ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС ДИНАМИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(240)
Рубрика: Химия
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(240)
ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС ДИНАМИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Аннотация. Статья посвящена различным аспектам разработки и применения компьютерных тренажерных комплексов (КТК) в образовательном процессе учебных заведений и на промышленных предприятиях. Описана и апробирована технология разработки таких программ на практике, ее возможности и потенциал. Сделаны выводы об актуальности внедрения данных комплексов в учебных заведениях и снижения рисков (производственных, технологических, профессиональных) на технологических объектах (ТО) промышленных предприятий.
Ключевые слова: Трихлорсилан - Четыреххлористый кремний, компьютерный тренажерный комплекс, математическое моделирование, снижение рисков.
Программный комплекс – это модель, которая позволяет имитировать реальные процессы, происходящие в технологическом объекте, в том числе процесс управления этим объектом, а также позволяет контролировать процесс обучения. Работающий в реальном масштабе времени комплекс математических моделей технологических процессов решает с высокой точностью статическую и динамическую задачи для разнообразных режимов технологического оборудования, которое применяется в химической отрасли.
Тренажер обеспечивает возможности
- выработки у обучающихся интеллектуальных навыков управления технологическим оборудованием;
- глубокого анализа самых сложных режимов работы оборудования;
- совершенствование оперативной квалификации технического персонала химических предприятий,
В Чувашском государственном университете им. И. Н.Ульянова есть компьютерный класс, в котором студенты, обучающиеся по направлениям «химическая технология и защиты окружающей среды» разрабатывают динамические модели промышленных процессов. В процессе изучения работы конструктора динамического моделирования на занятиях разрабатывается:
- Мнемосхема следующих аппаратов - емкость, теплообменник, насос;
- Математическая модель процессов, происходящих в этих аппаратах (материальный и тепловой баланс);
- Система автоматического контроля и управления процессом
- Система автоматического регулирования теплообменника;
- Сигнализация параметров по критическим значениям;
- Блокировка управляемых элементов (вентиля, задвижки, насосы) по различным критическим значениям;
- Система противоаварийных защит (релейные защиты)[2].
На рисунке ниже представлен режим работы без сценария. Для этого заходим в модель тренажерного комплекса «Производство Трихлорсилана - Четыреххлористого кремния» и переходим на стадию «Десорбция и осушка хлористого водорода». В этом режиме можно контролировать параметры процесса, такие как давление, температуру, объем, можно включать в работу насос, заполнять ёмкости и колонну.
Рисунок 1. Десорбция и осушка хлористого водорода
Таким образом, обучение и тренировка в имитируемом компьютером пространстве модели позволяет:
1. Перемещаться «по объекту» и наблюдать изменения показаний
приборов и других элементов отображений;
2. Наблюдать и слышать работу сигнализации, обнаруживать визуально и по звуку все изменения, происходящие в системе;
3. Воздействовать на все элементы управления (запорно- регулирующую арматуру с любым видом управления; пусковые и остановочные кнопки).
4. Выполнить управление в имитируемом компьютером пространстве;
5. Выявлять самостоятельно по визуальным и звуковым опознавательным признакам предаварийные или аварийные ситуации.