ПРИМЕНЕНИЕ БЕНЧМАРКИНГА РОССИЙСКИМИ КОМПАНИЯМИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(241)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(241)
ПРИМЕНЕНИЕ БЕНЧМАРКИНГА РОССИЙСКИМИ КОМПАНИЯМИ
Аннотация. В наши дни компании все больше конкурируют между собой не только на локальных, но и на глобальном рынке, и одним из их главных стремлений является соответствие мировым стандартам.
В связи с этим рынок становится все более конкурентным, возникает необходимость в постоянном мониторинге, сборе и анализе информацию о деятельности конкурентов и ведущих компаний, не только в целях конкурентного противодействия, но и в целях сравнения их результатов с результатами собственной организации, а также для того, чтобы узнать новые методы и способы повышения конкурентоспособности. Бенчмаркинг отражает суть этого подхода и в настоящее время является действительно важным инструментом для исследования рыночных условий, оценки конкурентной позиции компании и оценки ее конкурентной позиции, на основе чего принимаются стратегически важные решения.
Ключевые слова: бенчмаркинг, применение бенчмаркинга российскими компаниями, этапы бенчмаркинга.
Бенчмаркинг-это набор методов, используемых для изучения опыта конкурентов с целью внедрения передового опыта в вашей компании. Обычно он используется для сравнения вашего бизнеса с отраслевыми эталонами, то есть с лучшими компаниями на рынке. Критериями обычно являются бизнес-процессы, подход к ведению бизнеса, производственные затраты, качество продукции и удовлетворенность клиентов.
Как правило, бенчмаркинг используется в следующих случаях:
- Когда необходимо сравнить показатели компании с лучшими рыночными практиками в данной отрасли, чтобы выбрать направления развития и бизнес-процессы, требующие повышения эффективности;
- При внедрении новых технологий в компании, если топ-менеджмент не имеет представления, как новое внедрение отразится на эффективности компании;
- В случаях, когда конкуренты в отрасли искусственно занижают ожидаемые эффекты. В таком случае наличие объективных рыночных данных может оказать существенную помощь в работе с сопротивлением, а по итогу — в достижении позитивных изменений.
Исходя из вышеперечисленных случаев применения бенчмаркинга, можно выделить несколько видов:
- Сравнительный анализ. Включает в себя сбор и сравнение количественных данных (KPI). Часто сравнительный анализ является первым шагом при выявлении пробелов в производительности компании;
- Практический анализ. Представляет собой сбор и сравнение качественной информации об осуществлении процессов в ходе деятельности компании;
- Внутренний анализ. В ходе проведения внутреннего анализа сравниваются показатели разных бизнес-единиц компании или продуктовых линеек;
- Внешний анализ. Предполагает сравнение показателей или практик одной компании с другими, имеющими схожие бизнес-процессы или работающих в одной отрасли.
На сегодняшний день бенчмаркинг применяется при решении практически любой бизнес-задачи.
Следует отметить, что бенчмаркинг может быть эффективен только в случае корректного применения.
Для эффективного применения бенчмаркинга необходим выбор компаний, в отношении которых будут проводиться исследовательские мероприятия, были со схожей бизнес-моделью, целевой аудиторией и другими необходимыми параметрами.
Кроме того, необходимо понимать, что одни и те же показатели в разных компания могут иметь разные методологии расчета, из чего следует, что эксперту будет необходимо проанализировать релевантность данных для сравнения или провести мероприятия, направленные на унификацию таких показателей.
Исходя из этого можно выделить некоторые положительные и отрицательные стороны бенчмаркинга:
К плюсам можно отнести следующее:
- Быстрое повышение качества производимого продукта, за счет изучения аналогичных продуктов более сильных конкурентов;
- Позволяет заранее выявить возможное появление сложностей и потерь прибыли, благодаря изучению чужого отрицательного опыта;
- Возможность оптимизации бизнес-процессов внутри компании, за счет применения лучших практик в отрасли;
- Данный метод не требует существенных финансовых и временных затрат.
Несмотря на вышеперечисленные плюсы, бенчмаркинг имеет и ряд недостатков, которые также необходимо принимать во внимание:
- Бенчмаркинг дает ответ на вопрос «что нужно сделать, чтобы достигнуть…?», но не дает конкретного ответа на вопрос «как это достигнуть?» . Так как все компании, как правило, имеют разные возможности, то перенимание опыта лидера в отрасли может пагубно сказаться на вашей компании, например, по причине нехватки ресурсов;
- Во-вторых, невозможность применения в инновационных продуктах. При выпуске нового продукта компания, вероятнее всего, столкнется с чем-то новым и неизвестным для нее, а в том случае, если рынок для такого продукта будет новым, то и перенимать опыт будет не у кого, что может привести компанию к потери некоторой части прибыли.
Как правило, российские компании перенимают и внедряют опыт западных компаний.
Такая тенденция объясняется тем, что они готовы делиться информацией и предоставлять практику для внедрения.
В отличие от западных компаний, российские предпочитают не делиться своим опытом публично.
Именно поэтому в основном перенимается и внедряется опты западных моделей ведения бизнеса. Рассмотрим несколько примеров.
Успешная трансформация Сбербанка была проведена благодаря использованию бенчмаркинга.
Сперва был перенят опыт японской автомобильной компании. На основе модели Toyota Сбербанк построил собственную управленческую платформу, которая называется «Производственная система Сбербанка». На следующем этапе была проведена отладка банковских процессов. За основу была взята система Shared Service Centre, используемая в США. На основа данной система Сбербанку удалось построить собственную систему центра обслуживания клиентов.
Трансформация Сбербанка была начата в 2008 году и продолжается по сей день.
Руководство Газпрома, изучая опыт западных организаций нефтяной отрасли, обнаружило, что российские нефтяные компании сами бурят скважины, в то время как большинство буровых услуг оказывают сторонние независимые компании.
Руководство Газпрома решило перенять западный опыт и выделить бурение скважин на аутсорсинг, создав независимую компанию Бургаз.
Косметологическая компания «Невская косметика» также активно использует бенчмаркинг для улучшения своих внутренних процессов.
Изучив опыт западных компаний в отрасли уходовой косметики, были созданы специальные службы, по адаптации такого опыта к собственным потребностям. В качестве объектов бенчмаркинга компания выбрала четыре компании из Европы и США - Procter & Gamble, L`Oreal, Unilever и Henkel, лидеров в производстве и дистрибуции парфюмерии и косметики.
Как видно из приведенных примеров бенчмаркинг активно и успешно применяется крупными российскими компаниями, вследствие чего такие компанию улучшают свои позиции на рынке и становятся более эффективными, что доказывает эффективность и необходимость применения данного метода.