Статья:

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА УЧИТЕЛЯ В ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(241)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Борзенко А.В. ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА УЧИТЕЛЯ В ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 18(241). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/241/126655 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА УЧИТЕЛЯ В ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Борзенко Алика Владимировна
студент, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь
Фокин Александр Алексеевич
научный руководитель, д-р филол. наук доцент кафедры русской и мировой литературы и технологий обучения, Ставропольский государственный педагогический институт, РФ, г. Ставрополь

 

Аннотация. русская литература немыслима без таких понятий, как «образование», «воспитание», «школа», «учитель». Даже при беглом знакомстве с ними становится очевидным то, как часто писатели обращаются к теме школы и образу учителя, которые становятся метафорами национальной истории и культуры. В данной статье исследуется и описывается специфика образа учителя в различных художественных произведениях русских писателей, актуализирующих просветительскую, нравственно-этическую проблематику русской литературы; дается характеристика трансформации образа учителя в истории русской литературы с XVIII по XXI вв. Феномен учительства изучался в свете религиозно-учительной традиции русской литературы, в социокультурном, философско-культурологическом аспектах. В работе рассмотрена возможность формирования негативной и положительной профессиональной идентичности учителя, снижения или повышения социального престижа профессии в массовом сознании средствами художественной литературы. Обращение к образу учителя позволило обозначить важнейшие особенности художественного мира многих писателей, которые определяют в своем творчестве доминирование того или иного типа учителя.

 

Ключевые слова: русская литература; учитель; трансформация образа учителя; учитель-наставник; учитель-шарлатан; учитель-революционер; учитель-патриот; требования к учителю; ценности педагогического образования.

 

Каким должен быть современный учитель, каково его предназначение сегодня? Ответы дает литература, которая хранит самые разнообразные образы учителей, служащие примером высокой нравственности и духовного совершенства. В ней можно проследить, как на каждом историческом этапе выдвигают и новые требования к учителю, и образ идеального педагога или каким он не должен быть.

Тема учителя является традиционной в русской литературе. Образы педагогов в художественных произведениях представлены разнопланово: сатирические персонажи (Д.И. Фонвизин «Недоросль» (1783)), формалисты (А.П. Чехов «Человек в футляре» л (1898)), ь праведники (Н.С. Лесков «Кадетский монастырь» (1880)), добрые наставники, проявляющие отеческую заботу о своих воспитанниках и формирующих их нравственные представления (В.П. с Астафьев «Кража» (1966), «Фотография, на которой меня нет» (1968), В. Распутин «Уроки французского» (1973)), учителя-новаторы, находящиеся в поиске своей педагогической системы (Г. Полонский «Ключ без права передачи» (2005)) и др. В современной литературе сильна тенденция изображения учителей в абсурдистской манере (К. Драгунская, С. Седов), часто встречаем образы карикатурного и пародийного характера (А. Гиваргизов), и гиперболизируется формализм в изображении и учительской профессии, пренебрежение личностью ученика (И.В. Лукьянова «Стеклянный шарик» (2012), М. Тарковский «Полет совы» (2017)).

Тема образа учителя на протяжении всей истории литературы была в центре внимания и писателей. Вопрос об отражении образовательного процесса в древнерусской литературе весьма сложный, как и вопрос о том, какие письменные и источники этого периода мы и можем (и можем ли вообще?) называть литературой. Чтобы немного упростить задачу и избавиться от лишних теорий, начнём нашу литературную историю с известной точки, а именно – со времён Петра Великого. Образовательные реформы Петра I сталкивались с сопротивлением со стороны консервативной части общества. Обучение воспринимали т как бесполезное занятие, которое требует затрат, а, главное, наносит урон обучающемуся. Чтобы детей не пытались «спасти» от образования, император предписал выдавать прошедшим обучение «свидетельствованные письма», без у которых не разрешалось жениться [2, С. 235].

На момент написания Д.И. Фонвизиным «Недоросля» в 1782 году этот закон всё ещё сохранял свою силу. Неудивительно, что отношение к обучению самого «недоросля» и его семьи чисто формальное. Учителя Цыфиркин и Кутейкин – персонажи комические. Они боятся г-жу Простакову, готовы отступить и перед бездельем и глупостью Митрофанушки. Есть в пьесе и учитель-самозванец: бывший кучер Вральман, у поступивший гувернёром к Простаковым. Ни один из этих учителей не выполняет своих функций. Все они подчинились невежеству своих хозяев и не способны ему противостать. Но есть среди героев и те, кто выполняет и воспитательную функцию: Правдин и Стародум – настоящие наставники. Они стремятся и донести до ученика истину, их речь построена как монолог, отличающийся особенной афористичностью. На первый план выступает воспитание у нравственное, а не предметное. Традиция, заложенная в России Фонвизиным, просуществовала почти весь XIX век [6, С. 18].

Много учителей работало у дворян и помещиков «на дому»; зачастую, слабо образованные родители брали на э работу иностранцев, даже не проверяя, учителя они, или н нет. Образ учителя-шарлатана появляется у Пушкина в романе «Дубровский». Учитель-француз Дефорж выбран в гувернёры лишь благодаря своему к иностранному происхождению, но не имеет педагогических навыков. И в «Капитанской дочке» учителю Бопре отведена та же роль. В «Мертвых душах» Н.В. Гоголя учитель сыновей Манилова уже не бездействует, учит, но при этом явно далёк от настоящего наставника: всё ещё сохраняет черты наёмника, прислуги [3, С. 415].

Насколько такое положение дел во всех случаях соответствовало действительности сказать у наверняка сложно. Но нам известно, что абсолютной выдумкой это не было. Наличие учителя, особенно иностранца, по-прежнему говорило о статусе семьи, о её соответствии светским нормам. При этом требования и были невысокими.

К середине XIX века стала формироваться государственная система образования. В её основу легло беспрекословное и подчинение учителю ученика и правота педагога. Следствием этого стало формирование и стереотипа «учитель всегда прав, даже если он не прав». Основная задача учителя заключалась в контроле и за дисциплиной учеников. Естественно, в таких условиях у педагога не оставалось времени на творчество, и система шаблонов проникла в сферу образования. Особенности личности учителя данного периода определялись следующими явлениями: низкой престижностью положения, привычкой подчиняться, невозможностью высказать свое мнение, страхом, вызванным постоянными проверками, и при этом уверенностью в своей власти над учениками [4, С. 279].

После революции образ учителя в литературных произведениях значительно изменился. Теперь учитель – это революционер, подвижник, строитель нового общества. Именно поэтому учителя становятся популярными героями художественных произведений того времени. В первые послереволюционные годы взаимоотношения и между учениками и учителями изменились. Особый упор был сделан на необходимость уважать личность обучающегося, и учитывая его интересы. В произведениях А. Макаренко, которые послужили образцом для образования школьных коммун, показана даже некоторая анархическая вольница среди учеников, но в результате это способствовало демократизации школьной жизни [5, С. 304].

В годы Великой Отечественной войны от учителя и требовалось не только знание предмета, но и особая и душевная теплота и самоотдача. Он должен был не слепо следовать учебной программе, а нести идеи добра и мира, которые помогали бы выжить в трудное время. Таким учителем можно назвать Лидию Михайловну, и героиню повести В.Г. Распутина «Уроки французского». Подвиг учителей в годы войны подтвердил «мудрость» истины о значении личного примера в воспитании подрастающего поколения. Воспитать патриота и гражданина, готового служить Родине, сформировать стойкий характер, способный к преодолению любых трудностей, увлечь молодые сердца и умы жаждой знания и в столь тяжелые времена – с такой задачей может справиться только учитель, в котором его воспитанники и видели образец яркой личности, посвятившей себя и служению людям.

В произведениях 60-х и начала 70-х годов XX века кола становится местом, где учителя и ученики взаимно воспитывают друг друга. Духовно в наших глазах растёт учитель, но с ним и ученик. Ученик сокращает и дистанцию и подтягивается к учителю. Таким образом, учитель становится ученику и не просто другом и наставником, он сотрудничает с ним. Следовательно, авторы произведений потихоньку начинают критиковать и личные качества учителей. Сама оценка учителя и учительства выражается и уже не с позиции взрослого, а с позиции ученика, общество становится и на сторону ученика, учитель перестает быть единственно правым героем произведения. Произведения становятся жестче, реалистичнее, учитель зачастую изображается как одинокий, малообеспеченный, несчастливый в личной жизни (Л. Разумовская «Дорогая Елена Сергеевна»), занятый собственными делами и не обращающий внимания на проблемы учеников человек (В.К. Железников «Чучело») [1, С. 235].

В истории России был и переломный момент в середине 80-х годов XX века. В это время происходит крушение полного контроля, страна переходит на демократический путь и, следовательно, в корне меняется уклад жизни общества. Это очень влияет и на образ учителя, потому что в произведениях 80-х-90-х годов дистанция между учителем и учеником сокращается все больше и больше [7, С. 116]. Подчиняться школьным порядкам или отстаивать индивидуальный, и нестандартный подход в современной школе – проблематика романа А.В. Иванова «Географ глобус пропил», написанного в 1995 году.

Учителя XXI века можно увидеть в произведение В. Тендрякова «Ночь после выпуска» (2001). В произведении рассказывается и о том, как выпускники идут по ночному городу и после выпускного вечера и рассуждают и о том, что школа и учителя, оказывается, не научили их самому главному – жить. Учителей показывают с другой стороны. Не со стороны человека, которого и уважают, или который является чем-то сверхъестественным. Теперь учителя можно осуждать, он уже не на высоте, как и было раньше.

В другом и современном рассказе Евгения Гришковца «Начальник» (2007), центральным героем становится Владимир Лаврентьевич – преподаватель фотокружка. Это учитель и по призванию. Он мастер и своего дела, и на свой кружок он берёт не каждого, а детей с определёнными способностями к этому виду деятельности, и которые тоже нужно разглядеть.

Таким образом, изменился сам стиль написания повествований. Это либо воспоминания и уже взрослых авторов об учителях их детства, либо образ учителя встречается скорее мельком. Мы увидели, что изменения в обществе, обусловленные историческим процессом, отражаются и в сфере образования. э Учитель меняется о с течением времени и под влиянием окружающей обстановки. Литература, в свою очередь, фиксирует эти изменения, а значит, и образ учителя в литературе также трансформируется.

 

Список литературы:
1. Власова М.В. Образ учителя и риторическая традиция в русской литературе второй половины XVIII – XIX веков // Материалы X международной научной конференции «Пушкинские чтения» (6 июня 2005 г.) / Под ред. Т.В. Мальцевой. СПб.: САГА, 2005. С. 235.
2. Власова М.В. Типология образа учителя и коммуникативные стратегии учительства в русской литературе. Томск: Изд-во Том. политехн. ун-та, 2004. С. 297-302.
3. История русской литературы: В 4 т. Л.: Наука, 1980. Т. 1. Древнерусская литература. Литература XVIII века. 816 с.
4. История русской литературы: В 4 т. Л.: Наука, 1982. Т. 3. Расцвет реализма. 876 с.
5. История русской литературы: В 4 т. Л.: Наука, 1983. Т. 4. Литература конца XIX - начала XX века (1861-1917). 789 с.
6. Лещинский В.И. Всегда ли прав учитель? М.: «Педагогика», 1990. 160 с.
7. Пискунов А.И. «История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века», М.: ТЦ «Сфера», 2005. 512с.