Статья:

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Конференция: XLIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Широкова А.А. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(44). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/9(44).pdf (дата обращения: 27.02.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Широкова Анастасия Алексеевна
студент, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, РФ, г. Нерюнгри
Кобазова Юлия Владимировна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, РФ, г. Нерюнгри

 

Аннотация. В статье описаны основные методы организации коррекционной, развивающей и воспитательной работы с помощью игровой деятельности у дошкольников с задержкой умственного развития, условия развития игровой деятельности, обустройство игрового уголка в игровой комнате, основной учебный план, условия развития игровой деятельности дошкольников с задержкой умственного развития в течение дня. В распорядке дня специально подготовленного детского учреждения должно быть определенное время и для игры, и для отдыха. В игровой комнате нужно создать зоны, специально предназначенные для разных сюжетных игр: приготовление пищи в определенных местах, кормление, приготовление пищи для постели, детские ванны, игры в магазине, игры в больнице и парикмахерской, машины и строительные материалы, наборы инструментов, зоопарк, цирк и др.

 

Ключевые слова: игра, воспитательная работа, дидактическая игра, педагогика, умственное отставание, ребенок, воспитание умственно-отсталых детей, ведущий вид деятельности, коррекция, психические процессы.

 

В дошкольном возрасте игра является доминирующей, но не доминирующей деятельностью. Она содержит все направления развития, это источник развития. С игрой напрямую связано развитие мышления ребенка. Сопоставление этапов формирования мыслительных действий с этапами развития игровых действий показывает, что развитие мышления у детей напрямую связано с игрой. В игре ребенок активно социализируется, работает, используя развитые, обогащенные и закрепленные знания и навыки.

Принципиально важной и актуальной для специальной педагогики и психологии является проблема формирования игровой деятельности у детей с умственной отсталостью. Игра в жизни умственно отсталого дошкольника должна стать ведущим видом деятельности, предоставляя пространство для его непосредственного развития и влияя на развитие всех психических процессов и функций личности в целом. Игра способствует развитию познавательной деятельности ребенка, развитию мышления, речи, эмоциональных и коммуникативных отношений.

Знаменитые педагоги и психологи - Л.С. Выготский, Д. Эльконин, А. Лурия, А. Леонтьев, С. Рубинштейн, А. Запорожец, Е.А. Стребелева, О. Гаврилушкина, Н. Соколова и другие в своей работе уделяют внимание психологическим аспектам игры и ее значению в развитии умственно отсталого ребенка [3;6;7].

В психологии и педагогике преобладают представления о повсеместном использовании игры в процессе воспитания детей, что связано с ее определяющим значением для формирования самых основных психических образований. Их внешний вид подготавливает ребенка к переходу на новую, следующую ступень развития. Игра проходит в раннем и раннем дошкольном возрасте. Потребность в игре у детей с умственной отсталостью возникает только под влиянием обучения, особенно в возрасте 7-8 лет, когда дети приобретают различные знания об окружающей действительности, деятельности и отношениях людей, приобретают игровой опыт.

Л.С. Выготский в процессе замены реальных предметов игрушками, а реальных действий - забавными, ребенок под воздействием игры использует различные способы именования (визуальные символы, картинки, слова) [3].

Д. Эльконин, Л. Выготский представили основные положения концепции игры:

1. Игра возникает тогда, когда возникают немгновенные тенденции, и в то же время сохраняется тенденция к немедленному исполнению желаний, характерная для раннего детства.

2. Центральным и характерным элементом игровой деятельности является создание «воображаемой ситуации», которая заключается в принятии на себя роли взрослого и применении ее в игровой среде, созданной самим ребенком.

3. Любая игра с фиктивным состоянием также является игрой с правилами, и любая игра с правилами - это игра с фиктивным состоянием. Правила игры - это правила самого ребенка, внутренняя сдержанность и самоопределение.

4. В игре ребенок действует со смыслами, отделенными от предметов, но на основе реальных действий. В игре все внутренние процессы представлены во внешнем действии.

5. Игра порождает ситуации, в которых ребенок должен действовать импульсивно, а не на линии максимального сопротивления.

6. Игра является преобладающим, но не доминирующим видом деятельности в дошкольном возрасте. Включает в себя все направления развития; источник развития. Он обеспечивает изменение потребностей и изменение общего сознания природы.

Игра развивает функцию подстановки и присваивания, которая осуществляется в более сложных формах с помощью слов в процессе словесно-логического мышления. Поэтому игра имеет большое значение, особенно в формировании мыслительных процессов человека и произвольной регуляции действий человека.

Внося свой вклад в развитие игровой концепции как профессии, С.Л. Рубинштейн подчеркивает следующие особенности игры:

1. Игра - значимое занятие.

2. Игра выражает определенное отношение человека к окружающей реальности.

3. Суть игры - «талант, дизайн, преобразование действительности». Это способствует возникновению у ребенка потребности «воздействовать на мир».

4. В жизненном опыте, важном для ребенка, присутствуют игровые мотивы.

5. Действия в игре должны выражать смысл действия, отношение к цели, заключенное в мотиве.

6. В игре есть возможность заменить одни предметы на другие. Эти особенности игры определяют вероятность перехода в мнимое состояние.

7. Он извлекает из реальности все, чем живет игра, и воплощает в ней действие. Игра выходит за рамки ситуации, уходя от действенного сюжета, позволяющего раскрыть одни аспекты действительности больше, чем другие.

8. Значение игры для развития отдельных психических процессов и функций, а также личности ребенка в целом основывается на его отношении к роли. Играя, играя, ребенок не только «переносится в чью-то личность, но и расширяет, обогащает, углубляет свою личность». В игре ребенок испытывает самые настоящие эмоции. Во время игры он воплощает собственные чувства, желания, намерения.

В структуре игры можно выделить следующие элементы: мотив, тема, сюжет, игровое действие, игровая роль, мнимая ситуация, игровой материал.

Становление личности ребенка происходит в игровой форме.

Игра влияет на поведение дошкольника, создает оптимальные условия для усвоения ребенком произвольных форм поведения. Произвольное поведение, лежащее в основе произвольных действий, которые доминируют в основной игре, продолжает эффективно проявляться и в ролевых играх. Роль, психологический механизм которой, несомненно, связан с особой мотивацией к деятельности, воспроизводит поведение ребенка, он начинает контролировать себя. Следуя образцу для подражания, ребенок подавляет импульсы и желания, придерживаясь поведенческих стандартов, установленных ролью.

Успешное развитие игровой деятельности у дошкольников с задержкой умственного развития во многом зависит от правильной организации коррекционно-развивающего обучения играм и игровым приемам. Педагогическому коллективу частного дошкольного учреждения особенно важно понимать, что игровая деятельность жизненно важна для всего коррекционно-воспитательного процесса, правильная организация предметного образа - одно из важных условий возникновения и развития процессуальной игры детей с задержкой умственного развития.

Рассмотрим условия развития игровой деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В групповой комнате должно быть достаточно разных игрушек, которые нужно расставить таким образом, чтобы помочь детям разыграть тот или иной сюжет, поэтому в игровой комнате должны быть созданы специально предназначенные для детей зоны для различных сюжетных игр: готовки, кормления, приготовление пищи для сна, мытье кукол, игры в магазине, игры в больнице и парикмахерской и т. д., размещение автомобилей и строительных материалов в определенных местах, наборы инструментов, игрушки для игр, зоопарк, цирк и т. д.

Игровая площадка должна быть удобной, чтобы дети могли играть как индивидуально, так и небольшими группами, в зависимости от их интересов и степени нарушения (нозологии). Все игрушки должны быть доступны и постоянно храниться, чтобы дети могли легко находить нужные им предметы для игр [1].

Тем не менее, игровое поле никогда не должно ограничиваться углами. Каждый ребенок имеет право играть где угодно и когда угодно, например, играть в куклы, животных, птиц и т.д., а также играть с маленькими игрушками. Воспитатель сам может предложить ребенку место для игры, например, «собака говорит, что хочет кушать, давайте ее здесь покормим (указывая на пол / ковер / стол), посмотрите - это он». Детские спальни, раздевалки, больницы, кроватки для младенцев и т.д., а также можно использовать как детскую площадку при этом ребенку комфортно менять игровую площадку по своему желанию, ширина комнаты позволяет ребенку менять условия игры, он ничего не боится извне, ребенок сознательно участвует в игре, в это время открывается мышление, развивается воображение, что способствует «торможению» развития [2].

Если ребенок, независимо от того, взрослый он или нет, устроил место для игры в углу, на ковре или на стуле / столе, исходя из своего желания играть и игрушек, в которые они играют, остановите игру, не просите ребенка немедленно, попросите ребенка поставить все игрушки на место. Если ребенок не чистит игрушки сам через определенное время, то он должен сам взять игрушки и положить их обратно, иногда прерывая игру, и дети возвращаются. Сохранение площадки стимулирует возобновление игровых действий, стимулирует дальнейшее развитие сюжета и мышления ребенка.

Чтобы поддерживать интерес детей к игре, рекомендуется периодически обновлять игровой материал, заменять игрушки, которые можно временно хранить в закрытом шкафу, ящике, где дети устали или не очень интересны [3].

В режиме специального образования в детских садах должно быть определенное время как для игровой комнаты, так и для развлечений. Даже если это требование соблюдено, у детей не всегда есть достаточно времени для игр по разным причинам: мало или совсем нет времени для игр. Например, играйте в игры, читайте, смотрите фильмы, слушайте сказки или музыку и т. Д. Его можно заменить неукоснительным соблюдением моментов режима, распорядка дня и планомерным ведением занятий. Игры для умственно отсталых дошкольников. Согласно программе обучения и воспитания умственно отсталых детей дошкольного возраста распорядок дня можно разделить на несколько частей, во время которых следует выделить не менее 2,5 часов на организацию игр для детей в течение дня. Недельное пребывание в специальном детском образовательном учреждении для детей с умственной отсталостью начинается с выполнения режимных моментов и соблюдения программы.

В небольших группах детям не хватает навыков ухода за собой. На поведение тратится больше времени, чем у старшеклассников. Не следует забывать, что во всех группах гигиенические процедуры завершаются за 20-30 минут до завтрака, даже если вы вводите определенное время для приготовления завтрака, у детей есть возможность поиграть. Имеет смысл использовать это короткое время для вовлечения детей в индивидуальную игру. Детей необходимо рассыпать по площадке и предлагать им разные виды игр, а также долгие ролевые игры. После завтрака, когда подгруппа уходит на занятия с учителем, дефектолог проводит игры со второй подгруппой. Затем подгруппы меняются, после окончания подготовительных занятий большинство детей отправляется на прогулку около полутора часов, здесь можно устраивать различные игры или развивающие занятия, работать на свежем воздухе, главное: основные действия должны быть веселыми [4; 5].

Наличие необходимых устройств для организации игр и занятий на детских площадках образовательного учреждения (специального учебного заведения для детей с задержкой умственного развития) значительно облегчает прогулки на свежем воздухе и проведение свободного времени. В каждой группе обязательно должны быть наборы игрушек для подвижных игр, в зависимости от погодных условий воспитатель проводит с детьми разные игры, например, в холодное время года детям лучше всего смотреть подвижные игры, они не мерзнут и не замерзают. Они постоянно находятся в движении, и в жаркую погоду воспитатель, особенно с использованием натуральных материалов в окружающей среде, должен организовывать различные строительные игры (песок, вода, палки, камни и т. д.). Можно организовать ролевые игры или игры с детьми, в которых физическая активность детей зависит от установленных правил игры, поощряется использование соревновательных игр, особенно для того, чтобы дать возможность расслабиться после физических нагрузок, снять стресс, снять усталость, рационально участвовать в дидактических играх, организовать собственный мини-кукольный театр и т. д.

Во второй половине дня по плану в учебном заведении педагог организовывает занятия по обучению детей ролевым, дидактическим и подвижным играм. Вечером, незадолго до обеда, для общего развития умственно отсталых дошкольников используются различные дидактические игры.

В заключение можно сделать вывод: при правильном планировании, систематическом выполнении игр и различных развивающих занятий в течение дня создаются необходимые условия для формирования и развития игровой деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой умственного развития.

 

Список литературы:
1. Адаптивное физическое воспитание и спорт / под ред. Джозефа П. Винника. Киев: Олимп, лит., 2010. - 607 с.
2. Айрес Э.Д. Ребенок и сенсорная интеграция: понимание скрытых проблем развития с практ. рекомендациями для родителей и специалистов. -M.: Tepe-винф, 2009. - 268 с.
3. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. соч.: в 6 т., т. 4. М.: Педагогика, 1984. - 480 с.
4. Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2009. - 269 с.
5. Пласкунова Э.В. Влияние коррекционно-развивающих и стимулирующих упражнений на формирование движений у учащихся с аутизмом // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2011. № 4. С. 24.
6. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1986. - 192 с.
7. Соколова Н.Д. Игровая деятельность умственно отсталых дошкольников. М.: Просвещение, 1993. - 111 с.
8. Черняева Т.И. Социальная реабилитация «нетипичных» детей // Социологические исследования. 2005. № 6. С. 85-94.