Статья:

Философия и мировоззрение

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(116)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Хакимова А.Р. Философия и мировоззрение // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 23(116). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/116/74792 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Философия и мировоззрение

Хакимова Алсу Рамилевна
студент, Ульяновского государственного технического университета, РФ, г. Ульяновск

 

Стремление составить представление о мире и о своём пути в нём-одно из главных целей человека. Именно мировоззрение дает человеку ориентир в его духовной и практической деятельности, а также в форме его ценностных ориентаций. Само мировоззрение формируется исходя из жизненного и исторического опыта человека.

Мировоззрение является важной частью философии, потому что оно упорядочивает опыт, и во многом диктует правила, на основании  которых человек действует и мыслит. Одной из важнейших задач философии является концептуализация миропонимания и мироотношения в целом. “Настоящий, призванный философ хочет не только познания мира, - говорит Бердяев, - но и изменения, улучшения, перерождения мира... Философ есть прежде всего познающий, но познание его целостно, оно охватывает все стороны человеческого существа и человеческого существования, оно неизбежно учит о путях осуществления смысла” [1.с 232].

Мировоззрение - сложное явление человеческого сознания, которое заключается в миропонимании и мировосприятии. Оно включает в себя человеческое видение мира и осознание своего места в нём, и отношение человека к окружающей действительности. Это определенный способ понимания жизни и деятельности человека. Все мировоззренческие проблемы, определяющие, как человек живет и на что обращать внимание на смысл его жизни, при всем его неисчерпаемом разнообразии и богатстве, в конечном итоге сходятся в одной проблеме - природе человека и его месте в мире

Тематика о сущности мировоззрения стал актуальной в начале XX века. Принимали участие в обсуждении философского вопроса представители  самых разных направлений и течений, однако прийти к однозначной позиции им не удалось. З. Фрейд, определяя мировоззрение ,акцентирует внимание на  интеллектуальной конструкции, которая единообразно решает все проблемы нашего бытия, исходя из некоего высшего предположения, в которой в соответствии с этим ни один вопрос не остается открытым, а все, что вызывает наш интерес, занимает свое определенное место.[2.стр 80]

 В течении некоторого времени считалось, что философия и мировоззрение абсолютно идентичные понятия. Но не одно и то же. Пытаясь доказать их различие, В.И.Шинкарук говорит о том, что мировоззрение само по себе формируется на основе повторяющиеся практики общественной жизни. В его формировании принимают участие многие науки. Философия же,  по сути, своеобразным ядром любого мировоззрения. Возникновение философии происходит в определённый период развития общества из познавательного отношения человека к миру. Итоги познавательной деятельности выражаются в знании и науке, которые являются координирующим началом духовной жизни. Философия играет важнейшую роль в осуществлении связи между наукой и искусством, моралью ,в сведении наук и отраслей знания.

Рассматривая мировоззрение как механизм систематизированных знаний, можно сказать, что оно является неким обобщением практического и жизненного опыта. Здесь сплетены представления, взгляды , убеждения человека, основанные в большей степени на эмпирическом познании. В этом и заключается отличие от философии, которая заключается в мыслительной деятельности человека ,направленной на рациональное осмысление мира. Сама философия содержит мощный аппарат для обоснования и выяснения своих позиций. Она не только использует этим аппарат для выявления проблем, но и постоянно работает над его модификационными изменениями. “Философия – особый способ миропостижения, - пишет Л.А.Коган, - характеризующийся дерзким прорывом за горизонт, выходом за рамки наличного бытия, его рутинности и суетности, за пределы любой ограниченности (прежде всего - своей собственной), любых произвольно устанавливаемых “табу”” [3.стр 78].

Философия разнообразна. Она не только взаимодействует с наукой, но и с религией, обыденным сознанием и мифологией. “Философия является универсальной и абсолютной наукой, ищущей себя”. Так говорил про неё философ Аристотель. При этом она не останавливается на достигнутом.  В философском мировоззрении видны размышления о мире, об отношении человека к миру ,о познании и смысле жизни. Именно через ответы на  вопросы человечество осознает мир, и себя. Философия размышляет о жизни человека, о том, как он должен жить в обществе. Мировоззренческие установки могут меняться и органично входить  в совокупность всех сложившихся взглядов. Но процесс этот случается достаточно редко и только тогда, когда он особенно необходим. Например, когда мировоззренческие проблемы воспринимаются особенно остро, и единственным выходом из этой ситуации является необходимость рефлексии основ знания и мироощущения.

На  ХХI столетия можно говорить не только об углублении изменений в основаниях научного знания, но и о формировании новых мировоззренческих установок, характерных как для научной, так и для других областей духовной жизни человечества.

 

Список литературы:
1. Бердяев Н.А. Я и мир объектов // Философия свободного духа. М., 1994. С. 232.
2. Шинкарук В.И. Мировоззрение и философия (Историко-философский аспект) // Методологические и мировоззренческие проблемы истории философии. М.: Наука, 1988. С. 80.
3. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М.: Наука, 1991. С. 78