Статья:

РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ВЫСШЕМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(242)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Семашкина В.А., Шпадырева А.И. РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ВЫСШЕМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 19(242). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/242/127484 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ВЫСШЕМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Семашкина Виктория Александровна
студент, Пензенский государственный университет, РФ, г. Пенза
Шпадырева Арина Ивановна
студент, Пензенский государственный университет, РФ, г. Пенза
Мартынова Ольга Александровна
научный руководитель, канд. филос. наук, доцент, Пензенский государственный университет, РФ, г. Пенза

 

Философия есть особая познавательная сфера, которая позволяет составить человеку полноценную рациональную картину действительности.

Философия и экономика имеют тесную взаимосвязь, так как философские теории и концепции оказывают влияние на экономические системы и процессы, а экономические явления в свою очередь могут стать объектом философского анализа. Философия может помочь экономике определить ценности и идеалы, которые должны лежать в основе экономической деятельности. Также философия может помочь разработать этические принципы, которые должны быть соблюдены при принятии экономических решений.

Важно отметить, что при анализе экономических реалий важными средствами являются критические способности и самокритическое мышление. Они позволяют объективно оценивать экономические явления и помогают экономисту принимать правильные решения.

Философы-экономисты, такие как Адам Смит, Рикардо и другие, были экономистами с философским прошлым. Их теории выстраивались на определенной философской теории. Например, теория Адама Смита, основными положениями которой являются саморегулирование экономики, невмешательство государства в экономику и свободная торговля между государствами, основывается на либеральной политической теории, которая основана еще Джоном Локком и Томасом Гоббсом [4, с. 540]. Джон Локк первым создал теорию общественного договора, которая и легла в основу политического либерализма. Эта концепция утверждала, что люди являются эгоистами, но живут в обществе, поэтому чтобы существовать вместе людям нужно установить соглашение. Данное соглашение предполагает, что люди будут соблюдать права друг друга и не будут вмешиваться в жизни других, нарушать свободу других. Таким образом, люди имеют естественные права, которые даны им по праву рождения, безусловно, среди которых есть права на свободу слова и на экономическую свободу. Принцип невмешательства был задан именно теоретиками либерализма в философии, и он перешел в экономический принцип невмешательства.

Стоит отметить, что значительный вклад в экономику внес и Карл Маркс. Его экономические и философские взгляды тесно связаны между собой. К. Маркс использовал исторический подход, открыв факт того, что процесс исторического развития общества представляет закономерную, последовательную смену экономических формаций [5]. Карл Маркс разработал такую философскую концепцию, как диалектический материализм, согласно которому материя является движимой силой исторического развития. Экономика и социально-политическая структура общества определяются производительными силами. Маркс утверждал, что каждый аспект политической жизни проявляется в системе социальных отношений и взаимодействует с экономической базой общества.

В экономике используются такие научные методы, как наблюдение, сравнение, детализация, абстрагирование, моделирование, эксперимент и другие. Методы помогают выявлять тенденции экономического развития, прогнозировать его перспективы и принимать решения на основе анализа данных.

Например, Декарт разработал метод дедукции и идею о математическом анализе, которые стали важными инструментами для создания теорий и моделей в экономике. Бэкон же предложил новый подход к научному исследованию, который стал основой для развития экономической науки. Он выдвинул идею о необходимости сбора фактических данных и опытных наблюдений, а также о применении индукции для обобщения этих данных и создания теорий. Эти новые методы и подходы позволили экономистам более точно изучать экономические явления и разрабатывать эффективные стратегии управления экономикой.

Философия играет важную роль в образовании. Она формирует политическое восприятие, понимание политической ситуации и возможность адаптации и ориентации в современных реалиях политики. Вся образовательная деятельность, от практики до принятия решений по учебным программам и разработки политики на местном, районном, и федеральном уровнях, неизбежно опирается на философские предположения, претензии и позиции [2, с. 19].

Как известно, философия еще со времен Античности имеет тесную связь с государством [1, с. 172]. Поэтому стать философом было практически невозможно, если не родиться им, но при этом просто родиться было недостаточно, нужно было прикладывать множество усилий, в том числе, по образованию.

Сейчас мысль Платона о врожденном характера подобных качеств кажется предрассудком, но тем не менее роль философии не угасла, а напротив стала еще сильнее, поскольку современное общество характеризуется потребительским отношением к действительности [3, с. 2]. Современная реклама создала образ идеального потребителя, к которому нужно стремиться, чтобы не выделяться из толпы. Философия должна прояснить моменты культуры, рекламы, которые господствуют в современном мире для того, чтобы направить человека в правильное русло.

Философия, являясь основой культуры рационального мышления, развивает у человека способность самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, что способствует формированию его творческого потенциала как личности и специалиста. Это очень важно.

Будущий экономист, благодаря изучению философии, будет лучше подготовлен к профессиональной деятельности в сложных условиях глобализированной системы мировой экономики, действующей на основе инновационно-ориентированной рыночной экономики, определяющим фактором которой является конкуренция идей, технологий, товаров. Он начинает глубже понимать законы и механизмы функционирования мира, в котором он живет, и свое место в нем. Это позволяет ему ставить более реалистичные и правильные цели, которые жизненно важны для него, и разрабатывать стратегию своей жизни. То есть он знает, чего он хочет достичь в жизни и как он может и должен это сделать.

Таким образом, философия представляется критическим инструментом в анализе современной действительности, она отражает современные тенденции в образовании, позволяя выявлять некритические позиции, выдвигая при этом критические аргументы. Мы увидели, как некоторые из теорий в философии напрямую влияют на экономическую науку, тому примером является теории Локка и Гоббса о естественных правах, которые заложили основы философской теории либерализма, которая успешно получила развитие в либеральной экономической теории. Философия при нашем анализе показала, что она способна выполнять множество функций в образовании, повышая тем самым эффективность образовательного процессе и предотвращая при это интеллектуальную и нравственную сферу, которые не менее важны в высшем экономическом образовании.

 

Список литературы:
1. Кривушин Л. Т. Проблема социальной справедливости в жизни и творчестве Платона // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2010. – №1 (3). – С. 164-179. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-sotsialnoy-spravedlivosti-v-zhizni-i-tvorchestve-platona (дата обращения: 25.03.2023).
2. Николаева Л. Ю. Философия образования // Издательство Мир Науки.–2014. – С. 15-20.
3. Оришев А. Б. Реклама в обществе потребления // Бизнес и дизайн ревю. – 2017. – №2 (6). – С. 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reklama-v-obschestve-potrebleniya (дата обращения: 25.03.2023).
4. Тарабрин В.В. Легитимация собственности и теория естественных прав человека и общественного договора: социально-философский аспект // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2013. – С. 537-546. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/legitimatsiya-sobstvennosti-i-teoriya-estestvennyh-prav-cheloveka-i-obschestvennogo-dogovora-sotsialnofilosofskiy-aspekt (дата обращения: 25.03.2023).
5. Тюкавкин И.Н. Теоретические основы информационных систем// Основы экономики, управления и права. – 2012. – № 4 (4). – С. 74–79.