ПРОБЛЕМАТИКА ПРИНЦИПОВ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(242)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(242)
ПРОБЛЕМАТИКА ПРИНЦИПОВ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
Принципы регулируют осуществление государственных закупок и устанавливают рамки для управления требованиями к государственным закупкам, а также определяют границы, в пределах которых должны выстраиваться отношения.
В соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 2 июля 2021 г.) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» «контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок».
Закон выделяет множество принципов, однако в рамках данной научной статьи были исследовано лишь три принципа: открытость, прозрачность, конкурентность.
Открытость. Все условия, а также требования к государственным закупкам обязаны быть открыты для всех лиц рассматриваемых отношений. Помимо прямых участников, должен быть осуществлён доступ общественности к информации, которая содержит в себе данные о государственных закупков. Есть исключения, например, если сведения конфиденциальны, то такие условия и требования не могут придаваться публичной огласке. Такая информация, уровень её значения и распространения детально должны отображаться в соответствующих нормативных правовых актах или правилах. Кроме того, в контрактной сфере существуют выборочные или ограниченные торги, которые в свою очередь также влияют на общедоступность в той или иной мере, например, определённая фирма, не отвечающая требованиям, не может иметь доступ к документации.
Прозрачность. Прозрачность относится к идее открытости, которая включает в себя публичность способов заключения контрактов и положений, регулирующих каждую процедуру, а также возможность проверки соблюдения правил. Этот принцип предполагает, что все заинтересованные лица, а также общественность должны иметь доступ к сведениям о проведении, процессе государственных закупок, только если информация не обязана находится в тайне, например, к конфиденциальной информации относятся государственные закупки, осуществляемые и связанные с обороной страны.
После ознакомления со всей документацией каждое заинтересованное лицо должно иметь представление о предстоящем конкурсе, поэтому документация должна включать в себя сведения:
- о характере требования;
- условия и критерии отбора;
- крайний срок подачи документов;
- место и способ подачи документов;
- и др.[1]
Помимо выше сказанного, все дальнейшие изменения в документации не могут проходить без уведомления всех заинтересованных лиц. Это необходимо для своевременного реагирования на внесенные изменения и для продолжения участия в процессе государственных закупок.
Отсутствие прозрачности может повлечь за собой трудности и сделать процесс государственных закупок чрезвычайно сложным.
Конкуренция. Конкуренция является неотъемлемой частью государственных закупок, поскольку она гарантирует наилучшие условия контракта.
Для повышения конкурентоспособности и для большого и качественного отклика заинтересованных лиц, условия к процедуре государственных закупок должны иметь максимальную силу распространения.[2] Это приведет к заключению контрактов по конкурентоспособной цене. Стоит отметить, что этот принцип распространяет действие не на все контракты, поскольку все требования индивидуальны, например, от срочности закупок конкуренция ослабевает. Такие ситуации случаются, и они вполне оправданы, однако должны быть сведены к минимуму.
Таким образом, наиболее важными из этих общих принципов права в контексте закупок являются: открытость, прозрачность, конкурентность. Важно не только иметь чёткое представление о принципах государственных закупок, но и применять их таким образом, чтобы они служили руководящими принципами в процессе принятия решений. Благодаря интеграции этих принципов в трудовую этику результаты решений будут соответствовать принципам государственных закупок.