РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ВЫСШЕМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(242)
Рубрика: Философия
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(242)
РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ВЫСШЕМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Философия есть особая познавательная сфера, которая позволяет составить человеку полноценную рациональную картину действительности.
Философия и экономика имеют тесную взаимосвязь, так как философские теории и концепции оказывают влияние на экономические системы и процессы, а экономические явления в свою очередь могут стать объектом философского анализа. Философия может помочь экономике определить ценности и идеалы, которые должны лежать в основе экономической деятельности. Также философия может помочь разработать этические принципы, которые должны быть соблюдены при принятии экономических решений.
Важно отметить, что при анализе экономических реалий важными средствами являются критические способности и самокритическое мышление. Они позволяют объективно оценивать экономические явления и помогают экономисту принимать правильные решения.
Философы-экономисты, такие как Адам Смит, Рикардо и другие, были экономистами с философским прошлым. Их теории выстраивались на определенной философской теории. Например, теория Адама Смита, основными положениями которой являются саморегулирование экономики, невмешательство государства в экономику и свободная торговля между государствами, основывается на либеральной политической теории, которая основана еще Джоном Локком и Томасом Гоббсом [4, с. 540]. Джон Локк первым создал теорию общественного договора, которая и легла в основу политического либерализма. Эта концепция утверждала, что люди являются эгоистами, но живут в обществе, поэтому чтобы существовать вместе людям нужно установить соглашение. Данное соглашение предполагает, что люди будут соблюдать права друг друга и не будут вмешиваться в жизни других, нарушать свободу других. Таким образом, люди имеют естественные права, которые даны им по праву рождения, безусловно, среди которых есть права на свободу слова и на экономическую свободу. Принцип невмешательства был задан именно теоретиками либерализма в философии, и он перешел в экономический принцип невмешательства.
Стоит отметить, что значительный вклад в экономику внес и Карл Маркс. Его экономические и философские взгляды тесно связаны между собой. К. Маркс использовал исторический подход, открыв факт того, что процесс исторического развития общества представляет закономерную, последовательную смену экономических формаций [5]. Карл Маркс разработал такую философскую концепцию, как диалектический материализм, согласно которому материя является движимой силой исторического развития. Экономика и социально-политическая структура общества определяются производительными силами. Маркс утверждал, что каждый аспект политической жизни проявляется в системе социальных отношений и взаимодействует с экономической базой общества.
В экономике используются такие научные методы, как наблюдение, сравнение, детализация, абстрагирование, моделирование, эксперимент и другие. Методы помогают выявлять тенденции экономического развития, прогнозировать его перспективы и принимать решения на основе анализа данных.
Например, Декарт разработал метод дедукции и идею о математическом анализе, которые стали важными инструментами для создания теорий и моделей в экономике. Бэкон же предложил новый подход к научному исследованию, который стал основой для развития экономической науки. Он выдвинул идею о необходимости сбора фактических данных и опытных наблюдений, а также о применении индукции для обобщения этих данных и создания теорий. Эти новые методы и подходы позволили экономистам более точно изучать экономические явления и разрабатывать эффективные стратегии управления экономикой.
Философия играет важную роль в образовании. Она формирует политическое восприятие, понимание политической ситуации и возможность адаптации и ориентации в современных реалиях политики. Вся образовательная деятельность, от практики до принятия решений по учебным программам и разработки политики на местном, районном, и федеральном уровнях, неизбежно опирается на философские предположения, претензии и позиции [2, с. 19].
Как известно, философия еще со времен Античности имеет тесную связь с государством [1, с. 172]. Поэтому стать философом было практически невозможно, если не родиться им, но при этом просто родиться было недостаточно, нужно было прикладывать множество усилий, в том числе, по образованию.
Сейчас мысль Платона о врожденном характера подобных качеств кажется предрассудком, но тем не менее роль философии не угасла, а напротив стала еще сильнее, поскольку современное общество характеризуется потребительским отношением к действительности [3, с. 2]. Современная реклама создала образ идеального потребителя, к которому нужно стремиться, чтобы не выделяться из толпы. Философия должна прояснить моменты культуры, рекламы, которые господствуют в современном мире для того, чтобы направить человека в правильное русло.
Философия, являясь основой культуры рационального мышления, развивает у человека способность самостоятельно мыслить, ставить и решать проблемы, что способствует формированию его творческого потенциала как личности и специалиста. Это очень важно.
Будущий экономист, благодаря изучению философии, будет лучше подготовлен к профессиональной деятельности в сложных условиях глобализированной системы мировой экономики, действующей на основе инновационно-ориентированной рыночной экономики, определяющим фактором которой является конкуренция идей, технологий, товаров. Он начинает глубже понимать законы и механизмы функционирования мира, в котором он живет, и свое место в нем. Это позволяет ему ставить более реалистичные и правильные цели, которые жизненно важны для него, и разрабатывать стратегию своей жизни. То есть он знает, чего он хочет достичь в жизни и как он может и должен это сделать.
Таким образом, философия представляется критическим инструментом в анализе современной действительности, она отражает современные тенденции в образовании, позволяя выявлять некритические позиции, выдвигая при этом критические аргументы. Мы увидели, как некоторые из теорий в философии напрямую влияют на экономическую науку, тому примером является теории Локка и Гоббса о естественных правах, которые заложили основы философской теории либерализма, которая успешно получила развитие в либеральной экономической теории. Философия при нашем анализе показала, что она способна выполнять множество функций в образовании, повышая тем самым эффективность образовательного процессе и предотвращая при это интеллектуальную и нравственную сферу, которые не менее важны в высшем экономическом образовании.