Статья:

Философское понимание любви

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(154)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Казаков Д.А. Философское понимание любви // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 18(154). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/154/92052 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Философское понимание любви

Казаков Данила Александрович
студент, Ульяновский государственный технический университет, РФ, г. Ульяновск
Волков Михаил Павлович
научный руководитель, д-р филос. наук, профессор, Ульяновский государственный технический университет, РФ, г. Ульяновск

 

Аннотация. Cтатья посвящена анализу понятия любви в философских учениях различных исторических периодов, начиная от античности и заканчивая современностью.

 

Ключевые слова: любовь, античность, чувство, эпоха средних веков, божественная любовь, земная любовь, эпоха нового времени.

 

Любовь, как же много это слово — значит для всех нас. Все стремятся ощутить это чувсво каждой частичкой своего тела и души. Это очень сильное чувство, пожалуй, самое сильное из всех имеющихся. С этим чувством у разных людей связано множество всевозможных переживаний, как хороших, так и плохих. Кто-то испытал великое счастье, когда любил и был любим, а кто-то страдал из-за этого чувства, кого-то оно наполнило силами и помогло встать на ноги, а кому-то причинило сильную боль, лишив всякой радости. Но до сих пор данному слову не дано точного определения. Люди выражают это чувство разными действиями, например, объятиями, поцелуями, словами. [1]

На протяжении многих веков люди рано или поздно начинали задумываться о том, что такое любовь и когда она возникла. На данные вопросы также искали ответы и философы разных времён, начиная с античности и заканчивая сегодняшним днём. [1] Ещё в диалоге Платона «Пир» Аристофан рассказывает миф, в котором говорит, о том, что изначально люди были трёх полов, и третий пол соединял признаки обоих. [2]

О любви даже упоминается в самых древних мифах Греции. Но однако античных философов мало интересовал вопрос что такое любовь. В ней не видели никакой тайны, она воспринималась как просто данность. Своё представление о любви философы античности отображали при помощи мифов. В древней Греции любовь разделялась всего на несколько видов: эрос, филия, сторге, агапэ. [3]

«Эрос» - главным образом половая, страстная любовь. Желание обладать, подчинить. Люди подверженные такой любви могут совершать безумные поступки, устраняя все на пути к своей любви. Страстная любовь безумна и непродолжительна. Древний философ Платон, основываясь на своих более ранних предшественников Гомера и Гесиода, делил эрос на два понятия: эрот земной, страсть, похоть, желание обладать – фактор, тормозящий развитие человека, как личность. [3]

«Филия» - более спокойная любовь, скорее влюблённость. Филией называют любовь к родителям, дому, животным, стране, но она и не исключает из себя «эрос», как один из разновидностей «спокойной любви». Филия предполагает равноправие и гармонию сторон, но в отличие от эроса, где одна сторона идёт вопреки моральным и нравственным устоям. Филия – типичное выражение индивидуальности, которое позволяет человеку делать выбор в предпочтениях. [3]

«Агапэ» - ещё более мягкая любовь чем филия. В её основе жертвенность и самоотверженность к ближнему. Такое понятие любви восхвалялось христианством. Агапэ не ставит условий так же, как и «безусловная Божья любовь». Она концентрируется на делах, а не на чувствах, независимо от того, достоин ли объект или нет, считаясь идеалом гуманной любви к ближнему. [3]

«Сторге» - доверие, терпение, предполагающее умение ждать и прощать. Любовь-привязанность, чаще всего встречается в семье, где люди привязаны настолько, что не могут представить себе жизнь друг без друга. Традиционной античной моделью сторге считалось пример родительско-детских отношений. Т.е. предмет любви не выбирался, но в силу обретения происходит привязанность. [3]

В философии древнего мира любовь рассматривалась как слияние двух противоположных полисов мира, необходимых для гармонии. Мужское начало всегда считалось активным, а женское- пассивным. [4]

Впервые к проблеме о любви обратился Платон, он говорил, что любовь — это божественная сила, которая помогает человеку пройти все преграды, она была помощником, который вёл по пути нравственности и вечной красоты. По его мнению, это был не физиологический инстинкт, который нужно было удовлетворить, а это жажда целостности, поиска своего Я. [3]

Тему любви затрагивает и Аристотель в своём труде «Этика к Никомаху». Он считает, что в душе есть три вещи – страсть, устои и способности. «Страстями, или переживания, я называю влечение, гнев, страх, отвагу, злобу, радость, ненависть, жалость, а также любовь – вообще все, чему сопутствуют удовольствия или страдания». От сюда можно сделать такой вывод, что любовь — это либо страдание, либо удовольствие и вместе возникать не могут, потому что противоположены по природе. Аристотель резко разводит понятия «эрос» и «филия», отдавая предпочтение последней, ставя её даже выше справедливости. «Когда люди дружны друг к другу, они не нуждаются в суде», - говорит Аристотель. [3] Что касается эпохи средних веков, то тут происходит изменение взглядов людей на основные жизненные ценности. Данное изменение связано с установлением христианства, как мировой религии. Став носителем новой этики, религия рассматривает любовь как идеал всеобъемлющей человеческой жизни. В средние века любовь помогает приблизиться человеку к познанию Бога. Считалась, что любовь давалась только тем, кто её заслуживал. [4]

Августин, будучи представителем и завершителем латинской патристики, выделял два вида любви: первая - это земная, нечистая, которая ведёт к аду, она тяжёлая, не позволяет получить удовлетворения от истинной красоты жизни. А вторая - святая, которая превозносит нас к небесам. [4] Немалый вклад в вопрос о любви внёс византийский мыслитель Григорий Нисский. По его мнению, любовь – это высшая форма выражения Божественного Эроса. [4]

Такие видные философы Персии и Арабского востока как Омар Хаям и Алишер Навои отождествляли любовь с вином. Согласно им, вино, которое наливали в сосуд, то есть в человеческую оболочку, наполняло людей в духовном плане, вводя чувство любви к Богу. [5]

В эпоху Возрождения любовь снова уже стала рассматриваться как космическая сила. Всё это было тесно связанно с новым взглядом на человека, его месте и значении в мире. Английский мыслитель позднего возрождения Френсис Бэкон, рассуждая о любви, выделял два ряда аргументов: «за» и «против». За любовь являются следующие аргументы: благодаря любви человек находит самого себя; великая страсть – наилучшее состояние души; без любви человеку все кажется простым и скучным; любовь спасает от одиночества. Против – любовь хороша на сцене – в виде комедии или трагедии, но в жизни она приносит много несчастий. «Любовь вызывает у людей противоречия в мыслях и оценках. Она делает людей одержимыми одной мыслью, навязывает им слишком узкий взгляд на вещи». [3]

Рене Декарт – французский философов и математик, один из основоположников философии Нового времени попытался подвергнуть любовь научно-теоретическому анализу. Вместо имеющихся ранее классификаций Декарт предложил различать три вида любви: привязанность, дружба и благоговение. Эти виды любви различались не по предмету, на который они направлены, а по степени ценности, которую люди извлекают при сравнении с собой. Если  предмет цениться меньше себя, то это привязанность, если наравне с собой – дружба, ну а если больше себя, то это уже благоговение. [4]

Л. Фейербах утверждает, что любовь соединяет противоположные пола, как религиозное братство. По его мнению, любовь — это символ единства человека с человеком. [4]

А. Шопенгауэр в книге «Мир как воля и представление» утверждает, что человек, который имеет чувство любви, выступает в роли марионетки. А все остальные чувства, такие как: страсть, ревность, нежность, радость и т.д. это всего лишь маскировка. Любовь - это ловушка, а все остальное - обманчивое представление. [6] Любовь по М. Шелеру существует независимо от наших представлений. Она материальна, как начало чувственности. Чтобы любовь стала действительностью, необходимо, чтобы был хоть один человек, который любит. Данный человек открывает своею любовью весь мир. Шелер выделил три ступени развития любви: любовь к добру, к высшим обретениям культуры и к священному. [4]

Понятие любви прошло очень длительное развитие. Изначально она была отвергнута философами, а потом прошла путь от божественной любви до земной. Только в любви и, проходя через неё, человек становится самим собой. Без этого чувства он является неполноценным, неживым существом, у которого нет смысла жить. Способность понять, что есть любовь была предпринята многими философами во все времена и скорее всего эта проблема будет ещё долго волновать умы ученных и философов современности, ведь каждый человек видит в этом чувстве, что-то своё личное. Для всех любовь открывается по-своему, индивидуально.

 

Список литературы:
1. Психология человека. Любовь. [Электронный ресурс]. URL: https://psichel.ru/lyubov/
2. Платон - Собрание сочинений в 4 т. Т.2 / Пер. с древнегреч. Общ. редакция Л. Ф. Лосева. М.: Мысль, 1993.С.81-135.
3. Любовь в античной философии. [Электронный ресурс]. URL: https://poisk-ru.ru/s25065t13.html
4. Любовь в разные исторические эпохи. [Электронный ресурс]. URL: https://revolution.allbest.ru/psychology/00361932_0.html 
5. Хаям О. О любви и смысле жизни. Издательство Олма Меди Групп Провещение, 2014. С. 100-144
6. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. – М.: Эксмо, 2015. С.99 – 171.