять к нему инновационные подходы, в противном случае, специализация только на экспорте сырья с минимальным формированием добавочной стоимости, приведет к окончательной зависимости российской экономики только от добываемых ресурсов и закрепит за Россией статус сырьевого донора не только для Китая, но и для других стран-партнеров.

Среди существующих инструментов повышения национального инновационного и как следствие конкурентного преимущества можно выделить кластерную политику [1]. России, как стране, обладающей богатейшими сырьевыми ресурсами, следует активно применять подобную форму развития инновационного поля. Работа уже действующих российских кластеров и создающихся должна предусматривать активную кооперацию с Китаем и рядом других стран.

Так, кооперируясь с Китаем, Россия перенимает опыт, происходит стимулирование слабых, но перспективных отраслей, кроме того, Россия получит доступ к мировому воспроизводственному комплексу [2].

Все это в свою очередь позволит сократить имеющийся разрыв между Российской Федерацией и странами-лидерами в уровне технологического и инновационного развития.

Таким образом, посредством китайско-российского сотрудничества Россия сможет нивелировать слабые места, поднять уровень национальной конкурентоспособности, Китай, свою очередь, получит доступ к новой научной базе прикладного характера и площадки для создания нового наукоемкого производства.

 

Список литературы:

1. Портер, М. Международная конкуренция / Пер. с англ.; Под. ред. В.Д. Щетинина. — М.: Международные отношения, 2003. – 463 с.
2. Потапенко А. В. Конкурентоспособность экономики России в условиях глобализации : учебное пособие / А. В. Потапенко. – СПб. : СПбГЭУ, 2014. – 94 с.
3. Решетников Л. Китайский фактор по праву относится к категории важнейших во внешней политике нашей страны / Л. Решетников // Россия и Китай. — 2013. — № 9. — С. 31–34.
4. Статистика внешней торговли [Электронный ресурс] // Федеральная таможенная служба: сайт. – URL: http://www.customs.ru/index.php?optioncom_newsfts&view=category&id=125&Itemid (дата обращения: 12.12.2017).
5. Global Competitiveness Index [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://widgets.weforum.org/global-competitiveness-report-2017/ (дата обращения: 12.12.2017).