Статья:

СИНЕРГИЯ КОСМОСА И ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ РУССКОГО КОСМИЗМА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(185)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Вахрушева Е.Е. СИНЕРГИЯ КОСМОСА И ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ РУССКОГО КОСМИЗМА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 6(185). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/185/106053 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СИНЕРГИЯ КОСМОСА И ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ РУССКОГО КОСМИЗМА

Вахрушева Елизавета Евгеньевна
студент, Елабужский институт Казанского федерального университета, РФ, г. Елабуга
Смирнов Сергей Владимирович
научный руководитель,

 

Русский космизм представляет собой совокупность философских и научных взглядов и концепций, рассматривающих Вселенную, человека, общество и природу в их неразрывном единстве, тесном взаимодействии и взаимосвязи. Русский космизм получила свое развитие, начиная, с середины XIX века. Сам же термин «русский космизм» стал употребляться лишь в 60-е годы века XX, в начале эпохи освоения человеком космического пространства.

Для русского космизма характерны следующие общие черты:

– рассмотрение Космоса, мира и человека как единого целого;

– вера в человека, в его творческие способности, гуманизм.

– отношение к человеку как к разумному существу, являющимся участником эволюции Вселенной;

– признание бессмертности духовной сущности человека:

К крупнейшим представителям русского космизма относятся Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский и А.Л. Чижевский.

Впервые, идеи русского космизма были озвучены Николаем Федоровичем Федоровым в работе «Философия общего дела».

В данном труде Н.Ф. Федоров впервые проставил перед человечеством задачу преодоления ограниченности земного пространства и освоения им Космоса. Данный процесс, по его мнению, требует преодоления смерти как слепой стихийной силы, завершающей жизненный путь человека, ставящей его в зависимость от стихийных сил природы, отождествляющей его с прочими живыми существами в отличие от человека, обладающего разумом и интеллектом, не осознающих свою смертность и не способных реализовать свое предназначение. Возможность обретения бессмертия философ видит в необходимости ускоренного развития науки и техники достижения, которых, позволят изменить биологическую сущность человека, воскресить умерших людей и, уничтожив, таким образом, смерть, превратить Землю в Космический корабль, бесконечно странствующий по Вселенной, осуществляющий ее преобразование на принципах всеобщего блага, гармонии и порядка [3].

Другим крупным представителем русского космизма является оригинальный мыслитель, ученый, писатель-фантаст, основоположник отечественной космонавтики и ракетодинамики ­Константин Эдуардович Циолковский.

Основой взглядов К.Э. Циолковского стал так называемый «философский монизм», понимаемый им как сизигийное единство человека и Космосу, отношение к Разуму как к силе, способной переустроить человека, общество, природу, Вселенную.

В своих работах ученый утверждал, что основной задачей человечества на пути освоения Вселенной является политическое объединение людей, являющееся, предпосылкой для перехода к всегалактическому единству человека, природы и Космоса. Основой этого единства станет Разум, как сила, способная создавать новые Совершенные Миры, изменять старые несовершенные. Благодаря прогрессу научного знания «техника будущего даст возможность одолеть земную тяжесть и путешествовать по всей Солнечной системе. Посетят и изучат все её планеты. Несовершенные миры ликвидируют и заменят собственным населением. Окружат Солнце искусственными жилищами, заимствуя материал от астероидов, планет и их спутников… Кругом Солнца, поблизости астероидов, будут расти и совершенствоваться миллиарды миллиардов живых существ» [4, с. 133-134].

Ряд идей русского космизма был разработан Владимиром Ивановичем Вернадским – выдающимся отечественным естествоиспытателем и мыслителем, создателем учения о биосфере и ноосфере.

В.И. Вернадский рассматривает Разум как явление эволюционного характера, полагая, что развитие живой природы связано с усложнением нервно-психической организации живых организмов, высшим воплощением которой стало появление человека – существа, обладающего абстрактным мышлением и интеллектом. В.И. Вернадский считает, что с помощью науки и техники люди смогут в будущем подчинить природу, а затем и Вселенную, взять ответственность за их судьбу. В своем учении о ноосфере ученый утверждает, о перспективах создания «царства разума», под которым он понимает новый этап эволюции биосферы, связанный с реализацией способности человечества осуществлять интеллектуальную регуляцию природных процессов на планете и в околоземном пространстве. В качестве условия подобной регуляции он видит необходимость интеграции людей, ускоренное развитие науки и техники [1].

Александр Леонидович Чижевский рассматривает особенности влияния Космоса на развитие общества. В своих исследованиях он выявляет взаимосвязь между периодами всплеска солнечной активности и социальными потрясениями, связывая их периодичность с ее пиковыми значениями. Также, ученый выявляет влияние солнечной активности на скорость протекания физиологических процессов в организме [2]. Философия русского космизма, таким образом, стала важным этапом на пути осознания единства человека, природы и Космоса; понимания той грандиозной роли, которую играет разум человека как фактор эволюционного развития Вселенной.

 

Список литературы:
1. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М.: Айрис-Пресс, 2007. – 576 с.  
2. Космические ритмы и развитие человечества. А.Л. Чижевский, Л.Н. Гумилев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studme.org/203421/politologiya/kosmicheskie_ritmy_razvitie_chelovechestva_chizhevskiy_gumile (дата обращения: 11.02.22)
3. Федоров Н.Ф. Сочинения. – М.: Мысль, 1982. – 711 с.
4. Циолковский К.Э. Космическая философия. – СПб.: Лениздат: Команда А, 2013. – 224 с.