Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТНР

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(212)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Берестова Ю.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТНР // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 33(212). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/212/118051 (дата обращения: 21.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТНР

Берестова Юлия Александровна
студент, Костромской Государственный Университет, РФ, г. Кострома

 

Актуальной проблемой на сегодняшний день являются нарушения письменной речи. Это подтверждают данные исследований Л.Н. Ефименковой, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаевой, Л.Г. Парамоновой в которых количество младших школьников, имеющих расстройства письменной речи составляют 30% и постоянно увеличивается. Овладение письмом является необходимым компонентом для успешного обучения, социальной адаптации, а также дает возможность получения новых умений и навыков.

Впервые, термин, обозначающий нарушения письма, был описан известным немецким врачом Адольфом Куссмаулем в 1887 году и назван «дисграфией». Дисграфия представляет собой специфическое нарушение процесса письма, обусловленное недостаточной сформированностью когнитивных функций, используемых на письме, и выражается в специфических и повторяющихся ошибках. Наиболее распространенной формой нарушения письменной речи в младшем школьном возрасте становится акустическая дисграфия, связанная с недостаточностью фонематического слуха, при котором страдает различение фонем, обнаруживается нарушение звукобуквенного анализа. (Ляпидевский, Токарева)

Невзирая на большое количество исследований акустической дисграфии и использования в логопедической работе традиционных методов, встает вопрос использования альтернативных методов коррекции акустической дисграфии. Перспективным методом коррекционной работы с младшими школьниками с ТНР, имеющими нарушения письменной речи, является информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). В соответствии с концепцией внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс, компьютер должен стать ядром развивающей предметной среды. Достоинства ИКТ в специальном образовании выделены О.И. Кукушкиной: повышение эффективности подачи материала; организация групповой работы; активизация обучающихся; интерактивность обучения; формирование у детей мотивации и интереса к занятиям. [1, 100-105]. Также можно отметить и другие преимущества: значительная информационная вместимость; создание комфортной психологической атмосферы; улучшение результатов и качества самостоятельной работы каждого отдельного ученика; учет возрастных особенностей, способностей и интересов при работе с той или иной компьютерной программой; включение в процесс обучения продуктивных видов деятельности: сравнение, классификацию, конструирование, прогнозирование [3,127-130.]. Важно понимать и то, что использование мультимедиа не только не противоречит принципам обучения, а даже наоборот, тесно связано с несколькими из них. Одним из них является принцип опоры на сохранное звено, когда в работе используются компенсаторные возможности ребенка, сохранные звенья его психофизической организации. Так как акустическая дисграфия связана с недостаточностью фонематического восприятия, сохранным звеном выступает зрительный анализатор. На данный момент существует множество готовых компьютерных программ и тренажеров, используемых для развития речи, например: «Игры для Тигры», «Солнечный замок», «Фельфа-142», а также различные онлайн-порталы, такие как «Мерсибо». В логопедических занятиях не обязательно использовать только специально разработанные для этого программы. Эффективны и стандартные программы, такие как: «Microsoft Office Word» или «Microsoft Office PowerPoint» [3, 127-130]. В частности, используя «Microsoft Office PowerPoint» в специальном образовании можно не только создавать новые варианты заданий и упражнений, но и интегрировать уже имеющиеся методики в виде мультимедийных презентаций. Такой подход позволяет индивидуализировать коррекционную работу с каждым ребенком, используя при этом понятные, наглядные, красочные задания. Необходимо отметить, что использование мультимедийных презентаций позволяет придерживаться и комплексного подхода в коррекции акустической дисграфии у младших школьников с тяжелым нарушением речи. Например, используя презентации мы имеем возможность интеграции упражнений, направленных на развитие зрительной памяти, внимания, зрительного анализа и синтеза, развития пространственных представлений. Комплексный подход играет огромную роль в успешной коррекции акустической дисграфии, как и любого нарушения письменной речи. Программа «Microsoft Office PowerPoint» открывает перед нами следующие возможности:

-использование звуковых файлов, которые будут соотноситься с определенным звуком, словом или его частью для лучшего запоминания, а также звук может подкреплять правильность ответа ученика, что будет способствовать его мотивации к выполнению следующих упражнений и заданий;

-использование функции перемещения объектов, которая может служить для проверки правильности выполненных заданий;

- выделение цветом отдельных предметов, букв, частей слова, что позволит наилучшему запоминанию предъявляемого материала;

В заключении, можно сделать вывод о том, что использование мультимедийных презентаций не только актуально и соответствует веянию технологического прогресса, но и комплексно, соответствуя принципам обучения, позволяет проводить коррекционную работу по устранению акустической дисграфии у младших школьников с ТНР.

 

Список литературы:
1. Алексеева О.А. Мультимедийные технологии как средство коррекции нарушений письма у младших школьников [Текст] / О.А. Алексеева // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2013. – с. 100-105.
2. Аракчеева, О.В. Новые информационные технологии как наиболее эффективный способ коррекции нарушения письменной речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / О.В. Аркачеева // Образование людей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире. - 2014. - С. 13-15.
3. Малышева, М.А. Информационные технологии в специальном образовании [Текст] / М.А. Малышева // Специальное образование. - 2017.- С. 127-130.