Анализ совершенствование контроля, осуществляемого Федеральным казначейством в сфере закупок в соответствии с ч.8 ст.99 Закона №44-ФЗ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(32)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(32)
Анализ совершенствование контроля, осуществляемого Федеральным казначейством в сфере закупок в соответствии с ч.8 ст.99 Закона №44-ФЗ
На сегодняшний день при осуществлении контроля в сфере контрактных отношений проводимым Федеральным казначейством Российской Федерации (далее – ФК) в пределах полномочий, определенных нормативно-правовыми актами РФ, поставлена задача «обеспечить деятельность по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений в финансово-бюджетной сфере и внешнему контролю качества работы аудиторских организаций» [5].
В рамках выполнения поставленной задачи особое внимание при проведении контрольных мероприятий в отношении ч.8 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – ФЗ - N 44) выделены основные вопросы, подлежащие контролю:
· соблюдения требований к обоснованию закупок и обоснованности закупок;
· соблюдения правил нормирования в сфере закупок;
· обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график [1, ст.8].
Работа над совершенствованием законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок носит непрерывный характер. С 1 июля 2018 года вводится система референтных (усредненных) цен на товары, работы, услуги, закупаемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также для нужд отдельных видов юридических лиц.
Расчет референтных цен производится автоматически с учетом объемов закупки посредством использования ресурсов единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения.
Рисунок 1. Расчет референтной цены [4, п.4]
где: Цреф - цены за единицу лекарственного препарата по данным контрактов за 12 месяцев, предшествующих месяцу расчета, из единой информационной системы в сфере закупок, без учета НДС и оптовой надбавки;
Vi - объем поставки лекарственного препарата для отдельной группы лекарственных препаратов;
Цi - цена единицы лекарственного препарата для отдельной группы лекарственных препаратов [4, п.4].
Министерство здравоохранения адаптировало для работы с ЕИС Информационно-аналитическую систему министерства здравоохранения, в которой ведется государственный реестр лекарственных средств и государственный реестр предельно отпускных цен, которыми должны руководствоваться контролеры при проведении контрольно-ревизионных мероприятий.
На данный момент система находится в тестовом режиме и какие будут последствия на момент ввода референтной цены неизвестны. У ФК и Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС) вызывает опасения, что это может отразится на закупках лекарственных препаратов. На данный момент, до ввода референтной цены в ЕИС, заказчиком производится расчет на основе ранее заключенных идентичных контрактов.
ФК с 2018 года установило новые подходы при проведении контрольно-ревизионных мероприятий:
· – риск-ориентированный;
· – отраслевой.
Под риск-ориентированным подходом понимается проведение контрольно-ревизионных мероприятий на этапе размещения заказчиком в Единой Информационной Системе (далее – ЕИС) данных о закупке, пока заказчик не получил извещение о проведение электронного аукциона [2, ст. 8.1]. Таким образом акцент делается не на проверке исполненных и заключенных контрактов, а на проверке нормирования, обоснования начальной (максимальной цены контракта), что позволяет предотвратить неэффективное использование бюджетных средств.
Под отраслевым подходом понимается, разработка министерствами стандартов, в которых будут установлены требования к обоснованию закупок и правила нормирования для осуществления закупок в своей отрасли.
Первопроходцем к разработке таких стандартов стало Министерство здравоохранения РФ.
В 2018 году вступили в силу следующие приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации:
· Приказ от 26 октября 2017 г. N 870н "Об Утверждении типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения и информационной карты типового контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения" (далее – Приказ-N 870н);
· Приказ от 26 октября 2017 г. N 871н "Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок" (далее – Приказ-N 871н).
Письмом ФК от 09.02.2018 №07-04-05/20-2026 определен перечень организаций в отношении, которых необходимо провести контрольные мероприятия в том числе в части проверки планирования и осуществления закупок лекарственных препаратов.
«Пилотными» регионами, осуществляющие проведение контрольных мероприятий в сфере закупок лекарственных препаратов являются города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург и Новосибирская область.
Проверяемыми вопросами контрольных мероприятий являлись:
· определение цены единицы лекарственного препарата (очистка от оптовой надбавки, НДС, не ЖНВЛП);
· эквивалентность лекарственных препаратов по форме дозировке;
· минимальное и максимальное значение предельной отпускной цены;
· надлежащие источники информации;
· вторичность закупки;
· не превышение предельной отпускной цены (ЖНВЛП);
· выборка контрактов и договоров при определении средневзвешенной цены за единицу лекарственного препарата;
· заключение контрактов в лекарственных формах;
· референтная цена.
При проведении контрольных мероприятий ФК в пилотных регионах были выявлены следующие проблемные вопросы, которые не корректно отражены в приказах Министерства здравоохранения Российской Федерации N 870н и N 871н:
· не установлены требования к лекарственным формам, в частности единица измерения лекарственных препаратов. Таким образом в планах-графиках могут отражаться данные в единице измерения упаковка, а при осуществлении закупки в штуках;
· существует проблема взаимозаменяемости лекарственных средств в частности отсутствие критериев взаимозаменяемости препаратов (таблетки с оболочкой, таблетки без оболочки, капсулы и т.д.).
ФК и ФАС планирует, что к концу 2018 года, введенная с 1 июля 2018 года референтная цена в ЕИС будет отображать корректные данные.
С 2019 года основаниями для проведения контрольно-ревизионных мероприятий ФК будут основываться на подготовленных системой ЕИС данных в разделе Мониторинг ЕИС, а именинно:
· превышение средних цен по данным ЕИС;
· превышение установленных предельных цен;
· не соответствие кода ОКПД2 по объекту закупки и способа определения поставщика, методы обоснования НМЦК.
При наличии всех вышеперечисленных условий ФК будет организовывать контрольно-ревизионные мероприятия, для предотвращения нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств.
Таким образом, для совершенствования контроля в сфере контрактных отношений Центральный Аппарат ФК планирует разработать и утвердить методические рекомендации по следующим вопросам:
· создание единого классификатора нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере, которым будут установлены единые формулировки нарушений, а также разграничены полномочия при составлении протоколов, актов, предписаний и представлений между ФК и ФАС;
· разработка шаблонов при проведении контрольных мероприятий в медицинских учреждениях, которые осуществляют закупку лекарственных препаратов, согласно которому, можно будет конкретно определить на какой стадии и при каких расчетах совершена ошибка вычислений и меры, применяемые к устранению данных нарушений.
В случае получения положительного опыта в разработке стандарта, в котором будут установлены требования к обоснованию закупок и правила нормирования для осуществления закупок Министерством здравоохранения Российской Федерации. Федеральное казначейство планирует продолжить работу в данном направлении с другими министерствами и ведомствами для совершенствования контроля в сфере контрактных отношений в ч.8 ст. 99 ФЗ - N 44.