ПРАВО НА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В ПЕРИОД ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(240)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(240)
ПРАВО НА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В ПЕРИОД ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
В современном обществе образование рассматривается как приоритетное направление деятельности государства. Право на образование является конституционным социально-экономическим правом гражданина России это закреплено в ст.43 Конституции РФ [1], однако в отношении осужденных к лишению свободы механизм его реализации имеет свои особенности.
Отношения в сфере образования детально упорядочены Федеральным законом от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [4] (далее – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии со ст. 2 указанного закона, под образованием понимается общественно значимое благо, которое осуществляется в интересах человека, общества и государства в целом. В настоящее время очень много государственных программ, которые поддерживают развитие образования. Поэтому образование – одно из основных направлений политики. В возможности реализации образовательных потребностей граждан выражается степень реализации данного права.
Возможность осуществления права на образование у граждан Российской Федерации, которые осуждены к лишению свободы ограничена специфическими условиями изоляции от общества и имеет некоторые особенности.
В ч.2 ст.9 УИК РФ [5] говорится, что основными средствами исправления осужденных являются установленный порядок исполнения и отбывания наказания, воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие.
Надо отметить, что в законе говорится об образовании как об одном из средств исправления осужденного. А воспитатели и психологи исправительных учреждений отмечают, что получение высшего образования лицом, отбывающим наказание, положительно влияет на его дисциплину, а также является одним из факторов, повышающих адаптационных способностей осужденного.
Правовые основы получения осужденными к лишению свободы высшего образования закреплены в ч.9 ст. 81 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ст. 108 УИК РФ. В исправительных учреждениях обеспечивается реализация права осужденных на получения всех уровней образования, в т.ч. и высшего, но с определенными ограничениями, например, осужденные к лишению свободы могут получать высшее образование исключительно в заочной форме, т.к. они не могу лично присутствовать на занятиях.
Необходимо отметить, что механизм реализации данного права до сих пор четко не выработан. Согласно пенитенциарному законодательству администрация исправительного учреждения обязана оказывать всевозможное содействие осужденным в получении высшего образования.
Но если таких возможностей у исправительного учреждения нет, то у осужденных возникает проблема реализации данного права. Так одной их проблем реализации данного права является то, что нет целостной системы получения высшего образования осужденными. В каждом конкретном случае вопрос об обучении осужденных в образовательных организациях высшего образования исходя из возможностей сторон исправительного учреждения.
Но есть и положительные аспекты получения такого образования осужденными к лишению свободы. Одним из плюсов является то, что осужденный может обучаться в любой образовательной организации, в том числе той, которая находится в другом субъекте, также еще одним плюсом является то, что обучении, как правило, по индивидуальному учебному плану с учетом режимных требований и индивидуальных особенностей, при этом студенты приобретают навыки самостоятельного поиска информации и умения работать с ней, но при это преподаватели осуществляют непрерывный контроль качества знаний и их усвоение, а оценку уровня знаний обеспечивают определенные компьютерные самостоятельные работы.
Реализация такого вида получения высшего образования требует определённой технической оснащенности исправительного учреждения, а также доступ к электронным образовательным ресурсам и телекоммуникационным технологиям, что исправительное учреждение не всегда может обеспечить.
Для того чтобы организовать получение высшего образования лицами, осужденными к лишению свободы, по моему мнению, необходимо разработать саму концепцию обучения в исправительных учреждениях; изучить возможности образовательных организаций по предоставлению бюджетных мест и льгот по оплате обучения; привлекать работодателей, которые нуждаются в квалифицированных кадрах к оказанию помощи в получении осужденными соответствующего диплома об образовании; информирование осужденных о возможности получения высшего образования, а также о программах, которые предлагают вузы.
Подводя итог, можно сказать о том, что организация получения осужденными к лишению свободы высшего образования является стимулом для их правопослушного поведения, обеспечивает полезную занятость обучающихся и способствует более успешной реинтеграцию в общество после освобождения из исправительного учреждения.