Статья:

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ НРАВСТВЕННОЙ ТЕМАТИКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №29(296)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Бортвина А.А. СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ НРАВСТВЕННОЙ ТЕМАТИКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 29(296). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/296/152591 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ НРАВСТВЕННОЙ ТЕМАТИКИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Бортвина Анастасия Александровна
студент, Омский Государственный университет филиал в г. Таре, РФ, г. Тара

 

MORAL NOUNS AS A TOOL FOR THE FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

 

Anastasia Bortvina

Student, Omsk State University branch in Tara, Russia, Tara

 

Аннотация. В статье рассматривается роль существительных нравственной тематики в процессе обучения русскому языку, в частности, при написании сочинений. Анализируется их потенциал для формирования ценностных ориентиров учащихся, развития эмоционального интеллекта и нравственного сознания. Предлагаются методические рекомендации по использованию данной лексической группы в учебном процессе.

Abstract. The article examines the role of moral nouns in the process of teaching the Russian language, in particular, when writing essays. Their potential for the formation of students' value orientations, the development of emotional intelligence and moral consciousness is analyzed. Methodological recommendations on the use of this lexical group in the educational process are offered.

 

Ключевые слова: русский язык, сочинение, нравственность, ценностные ориентиры, лексика, эмоциональный интеллект.

Keywords: russian language, composition, morality, value orientations, vocabulary, emotional intelligence.

 

Процесс обучения и воспитания обучающихся многогранен и сложен. Современное образование призвано не только давать знания, но и формировать личность, способную к нравственному выбору и ответственным поступкам. Важную роль в этом процессе играет изучение русского языка, который обладает богатейшим словарным запасом, отражающим многообразие нравственных категорий. К данной лексической группе относятся слова, обозначающие:

  • Нравственные качества: доброта, честность, справедливость, мужество, ответственность, сострадание, милосердие, благородство, верность, долг, совесть.
  • Нравственные ценности: дружба, любовь, семья, Родина, свобода, мир, истина, красота, жизнь, смерть.
  • Нравственные категории: добро, зло, правда, ложь, долг, совесть, честь, достоинство.

Существительные нравственной тематики в формировании ценностных ориентиров обучающихся имеют важную роль. Они обогащают словарный запас учащихся, позволяют им точнее и глубже выражать свои мыли и чувства. Влияют на развитие эмоционального интеллекта. Работа с текстами, насыщенными нравственной лексикой, стимулирует эмоциональное восприятие, развивает эмпатию, учит понимать чувства и мотивы поступков других людей. Формируют нравственное сознание обучающихся. Анализ и интерпретация текстов, содержащих нравственную проблематику, способствуют формированию нравственных убеждений, этических норм и ценностных ориентиров учащихся.

Можно выделить следующие методические рекомендации по использованию существительных нравственной тематики на уроках русского языка:

  • Работа с толковыми словарями: Анализ лексического значения слов, подбор синонимов и антонимов, составление словосочетаний и предложений.
  • Анализ художественных текстов: Выявление и анализ слов с нравственным значением, определение их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения.
  • Творческие задания: Написание сочинений-рассуждений на нравственные темы, составление рассказов, эссе, стихотворений с использованием лексики нравственной тематики.
  • Дискуссии и ролевые игры: Обсуждение нравственных проблем, проигрывание ситуаций, требующих нравственного выбора.

Для наглядной иллюстрации практической реализации предложенных методических рекомендаций рассмотрим пример работы с существительными нравственной тематики на уроке русского языка в 5 классе со следующим заданием: написать сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба?»

Этапы урока:

1. Мотивационный этап: Учитель организует беседу о важности дружбы в жизни человека. Учащиеся делятся своими мыслями, приводят примеры настоящей дружбы из жизни и литературы.

2. Работа с лексикой: Учитель предлагает учащимся составить список слов, которые ассоциируются у них с понятием "дружба" (доброта, взаимопомощь, преданность, честность, сопереживание). Проводится работа с толковым словарем: уточняется лексическое значение слова "дружба", подбираются синонимы (товарищество, приятельство).

3. Анализ текста: Учащиеся читают текст о дружбе (например, отрывок из повести В. Катаева «Белеет парус одинокий»). Выделяются ключевые слова, характеризующие отношения героев, анализируются их поступки с точки зрения нравственности.

4. Подготовка к написанию сочинения: Совместно с учителем составляется план сочинения-рассуждения. Учащиеся подбирают аргументы и примеры из собственного опыта и прочитанных произведений.

5. Самостоятельная работа: Учащиеся пишут сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба?», используя лексику нравственной тематики.

6. Рефлексия: Учащиеся делятся своими впечатлениями от урока, оценивают свою работу, а также можно использовать взаимопроверку.

В результате проведения урока учащиеся могут прийти к следующим планирующим результатам: расширение своего словарного запаса лексикой нравственной тематики, углубление своих представлений о дружбе как о важной нравственной ценности, получение умения аргументированно выражать свои мысли в письменной форме.

Таким образом, целенаправленная и систематическая работа с существительными нравственной тематики на уроках русского языка будет способствовать формированию у учащихся прочных нравственных устоев, развитию их эмоционального интеллекта и воспитанию и формированию гражданской позиции подрастающего поколения.

 

Список литературы:
1. Лихачев, Д.С. Письма о добром и прекрасном. - М.: Детская литература, 1989.
2. Амонашвили, Ш.А. Основы гуманной педагогики. - М.: Амрита-Русь, 2017.
3. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянська школа, 1988.
4. Франкл, В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990.