ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТНР
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(212)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(212)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТНР
Актуальной проблемой на сегодняшний день являются нарушения письменной речи. Это подтверждают данные исследований Л.Н. Ефименковой, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, Л.Г. Парамоновой в которых количество младших школьников, имеющих расстройства письменной речи составляют 30% и постоянно увеличивается. Овладение письмом является необходимым компонентом для успешного обучения, социальной адаптации, а также дает возможность получения новых умений и навыков.
Впервые, термин, обозначающий нарушения письма, был описан известным немецким врачом Адольфом Куссмаулем в 1887 году и назван «дисграфией». Дисграфия представляет собой специфическое нарушение процесса письма, обусловленное недостаточной сформированностью когнитивных функций, используемых на письме, и выражается в специфических и повторяющихся ошибках. Наиболее распространенной формой нарушения письменной речи в младшем школьном возрасте становится акустическая дисграфия, связанная с недостаточностью фонематического слуха, при котором страдает различение фонем, обнаруживается нарушение звукобуквенного анализа. (Ляпидевский, Токарева)
Невзирая на большое количество исследований акустической дисграфии и использования в логопедической работе традиционных методов, встает вопрос использования альтернативных методов коррекции акустической дисграфии. Перспективным методом коррекционной работы с младшими школьниками с ТНР, имеющими нарушения письменной речи, является информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). В соответствии с концепцией внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс, компьютер должен стать ядром развивающей предметной среды. Достоинства ИКТ в специальном образовании выделены О.И. Кукушкиной: повышение эффективности подачи материала; организация групповой работы; активизация обучающихся; интерактивность обучения; формирование у детей мотивации и интереса к занятиям. [1, 100-105]. Также можно отметить и другие преимущества: значительная информационная вместимость; создание комфортной психологической атмосферы; улучшение результатов и качества самостоятельной работы каждого отдельного ученика; учет возрастных особенностей, способностей и интересов при работе с той или иной компьютерной программой; включение в процесс обучения продуктивных видов деятельности: сравнение, классификацию, конструирование, прогнозирование [3,127-130.]. Важно понимать и то, что использование мультимедиа не только не противоречит принципам обучения, а даже наоборот, тесно связано с несколькими из них. Одним из них является принцип опоры на сохранное звено, когда в работе используются компенсаторные возможности ребенка, сохранные звенья его психофизической организации. Так как акустическая дисграфия связана с недостаточностью фонематического восприятия, сохранным звеном выступает зрительный анализатор. На данный момент существует множество готовых компьютерных программ и тренажеров, используемых для развития речи, например: «Игры для Тигры», «Солнечный замок», «Фельфа-142», а также различные онлайн-порталы, такие как «Мерсибо». В логопедических занятиях не обязательно использовать только специально разработанные для этого программы. Эффективны и стандартные программы, такие как: «Microsoft Office Word» или «Microsoft Office PowerPoint» [3, 127-130]. В частности, используя «Microsoft Office PowerPoint» в специальном образовании можно не только создавать новые варианты заданий и упражнений, но и интегрировать уже имеющиеся методики в виде мультимедийных презентаций. Такой подход позволяет индивидуализировать коррекционную работу с каждым ребенком, используя при этом понятные, наглядные, красочные задания. Необходимо отметить, что использование мультимедийных презентаций позволяет придерживаться и комплексного подхода в коррекции акустической дисграфии у младших школьников с тяжелым нарушением речи. Например, используя презентации мы имеем возможность интеграции упражнений, направленных на развитие зрительной памяти, внимания, зрительного анализа и синтеза, развития пространственных представлений. Комплексный подход играет огромную роль в успешной коррекции акустической дисграфии, как и любого нарушения письменной речи. Программа «Microsoft Office PowerPoint» открывает перед нами следующие возможности:
-использование звуковых файлов, которые будут соотноситься с определенным звуком, словом или его частью для лучшего запоминания, а также звук может подкреплять правильность ответа ученика, что будет способствовать его мотивации к выполнению следующих упражнений и заданий;
-использование функции перемещения объектов, которая может служить для проверки правильности выполненных заданий;
- выделение цветом отдельных предметов, букв, частей слова, что позволит наилучшему запоминанию предъявляемого материала;
В заключении, можно сделать вывод о том, что использование мультимедийных презентаций не только актуально и соответствует веянию технологического прогресса, но и комплексно, соответствуя принципам обучения, позволяет проводить коррекционную работу по устранению акустической дисграфии у младших школьников с ТНР.