ПОДХОДЫ В ОПРЕДЕЛЕНИИ СУЩНОСТИ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(241)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(241)
ПОДХОДЫ В ОПРЕДЕЛЕНИИ СУЩНОСТИ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Маркетинговыми исследованиями называется процесс сбора, обработки и обобщения информации, касающейся всех сфер деятельности объекта. В настоящее время нет единого представления о том, что такое маркетинговые исследования, в связи с этим в таблице 1 представлены трактовки понятия маркетинговые исследования с позиции различных авторов.
Таблица 1.
Различные трактовки понятия «маркетинговые исследования»
Автор |
Определение |
Токарев В.В. [2, с 56] |
Маркетинговые исследования представляют собой процесс исследования, направленный на изучение элементов маркетингового комплекса, которые могут быть проведены как для одного предприятия, так и для группы предприятий |
Беляевский И.К. [4, с. 64] |
Под маркетинговыми исследованиями можно понимать любые исследования, целью которых является удовлетворение потребности маркетинга предприятия в информационных и аналитических данных |
Казаков С.П. [3, с. 84] |
Маркетинговые исследования можно представить в виде функции, которая является связующим звеном компании и потребителя посредством информации. При этом информация направлена на выявление проблем предприятия в сфере маркетинга, с целью разработки, оценки и дальнейшего контроля мероприятий. |
Друкер П. [5, с. 18] |
Маркетинговые исследования направлены на изучение не только внешней, но и внутренней среды маркетинга предприятия, что связывает стратегические направления деятельности предприятия с внешней средой. |
Котлер Ф. [1, с. 121] |
Маркетинговые исследования представляют собой сбор и анализ данных, которые направлены на реализацию маркетинговой ситуации, которая стоит перед фирмой |
На наш взгляд, маркетинговые исследования представляют собой способ получения информации в процессе проведения исследовательской деятельности, которые могут выступать в качестве связующей функции между товаропроизводителем (производителем услуг на финансовом рынке) и потребителем.
Целью маркетинговых исследований всегда является подготовка достаточной информационной базы для выработки маркетинговой стратегии. Кроме того, можно выделить следующие цели проведения маркетинговых исследований [5, c. 27]:
- проведение анализа рынка, на котором функционирует организация, выявление основных тенденций развития рынка, которые напрямую касаются деятельности организации;
- проведение исследований ниши, которую занимает организация, определение емкости рынка, изучение спроса на действующий ассортиментный ряд, а также на потенциальные новинки;
- анализ конкурентной стратегии действующих на рынке организаций, на основании чего разработка собственной конкурентной стратегии;
- осуществление коммуникации с покупателями и потребителями, поставщиками и партнерами через каналы, которые удобны целевой аудитории;
- формирование определенного корпоративного имиджа на действующем рынке;
- определение целевой аудитории;
- выявление потребностей целевой аудитории, а также потенциальной целевой аудитории;
- разработка стратегии и тактики ведения бизнеса на основе проведения комплексного исследования рынка.
При проведении маркетинговых исследований организация должна придерживаться следующих принципов, что позволит укрепить позиции и увеличить рыночную долю [3, c. 92]:
- маркетинговые исследования должны производиться на постоянной основе, регулярное исследование динамики рынка;
- необходимо уделять время на полноценное планирование проведения маркетинговых исследований, видов и методов в соответствии с видом деятельности организации;
- маркетинговые исследования должны проводиться с учетом изменчивости внешней среды, должны использоваться методы, которые отвечают тенденциям развития рынка. На основании этого подлежит изменениям маркетинговой стратегии.
В зависимости от охвата аудитории маркетинговые исследования классифицируются следующим образом [1, c. 62]:
- массовые маркетинговые исследование, чаще всего проводятся производителями товаров массового потребления (например, продуктов питания, бытовой техники, одежды и пр.). Исследуются инструменты, которые позволяют привлечь массовую аудиторию (например, интерес к акциям, скидкам, бренду);
- таргетированные маркетинговые исследования (которые ограничены одной целевой аудиторией, фокус на один участок). Основной целью использования таких маркетинговых исследований является удовлетворение потребности определенной группы потребителей для компаний, которые работают с одной нишей;
- дифференцированные маркетинговые исследования (проводятся компаниями, которые реализуют товары разной направленности, например, супермаркеты, оптовые и розничные базы).
Таким образом, можно сделать вывод, что под маркетинговыми исследованиями в данной работе понимаем способ получения информации в процессе проведения исследовательской деятельности, которые могут выступать в качестве связующей функции между товаропроизводителем (производителем услуг на финансовом рынке) и потребителем.