Статья:

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(241)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Фатеева К.В. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 18(241). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/241/126945 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Фатеева Карина Витальевна
студент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород
Чернявских Светлана Дмитриевна
научный руководитель, канд. биол. наук, доцент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

Естественнонаучное образование обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка за время его обучения и воспитания в школе. К дисциплинам данного цикла относятся такие учебные предметы, как: биология, химия, экология, естествознание, природоведение, окружающий мир, физика, география и астрономия. В зависимости от запросов общества их объем и место в учебных планах менялись [1].

На сегодняшний день в России совершенствуется система взглядов на роль и значение естественнонаучного образования в процессе социализации школьников в мире быстрого прогресса технологий и подходов к их внедрению в жизнь. Оно рассматривается как основа для развития научного мировоззрения и ценностного отношения к окружающему миру. Изучение естественнонаучных дисциплин должно быть направлено на формирование у школьников знаний, умений и навыков, которые потребуются и для продолжения образования, и для определения собственного профессионального пути, формирования мировоззренческой позиции. Подход, основанный на изучении отдельных разделов разных естественных наук в школе, перестает быть актуальным, так как с каждым днем объем научных знаний стремительно растет. Поэтому сейчас активно внедряются профильные классы с медицинским и естественнонаучным уклоном, где данные дисциплины изучаются на более углубленном уровне и имеют теоретическую и практическую связь с будущей профессиональной деятельностью [3].

В ходе преподавания естественнонаучных дисциплин не стоит забывать, что каждая из них является только частью знаний человека о природе, что научные идеи – одна из составляющих человеческой культуры, и, познав законы природы, можно многое создать, но и многое уничтожить, в том числе и жизнь на Земле. Гуманистический и экологический аспекты должны стать неотъемлемыми составляющими естественнонаучного образования в школе и найти отражение в его целях и содержании [2].

Современное естественнонаучное образование направлено на развитие экологической культуры личности, что важно для всего человечества.  Формирование основ экологической культуры ребенка помогает ему усваивать практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, что в свою очередь обеспечивает его выживание и развитие.

К основным принципам, регламентирующим естественнонаучное образование, относятся: научность, доступность, гуманизация, фундаментальность, непрерывность, генерализация знаний, историчность, вариативность, гуманитаризация и целостность.

Исходя из принципа непрерывности образования изучение естественнонаучных дисциплин в школе осуществляется в форме трех составляющих: в начальной школе – пропедевтическое, в основной школе – систематическое, а в средней школе, с учетом склонностей учащихся – дифференцированное [4].

Необходимо учитывать тот факт, что учащиеся, заканчивая основную школу, могут в дальнейшем не изучать естественнонаучные дисциплины. Поэтому для получения базовое образование учебные курсы этих предметов в основной школе должны быть внутренне замкнуты. Содержание курсов естественнонаучных дисциплин для основной школы должно в доступной для учащихся форме отражать все основные разделы современной науки. Большой акцент должен быть направлен на гуманитарную, мировоззренческую и методологическую роль науки, изучение научного метода познания окружающего мира, определение роли человека в процессе изучения природы [1].

Изучение естественнонаучной картины мира в историческом развитии с использованием большого числа демонстрационных опытов, формирующих образные представления о природных явлениях, использование проблемного стиля изложения учебного материала позволяют преодолеть отрицательную реакцию учащихся на естественнонаучные дисциплины, вызванную несоответствием мотивации школьников содержанию естественных наук как учебных предметов [2].

Улучшение экспериментальной и прикладной подготовки учащихся тесно связано с улучшением материально-технической базы школы, оснащением ее современным учебным оборудованием, техническими средствами обучения.

 

Список литературы:
1. Боровицкий П.И. Избранные труды. Методика преподавания естествознания. – СПб.: Детская литература, 2005. – 142 с.
2. Заграничная Н. А., Паршутина Л. А., Пентин А. Ю. Научный метод познания в школьном естественнонаучном образовании: обучение химии и биологии // Отечественная и зарубежная педагогика.  – 2019. – № 1-57. – С. 6-27.
3. Ламехова Е.А. Состояние проблемы развития учащихся в теории и практике отечественной школы до 1917 года (на примере естествознания) // Самарский научный вестник. – 2018. – № 1(22). – С. 269-275 
4. Левшина С.В. Выявление путей обновления содержания школьного естественнонаучного образования: актуальность решения научной задачи // Символ науки. – 2016. – № 6-2. – С. 171-174.