Статья:

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(241)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Ефимова Е.В. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 18(241). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/241/126669 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Ефимова Екатерина Валерьевна
магистрант, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула

 

Время идет, улучшается инфраструктура, развиваются торговые системы, но экономические проблемы всё также препятствуют развитию страны.

Основные понятия финансовой грамотности:

  1. Это определенные знания, которые включат в себя структурные особенности, основные положения и правовые акты.
  2. Умение сравнивать финансовые отношения участников рынка, построения знаний о финансовом потенциале, определение прав и обязанностей участников корпоративного и частного рынка и представителей государственной власти.
  3. Финансовая грамотность - это набор знаний о видах инвестиций, типах и характеристиках финансовых рынков.

Признаки, которые определяют финансовую грамотность населения:

  1. Умение вести личный бюджет;
  2. Базовые знания понятий инвестиций и страхования;
  3. Знания в области тем, связанных с кредитом;
  4. Умение распознать мошенничество (фишинг). 

В последние годы финансовая грамотность привлекла внимание широкого круга крупных банковских компаний, частных учреждений и различных организаций, а также, к сожалению, «дефицит» финансовой грамотности стало причиной увеличения уровня мошенничества.

Такие недостатки финансовой грамотности могут повлиять на повседневное управление денежными средствами отдельного человека или семьи и способность делать сбережения для достижения долгосрочных целей, например, покупка дома, получение высшего образования или финансирование выхода на пенсию. Неэффективное управление капиталом также может привести к поведению, которое делает потребителей уязвимыми перед серьезными финансовыми кризисами. У всех людей разные жизненные потребности: квартира или дом; машина или велосипед; медицинские услуги или услуги косметолога и т.д.

Удовлетворение одних людей необходимо для поддержания жизнедеятельности человека, а другие возникают в ходе цивилизации и обеспечивают полноту нашего существования.

Экономическая деятельность связана не только с потреблением, но и с процессом производства, продажи и обмена. В этой деятельности участвуют три основных типа участников:

1. Прежде всего, это индивидуальные потребители или семьи (так экономисты называют большее количество людей, живущих вместе и имеющие схожие потребности).

2. Коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, которые производят эти товары и услуги (экономические интересы). Целью деловой деятельности компании является максимальное полученная прибыль (называемая ресурсной), которая образуется, когда стоимость произведенного продукта превышает стоимость в виде ресурсов, затраченных в процессе производства. Таким образом, увеличение прибыли компании создает инвестицию- вложение в развитие собственного производства.

3. Страна, главной целью которой является повышение благосостояния своих граждан. Государству важно обеспечить максимальный комфорт гражданам, но для этого необходимо постоянное урегулирование экономической деятельности на благо общества. Именно поэтому устанавливаются определенные правила, ограничения и законы, которые необходимо соблюдать.

По результатам проводимого исследования «НАФИ», уже в 2019 году оценка уровня финансовой грамотности в России весьма неутешительная. Из максимального 21-го балла Россия набрала 12. Среди двадцати стран участвующих в этом эксперименте, Россия оказалась на 9 месте (Рис.1.).

 

Рисунок 1. Рейтинг финансовой грамотности среди 20-ти стран[3]

 

На изображении (Рис.2.) показан распределение баллов между (знаниями, навыками, установками). Подводя итог опроса, Россияне наиболее эрудированы в области приобретённых навыков, и большая часть населения, проходя тест, опиралась именно на этот аспект.

 

Рисунок 2. Индекс финансовой грамотности россиян [3]

 

Чтобы повысить уровень финансовой грамотности, необходимо внедрить в школы, университеты уроки или пары, посвящённые этой теме, чтобы подростки были подготовлены к финансовым проблемам, с которыми им предстоит столкнуться в жизни. Также можно открыть бесплатные онлайн курсы для желающих любого возраста, при этом сам курс должен максимально упираться на практические задания и создания индивидуальных выдуманных ситуаций, выход из которых учащихся должны найти, имея уже теоретические знания. Эта методика поможет лучше усвоить изученную информацию.

 

Список литературы:
1. Алешин В.А., Шевченко Д.А. (2010). Рациональное и нерациональное в экономическом поведении человека на современном финансовом рынке // Вселенная человека, № 1, С. 227-234.
2. Богдашевский А. Основы финансовой грамотности / А. Богдашевский – М.: Альбина Лаблишер, 2017. – 1 – 30 с.
3. Вагабов М.М., Сфиева З.Х., Нырова Ф.А., Тибилова Л.В. Основные направления повышения финансовой грамотности населения в России и за рубежом. // «Известия ДГПУ». − 2015. − №2. − С. 16−18.