ДИКТАНТ КАК СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(217)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(217)
ДИКТАНТ КАК СРЕДСТВО КОНТРОЛЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ
Аннотация. В данной статье рассматриваются диктанты как средство контроля письменной речи учащихся. Представлены некоторые виды диктантов, описаны конкретные примеры их применения на уроках русского языка. Обосновано использование диктантов для повышения уровня письменной речи школьников на уроках русского языка.
Ключевые слова: контроль, контрольный диктант, школьники, урок, русский язык, диктант, методика.
Одним из основных направлений реформирования современного образования в России является развитие у школьников ключевых компетенций, утвержденных в Федеральном государственном стандарте, в частности, языковой и речевой компетентности как необходимых условий социализации личности. В частности, меняется роль предмета «русский язык» в школе. Целью обучения русскому языку становится не только вооружение учащихся лингвистическими знаниями, но и развитие ученика как языковой и речевой личности [1].
Современная методика предлагает традиционные и современные виды диктантов, применяемых как средство контроля уровня развития речи на уроках русского языка. Все они могут быть разделены на категории по определенным основаниям:
- по основной цели диктанты на уроках русского языка могут быть контрольными или обучающими в зависимости от цели и их места в процессе изучения учебного материала;
- по структуре текста, которые используются учителем в процессе диктовки, они могут быть словарными, состоящими из отдельных предложений или словосочетаний, а также текстовыми, то есть представляют собой связные тексты;
- по восприятию текста диктант может быть слуховым, зрительным, зрительно-слуховым, самодиктантом (письмо по памяти);
- по содержанию – грамматические диктанты, стилистические, лексические, пунктуационно - орфографические;
- по характеру деятельности ученика диктант может быть без изменения текста или с изменением, когда записанный учащимися текст не совпадает в результате выполнения задания с оригиналом;
- по методике проведения все используемые на уроках русского языка диктанты отличаются, хотя названные характеристики применимы к каждому виду.
Это может быть, например, сигнальный диктант, по своим основным характеристикам он словарный, по содержанию – орфографический, обучающий (объяснительный), зрительный, с изменением текста [2, с. 220].
Контрольным диктантом традиционно принято называть слуховой пунктуационно - орфографический диктант без изменения текста. Он, как правило, рассчитан на весь урок или большую его часть. Проверка полученных знаний и сформированность умений и навыков, учащихся при проведении контрольного диктанта может быть эффективной в том случае, когда ему предшествовало выполнение серии тренировочных упражнений, позволяющих отрабатывать эти правила и при этом учащиеся показывают достаточную подготовку [3, с. 53]. Текст должен быть понятен учащимся по смыслу, близок по содержанию, а орфограммы и пунктограммы, имеющиеся в диктанте, должны соответствовать программе и разделам, пройденным на уроках русского языка. Однако в тексте контрольного диктанта должны содержаться не только последние изученные орфограммы, но и слова, в написании которых учащиеся испытывали затруднения в предыдущих письменных работах. Анализ и обобщение практики проведения диктантов на уроках русского языка в 5-м классе показывают, что ученики допускают наибольшее количество ошибок, описок и помарок в заключительной части диктанта, что во многом объясняется их утомлением. Наблюдается ослабление внимания и эмоциональное напряжение. В начале диктовки также может быть несколько больше ошибок, чем в середине за счет того, что учащиеся еще не успели сосредоточиться, втянуться в работу. Именно поэтому наибольшее количество ошибок, по мнению методистов, должно быть в середине диктуемого текста.
Готовые тексты диктантов (в специальных сборниках, методических пособиях для учителя), как правило, не учитывают эту проблему и подготовку конкретного класса. В этом случае учителю более целесообразно составить текст диктанта в соответствии с конкретными требованиями определенного этапа обучения и включить в него необходимые для конкретного класса трудные слова, распределив орфограммы и пунктограммы с учетом психологии восприятия и воспроизведения текста [4, с. 162].
Методика проведения диктанта заключается в том, что в начале урока необходимо медленно и выразительно прочитать весь текст диктанта. В это время учащиеся внимательно слушают и усваивают его содержание с целью правильного пунктуационного оформления текста. Затем учитель читает диктант отдельными предложениями, ученики в это время слушают, после этого учитель повторяет предложение по частям – учащиеся записывают.
Диктовать предложение следует не отдельными словами, а фразами, законченными смысловыми отрезками. Читать нужно медленно, но не настолько, чтобы терялась основная мысль текста, выраженная в предложении. Необходимо контролировать скорость записи текста под диктовку, чтобы все учащиеся успевали это делать. Недопустимо подсказывать написания в ходе диктовки, учитель должен владеть навыком литературного произношения [5, с. 194]. После окончания диктовки учащимся предоставляется 5–7 минут для самостоятельного прочитывания текста и исправления ошибок.
О предстоящем диктанте учащихся необходимо предупреждать заранее, целесообразно также называть правила, которые преимущественно будут использоваться в тексте. В соответствии с психологическими и физиологическими особенностями усвоения учебного материала контрольные диктанты не рекомендуется проводить в понедельник, в субботу, после праздников, сразу после каникул, на первом и последнем уроках, в непривычной обстановке. Кроме того, не следует пересаживать учеников с привычных мест перед написанием диктанта. Это также может способствовать снижению результативности работы в силу психологической напряженности.
Контрольный диктант может быть осложнен дополнительным грамматическим заданием. Они позволяют проверить дополнительные знания, умения и навыки учащихся, усвоенные в ходе изучения материала.
В системе контроля по русскому языку также применяются и другие виды диктантов. Рассмотрим основные из них.
Преимущество диктантов «Проверяю себя» перед другими видами заключается в том, что они позволяют отрабатывать навык применения орфографических и пунктуационных правил. Наибольшая значимость данного вида диктантов заключается в том, что в процессе работы над ними учащиеся выявляют орфограммы и пунктограммы, вследствие чего развивается орфографическая и пунктуационная зоркость.
Самодиктант, или письмо по памяти, применяется для усвоения определенных орфограмм, запоминание которых основывается по преимуществу на зрительных восприятиях. Он, как правило, проводится при усвоении и закреплении правописания слов с безударными гласными, слитного и раздельного написания наречий, традиционных написаний слов или исключений. Текст словарного диктанта может быть заучен наизусть после орфографического и пунктуационного анализа в классе; это может быть, например, стихотворение или прозаический отрывок по литературе. Диктант «Четвёртое лишнее» способствует развитию логического мышления: в процессе выполнения, учащиеся активно сопоставляют языковые факты. Обычно это тематическая подборка, 4–5 строк из четырех слов, одно из которых должно отличаться от всех только одним признаком. Сложным является не только выполнение диктанта, но и его составление. Необходимо всесторонне проанализировать слова, которые он включает в диктант. При этом тема диктанта ученикам должна быть заранее известна.
«Подскажи словечко» – орфографический диктант, в котором учащиеся изменяют текст диктанта, что добавляет элемент занимательности в работу. Работа заключается в том, что ученикам нужно подобрать то слово в рифму, которое предлагает учитель, но с заданной орфограммой. Когда в первый раз такой диктант предлагают пятиклассникам, следует предварить работу примерами стихов из детских книг. Чаще всего этот диктант используют при изучении слов с непроверяемой орфограммой.
Графический диктант с изменением текста заключается в том, что учащиеся записывают текст в виде условных знаков. Его можно использовать как при изучении синтаксиса и пунктуации, так и при усвоении орфограмм. Вместо слов ученики записывали схемы, будь то пунктуационные ошибки или орфограммы. От обычного составления схем после предложений в процессе синтаксического или словообразовательного разборов эта работа отличается тем, что учащиеся составляют схемы без визуального восприятия. Преимущество графического диктанта заключается в том, что он развивает у школьников грамматическую зоркость, учит воспринимать на слух не только конкретное содержание текста, но и его грамматическую структуру.
Важным аспектом эффективного применения диктанта как средства контроля письменной речи учащихся – соблюдение принципов отбора дидактического материала, применяемого в качестве текстов диктанта на уроках русского языка в 5 классе. Любой текст, применяемый на уроках русского языка, несет воспитательную нагрузку, поэтому отбор учебного материала на каждый урок в дидактических целях должен быть строгим и продуманным. Дидактический материал должен служить коммуникативно–развивающим задачам: формировать интерес учащихся, способствовать формированию у них желания и мотивации для дальнейшего изучения языка, создавать культурологический фон, содействовать психическому, интеллектуальному и нравственному становлению личности школьника.
Основные задачи обучения русскому языку – давать школьникам глубокие знания, формировать прочные умения и навыки, способствовать психологическому развитию учащихся. Решению всех этих задач способствует применение разнообразных форм и методов контроля.