Статья:

ДИСКУССИЯ КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(242)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Дутова К.Е. ДИСКУССИЯ КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 19(242). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/242/127524 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ДИСКУССИЯ КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Дутова Карина Евгеньевна
студент, Московский информационно-технологический университет – Московский архитектурно-строительный институт, РФ, г. Москва
Афанасьева Оксана Васильевна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент, Московский информационно-технологический университет – Московский архитектурно-строительный институт, РФ, г. Москва

 

DISCUSSION AS A FORM OF TEACHING A FOREIGN LANGUAGE

 

Karina Dutova

Student, Moscow Information Technology University - Moscow Institute of Architecture and Civil Engineering, Russia, Moscow

Oksana Afanasyeva

cand. philol. Sciences, Associate Professor, Moscow Information Technology University - Moscow Institute of Architecture and Civil Engineering, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье рассматриваются понятие и виды дискуссии, описываются этапы и структура дискуссионной сессии. Кратко описаны особенности различных дискуссионных занятий, роль дискуссии в обучении иностранному языку.

Abstract.  The article discusses the concept and types of discussion, describes the stages and structure of the discussion session. The features of various discussion classes, the role of discussion in teaching a foreign language are briefly described.

 

Ключевые слова: дискуссия, структура урока, особенности различных типов дискуссионных занятий.

Keywords: discussion, lesson structure, features of different types of discussion classes.

 

Человек 21 века очень подвижен, он работает с разной информацией, осваивает новый опыт, учится и повышает свою квалификацию всю жизнь. Знание иностранных языков позволяет свободно путешествовать, выезжать на курсы и стажировки в других странах, активно обмениваться информацией с зарубежными коллегами, получать высокую заработную плату.

Современные методики обучения иностранному языку эффективны благодаря интересной, разнообразной, творческой подаче материала в аудитории и вне ее. Метод дискуссии как форма активного, творческого обучения нравится ученикам, потому что позволяет высказать свою точку зрения, дает возможность применить языковые знания на практике, может применяться в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, на языковых курсах, на любом этапе обучения при минимальных знаниях лексики и грамматики иностранного языка. Дискуссионная практика снимает блокировку на свободную неподготовленную речь, укрепляет самооценку учеников, развивает мотивацию и познавательную активность. Установлено, что в памяти человека откладывается до 10% того, что он слышит, до 50% того, что видит, до 90% того, что делает сам [15].

Н.Н. Богомолова рассматривает понятие дискуссии как вид «взаимодействия людей в процессе непосредственного общения», В.П. Захаров определяет ее, как «процесс высказывания мнений по конкретному вопросу, составляющему часть цепи из взаимосвязанных, раскрывающих проблему вопросов» [1]. По определению из Википедии, «дискуссия – обсуждение какого-либо вопроса или группы связанных вопросов компетентными лицами с намерением достичь взаимоприемлемого решения» [14].

Основные характеристики обучающей дискуссии: учебная направленность; порядок выступлений; уважение к чужому мнению; активное общение; наличие спорного вопроса, противоречий и свободы мнений сторон.

Дискуссия состоит из подготовительного, основного и заключительного этапов [13].

Структура дискуссионного занятия выглядит так:

1.Подготовительный этап. Подбор участников, выбор материала, помещения и оборудования. Приветствие и мотивация. Цели и задачи занятия.

2.Основной этап. Формулировка проблемы, спорного вопроса. Перенос знаний, полученных ранее и во время подготовки к дискуссии, в новую языковую ситуацию. Обсуждение проблемы, анализ мнений в группе, поиск лучшего или приемлемого решения. Формулировка и коррекция мнения группы. Коллективное обсуждение проблемы, экспертиза решения.

3.Заключительный этап. Итог дискуссии и принятие конечного решения. Рефлексия. Домашнее задание.

Дискуссия может использоваться как урок и часть урока, дополнительного занятия, лекции, семинара, в рамках недели иностранного языка в школе и в клубе, предшествовать методу проектов или быть частью какого-либо проекта.

Технология дискуссии трактуется как система форм, методов, приемов и средств обучения, обеспечивающая эффективное достижение поставленных целей [11]. На занятиях педагоги обеспечивают индивидуальную, парную, групповую и межгрупповую формы работы учеников в процессе введения, отработки, закрепления и повторения новой иноязычной лексики и грамматических форм. В качестве средств и методов представления языковой информации можно назвать беседы, инструктажи, объяснения, показы презентаций и другого наглядного материала, прослушивание аудиоматериалов. просмотр видеороликов, работа по лингвистическим картам, картинкам, словесные опоры и схемы для облегчения изучения материала.

В работе с иноязычной информацией выделяются дотекстовый, текстовый и послетекстовый этапы [3]. В дотекстовом этапе работы педагог создает положительную мотивацию ученика к учебе, старается уменьшить трудности восприятия, поэтому предлагает задания на знакомство с новой лексикой, с автором, на определение темы повествования или профессии главного героя. На основном, текстовом этапе работы, когда происходит введение, формирование, развитие и контроль языковых навыков предлагается найти/ выбрать/ прочитать/ вставить: ответы на вопросы; предложения с глаголами/ прилагательными/ идиомами/ синонимами/ антонимами; продолжить рассказ несколькими фразами на иностранном языке; высказать свое мнение о рассказе / поступке героя / последствиях. На послетекстовом этапе контроля усвоения полученной информации ученики отвечают на вопросы /опровергают утверждения /приводят аргументы; рассказывают о своих впечатлениях; подбирают пословицы и поговорки, которые подходят по смыслу к данной ситуации; пишут собственный вариант развития событий.

Дискуссия несет в себе следующие функции: а) образовательная - приобретение определенных языковых навыков; б) креативная - развитие творческих способностей и умения автономно мыслить; в) воспитательная -  формирование человека высокой культуры, который имеет широкий кругозор и умеет работать в команде и прислушиваться к чужому мнению [9].

По формам проведения дискуссии бывают: а) командные (дебаты, мозговой штурм); б) групповые: презентация с обсуждением, «круглый стол», онлайн-дискуссия, метод кейсов; в) парные (вертушка). Рассмотрим эти формы занятий.

Онлайн – дискуссия. В последнее время происходит бурный рост услуг в сфере онлайн-обучения по любым дисциплинам, в том числе и по иностранному языку. Это обучение бывает синхронное (чат, видео, конференция), в режиме реального времени, и асинхронное (блог, почта, форум), с задержкой во времени. Такие занятия очень удобны для учеников, которые живут в отдаленных районах, находятся на домашнем и семейном обучении, имеют ограниченные возможности. Все системы подобного обучения построены на принципах работы веб-технологий, видеосвязи и электронной почты. Ценность технологии онлайн-обучения в удобстве присутствия любого количества учеников из любого города на занятии.

Многие исследователи отмечают, что дистанционная форма занятий активизирует познавательную деятельность ученика. Д. Липадат [4] считает, что онлайн-технологии развивают критическое мышление, Н. Кук [4] говорит о быстром формировании собственной системы мира ученика.

Онлайн-дискуссия должна быть хорошо подготовлена. Определяется учебная цель дискуссии, тема, идет выбор кабинета, дидактических материалов, оборудования, назначаются участники дискуссии и модераторы, которые будут обеспечивать бесперебойную техническую поддержку. В синхронной дискуссии самым ценным является живое общение всех сторон, и это важно для активных учеников, для пассивных и малоговорящих подойдет другая форма-асинхронная дискуссия, ее можно включить в записи в любое удобное ученику время, выбрать любого собеседника, спокойно обдумать свое высказывание. Возможность отложить сообщение позволяет ученику собраться и избежать многих ошибок в построении фраз на иностранном языке.

Конечно, в режиме реального времени педагоги могут использовать всю гамму приемов и способов обучения, от объяснения, показа, воздействия авторитетом и голосом, до демонстрации таких приемов невербального общения, как жесты и мимика. Мы полагаем, что количество и качество знаний и сформированных учебных умений в результате синхронного онлайн-обучения будет намного выше, но все индивидуально.

Презентация. В современном обучении иностранному языку сочетаются тексты, графика, видео, показ фотографий, анимации, разнообразные визуальные и звуковые эффекты [7]. Учебные презентации по этой дисциплине должны отвечать дидактической цели занятия, стимулировать познавательный интерес; активизировать творческую деятельность; способствовать успешному восприятию учебного материала; воспитывать чувство взаимопомощи и интерес к науке. Презентации проходят в аудиториях с проектором и специальной доской, на которой отображается информация. Педагог использует таблицы, схемы, иллюстрации, фотографии, портреты, демонстрирует видеосюжеты. Все материалы должны быть яркими, четкими, привлекающими внимание. Презентация удобна к восприятию, экономична по затратам для педагога, ее нужно только скачать и пользоваться.

Дебаты. Дебаты – особая форма дискуссии, которая способствует развитию умения красиво говорить на публике. Дебаты приобщают учеников к освоению норм и ценностей нашего общества, учат конкурировать и отстаивать свои интересы. Обычно занятие имеет небольшие временные рамки, поэтому педагогу удобно проводить экспресс-дебаты.

Ученики делятся на группы, каждую из которых возглавляет спикер – защитник мнения своей команды. Выбираются судьи. Каждый спикер может выступить только один раз, он может отвести вопрос, не объясняя причины, может взять тайм-аут длительностью не более 2 минут для совещания со своей командой. Суть дебатов в том, чтобы убедить судей, как нейтральную сторону, в правоте точки зрения своей команды. После выступлений спикеров судьи оглашают свое решение, далее проводится обсуждение дебатов, итоги, степень достижения учебных целей.

Круглый стол. Круглый стол — это активный метод обучения иностранному языку, где ученики учатся вести обмен мнениями без выпадов и неконструктивной критики. Процесс работы «круглого стола» проходит буквально за столом круглой формы, «глаза в глаза», что увеличивает процент активно работающих учеников, включает не только вербальные, но и невербальные средства общения, такие как эмоции, мимика, жесты. Ведущий «круглого стола» может показать видеосюжет или аудиозапись по теме занятия, раздать карточки с лексикой, на основе которой ученики высказываются, отмечают, дополняют чужое мнение в порядке очередности за столом.

Мозговой штурм. Технология мозгового штурма предполагает активную творческую работу всех участников занятия над решением проблемы и получением новой, креативной неизбитой идеи ее лучшего разрешения.

Это напряженная работа мышления, рождение максимально большого количества любых, даже самых фантастических, идей за малый промежуток времени. Эту технологию в целях повышения креативности сотрудников разработал и внедрил в своем рекламном агентстве ученый А. Осборн [14].

«Мозговой штурм» обычно проводят в небольших группах учеников, чтобы каждый из них успел высказаться в течение занятия. В помещении обязательно должна быть доска с маркерами, на которой фиксируется проблема и записываются предложения по ее решению. На сбор предложений отводится обычно около четверти часа, после все предложения обсуждаются и выбираются самые приемлемые и имеющие право на жизнь. «Мозговой штурм» стимулирует познавательную деятельность учеников, формирует навык работы в незнакомой группе, включает в активный образовательный процесс слабых и отстающих учеников.

Метод кейсов. Среди дискуссионных форм обучения иностранному языку большую популярность получил метод кейсов. Впервые работа с кейсами была опробована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 году [4]. Это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Главный акцент делается не на получение готовых знаний, а на их производство в сотворчестве с педагогом и группой. Самый распространенный метод кейс – технологии – ситуационный анализ.  Он делится на: а) анализ конкретной ситуации; б) ситуационную задачу; метод кейс-стади.

Анализ ситуации дает установку на разбор, подробное поэтапное исследование ситуации, выработку алгоритма и вариантов принятого решения, рассмотрение вариантов последствий этого решения. Педагог разрабатывает вопросы для обсуждения и анализа, затем ученики знакомятся с текстом, оценивают поступки героев произведения, рассматривают варианты решения проблемы, подкрепляют свои варианты аргументами. В процессе анализа ученики получают представления о разных способах поведения, проникают в мотивацию героев, примеряют на себя предложенные варианты развития событий.

Одна из разновидностей метода анализа – ситуационная задача. Ученикам предлагается задача с описанием поступка, цели, мотивы, средства достижения результата которого нелогичны. Тематика задачи касается обычно социальных проблем, которые могут обсудить ученики: взаимоотношения в семье, избегание работы и учебы, насилие, преступления, употребление и распространение запрещенных веществ. Подобные задачи требуют рассмотрения позиции всех действующих лиц ситуации, оценки поступков.

Метод кейс-стади предполагает самостоятельную работу. Педагог предлагает модель конкретной ситуации, он задает ученикам вопросы и фиксирует ответы. Каждый ученик предлагает варианты решения ситуации, исходя из своих знаний и представлений, учится брать ответственность за свое решение.

Вертушка. Специфика данной дискуссии заключается в том, что ученики обсуждают проблему в группах сменного состава, работая на разных этапах обсуждения в разном составе и над разными аспектами проблемы [15]. При этом на каждом этапе участник дискуссии занимает новую позицию: он может быть ведущим, сторонником или противником идеи, спикером или членом группы, судьей в дебатах. Таким образом достигается максимальная активность и включенность каждого в обсуждение всех аспектов проблемы, формируются коммуникативные и организаторские умения и навыки.

Практика и отзывы учеников говорят о том, что дискуссионные занятия позволяют не только быстрее и эффективнее освоить учебный материал, но избежать скуки и падения познавательной активности, а вместе с ней и успеваемости. Сочетание традиционных занятий с дискуссиями разного вида, использование интересных, ярких наглядных пособий, введение нестандартных ситуаций для обсуждения в группе, соблюдения свободы выбора и права голоса каждого ученика позволяет педагогу сделать процесс обучения насыщенным событиями и новыми открытиями в изучаемой дисциплине, в профессии и жизни, открытием нового в себе и в других.

 

Список литературы:
1. Андреева, Г.М., Богомолова, Н.Н., Петровская, Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. 
2. Бурова, Л.Б. Дискуссия как средство формирования коммуникативной компетенции/Л.Б. Бурова, Н.И. Ефимова//Наука и современность. – Москва, 2011. - № 8. 
3. Гордиенко, Н.П. Использование дискуссии как метода формирования коммуникативных навыков на старшей ступени обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе [Текст]/Н.П. Гордиенко//Молодой ученый. – 2015. - №8. 
4. Денисова, Л.Г. Место интенсивной методики в системе обучения иностранному языку в средней школе [Текст]/Л.Г. Денисова. – Иностранные языки в школе. – 2015. - №4.
5. Джураева, Г.Н. Методика преподавания иностранного языка//Молодой ученый. № 10. – 2016. 
6. Кашина, Е.Г. Российские техники обучения//Современные технологии. – 2016. - № 6. 
7. Морозова, И.Г. Использование дискуссии на занятиях иностранного языка при подготовке современных специалистов /И.Г. Морозова//Иностранные языки. Теория и практика. – 2016. - №1.
8. Мильруд, Р.П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам [Текст]/Р.П. Мильруд//ИЯШ. – 2016. - №5.
9. Никифорова, Э.Ш., Надобко, Ю.В. К вопросу о формировании дискуссионных умений студентов языковых специальностей//Лингва Мобил. № 3(29) – 2011. 
10. Овчинникова, О.С. Учебная дискуссия в процессе формирования коммуникативной компетенции обучающихся/О.С. Овчинникова//Шадринск: ШГПУ, 2017. 
11. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе [Текст]/Е. И. Пассов. — М.: Просвещение, 2016. 
12. Салиева, З.И. Дискуссия как один из методов формирования навыка говорения на уроках английского языка /З.И. Салиева. - Текст: непосредственный// Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3 (6). 
13. https://dic.academic.ru/ [Электронный ресурс] режим доступа http:// dic.academic.ru/, свободный.
14. https://studopedia.ru/ [Электронный ресурс] режим доступа http:// studopedia.ru, свободный.
15. http://yandex.ru/clck/jsredir?from [Электронный ресурс] режим доступа http:// http://yandex.ru/, свободный.