ПРОБЛЕМЫ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(240)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(240)
ПРОБЛЕМЫ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
PROBLEMS OF FOLK PEDAGOGY
Marina Iskakova
Student, Kazan (Privolzhsky) Federal University, Elabuga Institute (branch), Russia, Yelabuga
Аннотация. В данной работе анализируется актуальность использования народной педагогики, рассматриваются методы и средства ее использования. Анализируются имеющиеся проблемы на сегодняшний день и пути их разрешения.
Abstract. In this paper, the relevance of the use of folk pedagogy is analyzed, methods and means of its use are considered. The existing problems to date and the ways to resolve them are analyzed.
Ключевые слова: народная педагогика, средства народной педагогики, этнопедагогика, народное творчество, педагоги,
Keywords: folk pedagogy, means of folk pedagogy, ethnopedagogy, folk art, teachers,
Кризисные явления в нашем обществе на рубеже тысячелетий сказались и на системе образования. Наше общество столкнулось с проблемами развития подрастающего поколения: недостаточная подготовленность к самостоятельной жизнедеятельности; неготовность к напряженной работе и ответственности за выбор средств достижения цели; приверженность определенной части молодежи к иждивенчеству и «легкой жизни». Всё это свидетельствовало о кризисе духовно – нравственных идеалов общества. Проблема формирования гармонично развитой личности приобретает сегодня особую остроту. Ведь именно сегодняшним детям в недалёком будущем придётся взять на себя ответственность за судьбу страны, именно от их уровня образованности и воспитанности будет зависеть дальнейшая жизнь будущих поколений. В соответствии с новыми государственными образовательными стандартами сейчас особое внимание уделяется духовно-нравственному развитию и воспитанию детей, приобщению их к национальным ценностям. Отсюда следует, что целесообразно воспитывать детей на традициях народной педагогики.
Народная педагогика (этнопедагогика) и научная педагогика существуют параллельно. Они имеют разные задачи и обеспечивают выполнение разных социальных ролей: общества и профессионального педагога.
Народная педагогика – это многовековое достояние около 40 народов, народностей и этнических групп нашей республики, сконцентрировавшее в себе единые взгляды, убеждения, идеалы, правила и нормы, традиции и обычаи, позволяющие объективно оценивать критерии обучения и обученности, воспитания и воспитанности, образования и образованности человека.
Воспитательный потенциал народной педагогики неоднократно становился предметом научного рассмотрения. Он привлекал и привлекает сегодня пристальное внимание исследователей. В настоящее время ведется активная работа по изучению и систематизации опыта народной педагогики.
Дать определение народной педагогике пытаются многие исследователи: Г.Н. Волков, Я.М. Ханбиков, А.Ш. Гашимов, Г.Н. Филонов и др.
Проанализировав мнения различных исследователей, А.Э. Измайлов представил такое определение данного понятия: “Народная педагогика - это совокупность накопленных и проверенных практикой эмпирических знаний, умений и навыков, передаваемых из поколения в поколение преимущественно в устной форме как продукт исторического и социального опыта народных масс” [3].
Похожее на данное понятие дает также Я.И, Ханбиков: “Народная педагогика - область эмпирических педагогических знаний и опыта народных масс, выражающаяся в господствующих в народе воззрениях на цели и задачи воспитания, в совокупности народных средств, умений и навыков воспитания и обучения”[5].
В данных и иных определениях народной педагогики обнаруживается ряд общих положений. Это - эмпирические знания, опыт масс, совокупность средств, умений и навыков воспитательной практики, бытующих в народе. Следовательно, народная педагогика изображает опыт и относится к средствам и идеям народного воспитания. Понятие “народной педагогики” в русскую и российскую педагогику впервые внесено К.Д. Ушинским [4].
Народная педагогика имеет ту особенность, что в ней нет строго сформулированных законов воспитания, систематизированных знаний, точных научных терминов и определений. Это — клад коллективного творчества разных людей многих поколений, народная мудрость, которая накапливается веками. Народный ум, как и воспитательный опыт, есть плод наблюдений за развитием детей, взаимоотношений между детьми, также детьми и взрослыми. Формулируется это в кратких изречениях, заповедях, поучительных пожеланиях. Эти изречения и пожелания выступают как бы в качестве постулатов и аксиом народной педагогики. Таковы, например, изречения: каковы родители — таковы дети; учи дитя, пока оно лежит поперек лавки; век живи - век учись и многие другие. Подобные изречения могут быть краткими напоминаниями и наставлениями о том, как поступать в некоторых воспитательных ситуациях: детей наказывай стыдом, а не кнутом; примеры полезнее наставлений; строгость учителя лучше ласки отца и другие.
К распространенным средствам народной педагогики относятся пословицы, поговорки, легенды, афоризмы и т.п. Именно эти виды народного творчества встречаются в повседневной жизни старшего поколения, когда те дают знание молодым о формах этике. Пословицы - «старина, не прошлое, а живой голос народа», «что ему надо сегодня и потребуется завтра». Когда в пословице говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения настоящего и будущего – осуждает и одобряет в зависимости от того, в какой мере прошлое, отраженное в афоризме, соответствует народным идеалам, его ожидания и чаяниям. В народе бытует много пословиц и поговорок, все они направлены на улучшение нравственных качеств личности. Одним внушает любовь к природе родного края, к птицам, зверям, другие учат быть честными, трудолюбивыми, добрыми [2].
Воспитательный потенциал народной педагогики неоднократно становился предметом научного рассмотрения. Он привлекал и привлекает сегодня пристальное внимание исследователей. В настоящее время ведется активная работа по изучению и систематизации опыта народной педагогики.
Существует ряд проблем, связанных с народной педагогикой. В целом исследования показывают, что родители редко применяют средства народной педагогики для воспитания. Не смотря на то, что родители признает значение опыта народной педагогики в воспитании. Но применяют в воспитании данные средства мало или далеко не все.
Среди огромного спектра форм и жанров народного творчества практически все родители используют только сказки. Такие формы устного народного творчества, как: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, игры, используются гораздо реже, а некоторыми родителями, не используются вообще. При выборе сказки для чтения часто нарушается принцип соответствия сказки возрасту детей. Родители используют сказки, предназначенные для старших детей.
Если рассмотреть программы воспитания детских садов, то следует отметить, что средства народной педагогики там присутствуют, но в довольно малом объеме. Также чаще всего используются только сказки и пословицы. Другие жанры народной педагогики чаще всего остаются в стороне.
Если рассматривать такие аспекты в детских садах, как наличие народной тематики в оформлении группы; наличие в группе народных игрушек (сюжетных; музыкальных; спортивных; дидактических) в соответствии с возрастом детей, их доступность; наличие в группе детских книжек с народными сказками, пестушками, прибаютками; отражение народной тематики в игровых уголках, то следует отметить, что все это фактически отсутствует.
В практике работы оформление групп детского сада все ориентировано на современный стиль, однако воспитатели стараются оснащать среду всевозможными предметами художественно-прикладного искусства, народными промыслами, погружать детей раннего возраста в народную культуру. В книжных уголках есть тематические книги со сказками, потешками, пестушками. Однако выбор их не очень разнообразен и представлены только русские народные сказки. Практически не представлены сказки, пестушки, потешки других народов страны (хотя группа интернациональная). Недостаточно представлены в группах народные игрушки (музыкальные, дидактические). Нет игровых уголков и уголков ряжения, ориентированных на народную тематику.
Недостаточное уделение внимания народной педагогике, в частности в оформлении групп, в наличии необходимого материала, можно считать проблемой в данном направлении.
Также можно наблюдать и следующие проблемы:
- Недостаточная теоретико-методическая разработанность проблемы использования опыта народной педагогики в работе с детьми раннего возраста.
- Недооценка потенциала народной педагогики в воспитании детей раннего возраста в практике образовательной работы, что обусловлено, по нашему мнению, низким уровнем профессиональной компетентности педагогов в данном вопросе, отсутствием у них необходимых знаний и умений.
- В настоящее время в семьях родителями недостаточно используется потенциал народной педагогики. Сами родители имеют очень ограниченные представления о разных средствах народной педагогики (практически не знают народных колыбельных песен, пестушек, потешек и т.д.). Наиболее популярной формой является чтение сказок, выбор которых так же ограничен по тематике и не всегда соответствует возрасту детей.
Важно понимать, что образование, не учитывающее существующее этническое самосознание и своеобразие, не может быть современным, более того, такое образование не является и профессиональным, поскольку выстраивается в отрыве от педагогической культуры народа. В России – полиэтнической стране – педагогика как подлинно демократический феномен не может функционировать созидательно без этнопедагогики. А это требует максимального внимания и непременного сохранения в учебных планах предметов этнокультурной направленности: «Мировая культура», «Отечественная культура», «Культура и традиции народов» и «Русская национальная культура» «Культура этноса». Отсюда потребность в педагогических кадрах, способных опираться в своей работе на традиции народной педагогики, ее воспитательную практику, на осмысление, понимание и применение в обучении и воспитании традиционных общечеловеческих ценностей.
Между тем в подготовке педагогов и наставников по народной педагогике сегодня существуют трудности, в частности связанные с потребностью использования этнокультурного наследия народа в подготовке кадров для общеобразовательных организаций и отсутствием четкого соотношения народной и научной педагогики в рамках этой подготовки.
Существующая теории и практика в целом не учитывают еще, что содержание подготовки по народной педагогике должно включать в себя подготовку студента к полиэтнической реальности; осознание себя и своей национальной культуры через понимание значимости других этнических культур; обеспечение возможности самореализации будущего специалиста в области образования независимо от его национальной, языковой и культурной принадлежности.
Пути решения данной проблемы следует видеть в том, чтобы подготовку по народной педагогике студентов в области образования рассматривать как основу их профессиональной подготовки. Её важно рассматривать не как дополнение к имеющемуся содержанию профессиональной подготовки студентов, а как равноправное взаимодействие этнокультуры, этнопедагогики и научной педагогики как основы профессионального становления будущего специалиста.
Живительная сила народной мудрости лучше раскрывается через наглядный пример, показ определенных практических навыков. Любой педагогический прием в этнопедагогике следует рассматривать только через «очеловечивание» каждого жеста, взгляда. Необходимое условие – овладение студентами важнейшими навыками культуры как родной, так и русской речи (тон, темп, ритм, выразительность).
Именно этнокультуризация и этнопедагогизация современного педагогического образования выступает необходимым условием понимания будущими педагогами своих учеников и воспитанников, их занятия в качестве педагога или его наставника для оптимальной реализации приобретенного в вузе профессионального потенциала в эффективном воспитании учащихся на традиционных духовно-нравственных ценностях.