Статья:

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОДРОСТКА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(243)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Салтыкова Д.В. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОДРОСТКА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 20(243). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/243/127830 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОДРОСТКА

Салтыкова Дарья Валерьевна
студент, Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск

 

По всем известному определению семья – это лица, связанные родством и (или) свойством, совместно, как правило, проживающие и ведущие совместное хозяйство. Из этого следует, что семья представляет собой малую социальную группу, основанную на браке или кровном родстве, связанную совместным бытом и обязанностями друг перед другом. Благодаря семье мы удовлетворяем важнейшие человеческие потребности. И именно семья способствует становлению гармонически развитой личности. Без семьи каждый человек будет оторван от общества. Но в современном обществе все больше характерно появление неполных семей. Неполная семья – это семья, состоящая из одного родителя и ребенка (детей). По статистическим данным число неполных семей выросло до шести миллионов, что составляет 30 процентов от числа всех семей.

Причины появления неполных семей: развод родителей, смерть одного из супругов, рождение ребенка вне брака. По таким причинам выделяют такие виды неполных семей: разведенная (расторжение брака), осиротевшая (смерть одного из родителей или раздельное проживание), внебрачная (рождение ребенка вне брака). Основная причина появления неполной семьи – это развод родителей. Создавая семью, не все понимают, что это большой труд. После заключения брака не все семьи готовы к трудностям, которые возникают. Поэтому в некоторых случаях становится невозможным сохранение брака, особенно когда он в тягость обоим партнерам. Принять решение о разводе не так сложно, когда нет совместных детей, но если они есть, то прежде всего надо задуматься как это повлияет на них. В большинстве случаев неполная семья состоит из матери-одиночки и ребенка. И будет хорошо, если после развода родители смогут договориться о совместном воспитании ребенка будучи не вместе.

Развод сильно ударяет по эмоциональному состояние каждого из уже бывших супругов. Становиться нетрудно представить, как он отражается на детях. Важно заметить, что больше всего на ребенка влияет не сам развод, а обстановка до, во время и после него. Ведь именно родители приняли решение идти разными путями, а не ребенок. Развод ребенка с родителями невозможен. Особенно сильно на развод реагируют дошкольники. У дошкольников будет заметно нарушение сна, плач, агрессивность, проблемы в развитии познавательных процессов и т. д. Подростки будут делать вид, что ничего не произошло, но внутри себя они непременно будут это переживать. Прежде всего детям из разведенных семей будет трудно построить отношения с противоположным полом. Они будут вспоминать все время тот печальный опыт своих родителей. Но сразу после развода у многих детей снижается успеваемость, страдает дисциплина дома и в школе, появляется конфликтность и возможен уход из дома. Этим поведением ребенок пытается привлечь внимание своих родителей.

Проблемы неполной семьи интересуют многих исследователей из разных наук (психологии, педагогике, юриспруденции и т. д.). В своей статье «Понятие неполной семьи и ее типы» Нафикова Г. З. пишет: «Например в педагогике неполная семья рассматривается как один из факторов неблагополучного воспитания» [2, с. 2]. То есть в педагогике рассматривают как неполная семья влияет на ребенка, ее воспитательный потенциал. Далее Нафикова Г. З. пишет: «В психологии неполная семья рассматривается как форма, возникающая в результате разрушения ее привычной структуры. Здесь исследуется состояние родителей, взаимоотношения матери и (или) отца с ребенком при нарушении структуры семьи» [2, с. 2]. Психологи обращают внимание на душевные травмы ребенка, которые он переживает до достижения совершеннолетия из-за отсутствия одного из родителей. Так же автор отмечает: «В исследованиях юристов неполная семья рассматривается как поставщик несовершеннолетних правонарушителей, что подтверждается данными о повышенном уровне криминогенности среди несовершеннолетних детей, являющихся выходцами из неполных семей. Так по данным МВД России среди несовершеннолетних правонарушителей, содержащихся в центрах временной изоляции почти, половина были представителями неполных семей» [2, с. 2]. Из этого можно утверждать, что отсутствие одного из родителей, а именно женщины или мужчины является важной предпосылкой возникновения психических отклонений у ребенка. У него будет нарушена полоролевая идентификация. Ведь именно в процессе идентификации родители закладывают образцы поведения. При благополучной идентификации ребенок будет успешен в роли супруга и отца (матери) своих детей.

В социуме дети из разведенных семей чувствуют нравственно-психологическое давление со стороны сверстников и взрослых. Такое давление приводит к неуверенности, конфликтности и озлобленности. Ребенок считает, что с ним что-то не так, раз один из родителей решил его «бросить». Усугубляют ситуацию скандалы родителей, приведшие к разводу, которые ребенок наблюдал. После развода ребенок испытывает давление со стороны матери, испытывающей чувство обиды и которой тяжело понять, что он все также привязан к своему отцу. Из-за боязни расстроить мать, ребенок будет скрывать свои переживания, связанные с нечастыми встречами с отцом. А от этого ребенок будет страдать даже больше, чем от развода родителей.

Осиротевшая семья – это семья, возникшая вследствие смерти одного из родителя. Подросток глубоко переживает потерю одного из своих родителей. Он может уходить от реальности полностью погружаясь в свои переживания, что приведет к рассеянности. Подростки спешат уединиться в своем горе, не считая нужным поделиться им с окружающим. Они испытывают острую потребность в поддержке со стороны взрослых, но боятся это показывать.

Несомненно, воспитание ребенка после смерти одного из родителя будет трудным, так как овдовевшему супругу придется взять на себя воспитательную роль того, кто ушел из жизни. Общее горе должно сплотить, оставшихся членов семьи, что поможет формированию бережного отношения друг к другу. При бережном отношении друг к другу у ребенка возникают положительные нравственные убеждения. Сложнее всего будет в первый год после потери, но затем эмоциональное состояние ребенка стабилизируется, но только с помощью окружающих.

Башкирова Н. дает такое определение внебрачной семьи: «Внебрачная семья – это семья, в которой женщина рожает ребенка, не вступая в брак. Этому может служить ряд причин: удовлетворение потребности в материнстве, желание скрасить одиночество, родить ребенка в качестве напоминания о человеке и др.» [1, с. 76]. Рождать детей вне брака в большинстве случаев свойственно молодым и неопытным матерям, которые не имеют образования, работы и прочной жизненной позиции. Увеличивается число девушек, которые рожают в несовершеннолетнем возрасте. А это приводит к тому, что от детей отказываются при рождении.

Любому ребенку будет сложно принять то, что он рожден без отца, да и когда мать скрывает его личность. Мать, воспитывая ребенка одного, будет мало уделять ему внимания, пытаясь обеспечить его материально. Такой ребенок будет испытывать нехватку внимания, тепла и заботы. Мальчики и девочки из таких семей могут стать эмоционально незрелыми, у них в сознании не будет образца настоящей семьи. А заметно это станет в более зрелом возрасте, в отношении с противоположным полом. Они будут впадать в крайности: либо слишком быстро подпуская к себе мужчину или женщину, таким образом пытаясь восполнить нехватку тепла, либо не подпуская вовсе.

Цулейко В. М. выделяет такие типичные ошибки, которые возникают в процессе воспитания детей из всех представленных видов неполных семей:

  • «гиперопека;
  • отстраненность матери от воспитания ребенка, забота о материальном положении семьи;
  • запрет матери на общение с ребенком;
  • двойственное отношение к ребенку, выражающаяся то в чрезмерной любви, то в приступах раздражения;
  • желание матери сделать ребенка образцовым, даже несмотря на то, что у него нет отца;
  • отстраненность матери от ухода за ребенком и его воспитания» [3, с. 145].

Таким образом, воспитать ребенка без одного из родителя будет трудно. Но, если родитель будет понимать всю свою ответственность перед ребенком, то будет возможно полноценно воспитать ребенка, даже в таких условиях. Чтобы создать благоприятную атмосферу для ребенка необходимо: хвалить его, разрешать принимать решения и быть самостоятельным, гордиться им, поддерживать, чтобы он чувствовал, что не одинок, быть добрым и в меру строгим. Благодаря таким правилам ребенок будет окружен заботой со стороны взрослого, что не приведет к появлению неврозов в будущем.

 

Список литературы:
1. Башкирова Н. Ребенок без папы: решение проблем неполной семьи / Н. Башкирова. – СПб. : Наука и техника, 2007. – 270 с.
2. Нафикова Г. З. Понятие неполной семьи и ее типы // Вестник Башкирск. ун-та. 2009. №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-nepolnoy-semi-i-ee-tipy (дата обращения: 02.11.2021). 
3. Цулейко В. М. Неполная семья / В. М Целейко. –  Волгоград. : Перемена, 2006 – 256 с.