ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(241)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(241)
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Естественнонаучное образование обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка за время его обучения и воспитания в школе. К дисциплинам данного цикла относятся такие учебные предметы, как: биология, химия, экология, естествознание, природоведение, окружающий мир, физика, география и астрономия. В зависимости от запросов общества их объем и место в учебных планах менялись [1].
На сегодняшний день в России совершенствуется система взглядов на роль и значение естественнонаучного образования в процессе социализации школьников в мире быстрого прогресса технологий и подходов к их внедрению в жизнь. Оно рассматривается как основа для развития научного мировоззрения и ценностного отношения к окружающему миру. Изучение естественнонаучных дисциплин должно быть направлено на формирование у школьников знаний, умений и навыков, которые потребуются и для продолжения образования, и для определения собственного профессионального пути, формирования мировоззренческой позиции. Подход, основанный на изучении отдельных разделов разных естественных наук в школе, перестает быть актуальным, так как с каждым днем объем научных знаний стремительно растет. Поэтому сейчас активно внедряются профильные классы с медицинским и естественнонаучным уклоном, где данные дисциплины изучаются на более углубленном уровне и имеют теоретическую и практическую связь с будущей профессиональной деятельностью [3].
В ходе преподавания естественнонаучных дисциплин не стоит забывать, что каждая из них является только частью знаний человека о природе, что научные идеи – одна из составляющих человеческой культуры, и, познав законы природы, можно многое создать, но и многое уничтожить, в том числе и жизнь на Земле. Гуманистический и экологический аспекты должны стать неотъемлемыми составляющими естественнонаучного образования в школе и найти отражение в его целях и содержании [2].
Современное естественнонаучное образование направлено на развитие экологической культуры личности, что важно для всего человечества. Формирование основ экологической культуры ребенка помогает ему усваивать практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, что в свою очередь обеспечивает его выживание и развитие.
К основным принципам, регламентирующим естественнонаучное образование, относятся: научность, доступность, гуманизация, фундаментальность, непрерывность, генерализация знаний, историчность, вариативность, гуманитаризация и целостность.
Исходя из принципа непрерывности образования изучение естественнонаучных дисциплин в школе осуществляется в форме трех составляющих: в начальной школе – пропедевтическое, в основной школе – систематическое, а в средней школе, с учетом склонностей учащихся – дифференцированное [4].
Необходимо учитывать тот факт, что учащиеся, заканчивая основную школу, могут в дальнейшем не изучать естественнонаучные дисциплины. Поэтому для получения базовое образование учебные курсы этих предметов в основной школе должны быть внутренне замкнуты. Содержание курсов естественнонаучных дисциплин для основной школы должно в доступной для учащихся форме отражать все основные разделы современной науки. Большой акцент должен быть направлен на гуманитарную, мировоззренческую и методологическую роль науки, изучение научного метода познания окружающего мира, определение роли человека в процессе изучения природы [1].
Изучение естественнонаучной картины мира в историческом развитии с использованием большого числа демонстрационных опытов, формирующих образные представления о природных явлениях, использование проблемного стиля изложения учебного материала позволяют преодолеть отрицательную реакцию учащихся на естественнонаучные дисциплины, вызванную несоответствием мотивации школьников содержанию естественных наук как учебных предметов [2].
Улучшение экспериментальной и прикладной подготовки учащихся тесно связано с улучшением материально-технической базы школы, оснащением ее современным учебным оборудованием, техническими средствами обучения.