ВЫБОР МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(243)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(243)
ВЫБОР МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
В последние годы на развитие торговых предприятий в России сильное влияние оказывает быстро меняющаяся макросреда, только за последние 2 года случились: быстрый скачок в развитии технологий, пандемия Covid-19, введение антироссийских санкций. Из-за этих изменений сложнее становится предугадать потребительскую активность, повышается инфляция и волатильность валюты – все это является сдерживающей силой для активного роста торговых предприятий. В свою очередь, грамотное управления товарными запасами может способствовать сокращению издержек и увеличению чистой прибыли, что приведет к росту экономической эффективности бизнеса.
Актуальность темы управления товарными запасами в кризисное время связано с тем, что нестабильная экономическая ситуация, неопределенность в сфере мировой и внутренней политики может привести к изменению спроса и предложения на рынке, а также к изменению условий поставок и изменений цен. Все это требует более гибкого и адаптивного подхода в управлении запасами товаров.
Цель статьи рассмотреть существующие модели управления товарными запасами и определить наиболее эффективную на примере конкретной организации.
В условиях кризиса и неопределенности компании должны избегать избыточной закупки товаров, так как это может привести к дополнительным расходам на их хранение и снижению прибыли компании. Не менее важен контроль складских запасов – в период кризиса его уровень может повлиять на экономические показатели предприятия. Также становится особенно важной эффективная работа с поставщиками, чтобы минимизировать риски, связанные с возможными задержками или проблемами с поставками. Кроме того, управление запасами становится более сложным и требует четкого построения процессов управления, что позволит уменьшить возможные издержки и снизить риски при выборе модели управления товарными запасами.
Управление товарными запасами стало интересовать российских и зарубежных авторов еще в начале 20-го века, поэтому в наше время существует большое количество определений и мнений по этому поводу [2, с. 26]. По определению ведущего специалист по управлению запасами и операционному менеджменту Стерлиговой А.Н товарные запасы – это запасы готовой продукции, находящиеся у организаций-изготовителей на складах, а также в каналах сферы обращения [4, с. 110]. Зарубежный экономист Зермати предлагает такое определение товарных запасов – это количество товаров определенного вида, сорта, находящихся на данный момент в сфере товарного обращения, в перевозке и на складах, в хранилищах, на витринах магазина [3, с. 27]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что товарные запасы – это готовая продукция, предназначенная для реализации и находящаяся на пути следования товара от поставщика к потребителю, то есть запасы на предприятиях оптовой и розничной торговли, а также находящиеся в пути.
Важным процессом в разработке системы управления товарными запасами в период неопределенности является формирование наиболее экономически выгодного компании количества товаров на складе, чтобы оптимизировать расходы на хранение и удовлетворять спрос потребителей [1, с. 32]. Идеальным способом оптимизации является продажа товара с минимальным количеством товара на складе или в «постоянном потоке», когда товар сразу поступает на полку, но это представляется невозможным из-за непредсказуемого спроса потребителей.
Рассмотрим существующие модели управления товарными запасами для выбора необходимой стратегии в период неопределенности:
- Модель фиксированного запаса заключается в том, что существует пороговый минимум количества товаров на складе и как только он достигается, система формирует новый заказ. Количество заказа таково, чтобы вернуть тот самый оптимальный фиксированный запас. Минус этой модели в том, что поставки могут быть задержаны по различным причинам, и чтобы избежать дефицита товара необходимо формировать еще и страховую часть запасов на случай форс мажора.
- Модель с установленной периодичностью. Такая модель состоит из следующего процесса: происходит анализ товарных запасов раз в определенный промежуток времени, если количество достигло определенного минимума, то делается заказ, а если нет, то через какое-то время снова отслеживается количество товаров в запасе. Минус такой модели заключается в том, что между несколькими отслеживаниями можно упустить критический минимум, и заказ будет сделан не вовремя, таким образом спрос потребителей будет не полностью покрыт.
- Модель с фиксированным интервалом времени между заказами. Данная модель похожа на вторую, но отличие заключается в том, что заказ оформляется не когда количество товаров достигает определенного минимума, а в любом случае через определенный промежуток времени. Заказ делается до максимально экономически эффективного количества товаров в запасе. Но в этой модели тоже имеются свои недостатки. Если количество не сильно ниже максимального, то заказы могут оформляться маленькими партиями, что повлечет за собой большие расходы на транспортировку, если их оплачивает компания.
- Модель «Минимум - Максимум». Данная модель не зависит от времени, а только от количества товара в запасе. Как только количество товара достигает минимального, заказывается такое количество товара, чтобы оно стало максимальным. Как и в первой модели, в этом случае также необходимо формировать резервный минимум для того, чтобы за время доставки товар в запасе не закончился совсем, и спрос потребителей был удовлетворен.
При выборе модели управления товарными запасами в период неопределенности важно учитывать характер спроса на товары торговой организации, а также особенности местных или справочных информационных технологий, которые создают инновационное управление торговлей [5, с. 36]. Рациональное решение будет выбрано с помощью проведения экономического анализа. ABC-анализ является одним из ключевых методов управления запасами, который может быть применен в период кризиса для оптимизации управления товарными запасами. Этот инструмент позволяет рационализировать сферу деятельности торгового предприятия. В основе лежит принцип Парето (80% всего оборота дает всего 20% продукции). В рамках принципа Парето выделяется 3 группы объектов – А, В и С, каждая из которых обладает своей значимостью и вкладом в оборот и прибыль торгового предприятия [6, с. 78]. Товары группы А самые важные товары, обеспечивающие 80% оборота (примерно 20% в артикулах), товары группы В – товары средней важности, обеспечивающие 15% оборота (примерно 30% артикулов), товары группы С – обеспечивающие 5% оборота (примерно 50% артикулов).
Объектами АВС анализа в компании ООО «Адидас», расположенной в г. Брянск по адресу ул. Объездная, д. 30, являются товарные группы – обувь, текстиль и прочие товары. Каждый из этих объектов имеет один параметр измерения - товарооборот за 2022 год.
Таблица 1.
ABC анализ товарных групп ООО “Адидас”
Товарная группа |
Товарооборот, тыс. руб |
Доля общего товарооборота, % |
Категория по товарообороту |
Текстиль |
1308,0 |
7,45% |
C |
Обувь |
15625,7 |
84% |
A |
Прочие товары |
1583,7 |
8,5% |
B |
Таким образом, наиболее ценной товарной группой является обувь, 20 % товарных запасов этой группы должны давать 80 % продаж, промежуточной товарной группой являются прочие товары 30 % товарных запасов дают 15 % продаж, а наименее ценной товарной группой стал текстиль. Следовательно, исходя из результатов анализа необходимо скорректировать политику управления товарные запасы ООО “Адидас”, чтобы не «замораживать» деньги в запасах и пускать их в оборот компании. Необходимо снизить запас товарной группы обувь и прочие товары не менее, чем на 30%, так как запас товарной группы увеличился вдвое при снижении товарооборачиваемости на 50%. В данный момент излишние запасы ведут к замораживанию финансовых средств и увеличению издержек по хранению, что ведет к ухудшению финансовых показателей компании. Наиболее эффективной в этом случае будет применение модели «Минимум - Максимум».
В заключении можно сделать вывод о том, что компании должны пересматривать свои стратегии управления запасами и принимать во внимание риски, которые связаны с нестабильной ситуацией на рынке вызванной экономическими, политическими и социальными факторами. Выбор стратегии управления товарными запасами в период неопределенности требует принятия подходов и методов, таких как анализ и оценка рисков, использование методов ABC-анализа для оптимизации управления запасами. Это позволяет компаниям классифицировать товары в соответствии с их стоимостью, значимостью и динамикой спроса на рынке, что помогает максимально уменьшить издержки и риски.