Статья:

ПРОБЛЕМАТИКА ПРИНЦИПОВ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(242)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Кутюкова М.А. ПРОБЛЕМАТИКА ПРИНЦИПОВ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 19(242). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/242/127095 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМАТИКА ПРИНЦИПОВ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

Кутюкова Мария Алексеевна
студент, Сибирский институт управления, РФ, г. Новосибирск

 

Принципы регулируют осуществление государственных закупок и устанавливают рамки для управления требованиями к государственным закупкам, а также определяют границы, в пределах которых должны выстраиваться отношения.

В соответствии со статьёй 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 2 июля 2021 г.) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» «контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок».

Закон выделяет множество принципов, однако в рамках данной научной статьи были исследовано лишь три принципа: открытость, прозрачность, конкурентность.

Открытость. Все условия, а также требования к государственным закупкам обязаны быть открыты для всех лиц рассматриваемых отношений. Помимо прямых участников, должен быть осуществлён доступ общественности к информации, которая содержит в себе данные о государственных закупков. Есть исключения, например, если сведения конфиденциальны, то такие условия и требования не могут придаваться публичной огласке. Такая информация, уровень её значения и распространения детально должны отображаться в соответствующих нормативных правовых актах или правилах. Кроме того, в контрактной сфере существуют выборочные или ограниченные торги, которые в свою очередь также влияют на общедоступность в той или иной мере, например, определённая фирма, не отвечающая требованиям, не может иметь доступ к документации.

Прозрачность. Прозрачность относится к идее открытости, которая включает в себя публичность способов заключения контрактов и положений, регулирующих каждую процедуру, а также возможность проверки соблюдения правил. Этот принцип предполагает, что все заинтересованные лица, а также общественность должны иметь доступ к сведениям о проведении, процессе государственных закупок, только если информация не обязана находится в тайне, например, к конфиденциальной информации относятся государственные закупки, осуществляемые и связанные с обороной страны.

После ознакомления со всей документацией каждое заинтересованное лицо должно иметь представление о предстоящем конкурсе, поэтому документация должна включать в себя сведения:

- о характере требования;

- условия и критерии отбора;

- крайний срок подачи документов;

- место и способ подачи документов;

- и др.[1]

Помимо выше сказанного, все дальнейшие изменения в документации не могут проходить без уведомления всех заинтересованных лиц. Это необходимо для своевременного реагирования на внесенные изменения и для продолжения участия в процессе государственных закупок.

Отсутствие прозрачности может повлечь за собой трудности и сделать процесс государственных закупок чрезвычайно сложным.

Конкуренция. Конкуренция является неотъемлемой частью государственных закупок, поскольку она гарантирует наилучшие условия контракта.

Для повышения конкурентоспособности и для большого и качественного отклика заинтересованных лиц, условия к процедуре государственных закупок должны иметь максимальную силу распространения.[2] Это приведет к заключению контрактов по конкурентоспособной цене. Стоит отметить, что этот принцип распространяет действие не на все контракты, поскольку все требования индивидуальны, например, от срочности закупок конкуренция ослабевает. Такие ситуации случаются, и они вполне оправданы, однако должны быть сведены к минимуму.

Таким образом, наиболее важными из этих общих принципов права в контексте закупок являются: открытость, прозрачность, конкурентность. Важно не только иметь чёткое представление о принципах государственных закупок, но и применять их таким образом, чтобы они служили руководящими принципами в процессе принятия решений. Благодаря интеграции этих принципов в трудовую этику результаты решений будут соответствовать принципам государственных закупок.

 

Список литературы:
1. Герасименко А. А. О понятии и принципах государственных закупок // Право. - 2020. - №1. - С. 95-104.
2. Самородов Ю. А. Общие принципы организации государственных закупок // Вестник Самарского юридического института. - 2017. - №3 - С. 61-64.