Самооценка, «Я-концепция» и механизмы психологической защиты в структуре личности
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(40)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(40)
Самооценка, «Я-концепция» и механизмы психологической защиты в структуре личности
Самооценка представляет собой неотъемлемый компонент становления человеческой личности. Под самооценкой понимается объективное отношение к себе, своим действиям, достижениям, достоинствам, недостаткам и месте среди других людей. Самооценка – важнейшее центральное образование личности. Она определяет специфику функционирования механизмов социальной адаптации личности, регулирует ее деятельность и поведение, которые отражают особенности саморегуляции и самосовершенствования личности. Самооценку рассматривают и как часть сознания и самосознания, при котором личность оценивает свои физические, умственные способности и свое отношение к окружающему миру, людям. [4, с. 23].
По мнению Л.С. Выготского, самооценка как составляющая самосознания человека является компонентом деятельности, общения и результатом познания социальных условий, ввиду того, что процессы самосознания имеют опосредованный характер, так как они развиваются на основе общения человека с другими людьми и его деятельности.
Психолог Т. Шибутани в теории ценностной организации личности, дает следующее определение самооценки: «Если личность – это организация ценностей, то ядром такого функционального единства является самооценка».
В трудах исследователей В.В. Столина, С.Р. Пантилеева, И.И. Чесноковой и др. самооценка рассматривается как ядерная структура сферы самосознания личности, которая в первую очередь выполняет координирующую роль поведения. Развитие такой функции авторы обосновывают ее устойчивостью, потому что уже сформированное отношение человека к себе и регулирование своего поведения существенно зависят от устойчивой самооценки [2, с. 32].
Отечественные ученые В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, И.И. Чеснокова, Л.И. Божович, А.Г. Спиркин, А.Н. Леонтьев в своих работах описывают формирование самосознания и самооценки в аспекте личностного развития. Данные авторы называют самооценку сложным компонентом самосознания, результатом прямой оценки других людей, принимающих участие в развитии личности [6, с. 501].
Отчетливо определены составляющие самосознания в модели Л.С. Выготского, состоящей из шести компонентов, частью которой является самооценка: 1. Накопление личностью знаний о себе, возрастание их согласованности и действительности. 2. Углубление и расширение этих знаний. Постепенное вхождение в образ представлений о собственном мире. 3. Осознание индивидом себя как единое целое – линия интегрирования. 4. Последующее развитие осознания собственной индивидуальности. 5. Формирование и развитие критериев самооценки. 6. Линия, основанная на развитии индивидуальных особенностей самосознания [3, c. 86].
Модель самосознания, разработанная А.В. Захаровой, базируется на самооценке. При этом автор подчеркивает, что такие конечные результаты самосознания, как «Образ Я» и «Я-концепция» образуются при условии особого психологического феномена – самооценки. «Образ Я» – это комплекс сведений и знаний человека о себе, функционирующий в прочном согласии, имеющий разный уровень обобщения, осознания и дифференциации. «Я-концепция», по утверждению ученого, это постоянный компонент самосознания и сложившиеся, функционирующие знания о себе на более высоком уровне. Такие знания определяют общее самочувствие личности и дают возможность познать свою целостность, определенность [2, с. 34].
Самооценка состоит из двух составляющих элементов: когнитивного и эмоционального. Когнитивный отвечает за знания и суждения индивида о себе, основанных на процессах сравнения себя с окружающими, сопоставления своих качеств с некоторыми их образцами идеалов и установление возможных рассогласований этих качеств. Эмоциональный компонент отражает удовлетворение или неудовлетворение к комплексу своих качеств, и к себе в целом [5, с. 97].
Способность человека к самооцениванию позволяет осознавать себя как субъекта общения, действия и сознания, в результате которого создается устойчивая система представлений человека о самом себе, связанная с их личностной оценкой, обозначаемая таким термином, как «Я-концепция».
В своих работах Р. Бернс выделяет в структуре «Я-концепции» три ее составляющие: 1. Реальная установка, то есть как Я воспринимаю себя на самом деле, как оцениваю свой статус, роль, актуальные способности. 2. Зеркальная установка (социальная) – представления индивида, связанные с тем, каким его видят окружающие. 3. Идеальное Я установки, основанные на представлениях индивида о том, каким бы он хотел бы стать [3, с. 85].
Изучение самосознания, «Я-образа» по-иному отражено в теории социальной установки И.С. Кона, где в самосознание включено три компонента: 1. Когнитивный – представление индивида о самом себе, знание себя, своих способностей и качеств. 2. Аффективный (самооценка) – оценка этих качеств, своих представлений. Самооценка – это довольно сложная и комплексная организация в психике человека. Ее возникновение связано с обобщающей деятельностью процессов самосознания, которые при становлении самой личности находятся на различных уровнях и проходят разные этапы. 3. Поведенческий (образован из двух первых компонентов) – включает в себя стремление к осуществлению действия по отношению к объекту и практическое отношение к себе самому, обусловленное знаниями о себе [2, с. 33].
А.В. Захарова, А.И. Липкина отмечают, что самооценка в составе сформированной личности создает комплекс, состоящий из общей и частных самооценок. Общая самооценка представляет собой некий синтез, который выражает отношение человека к себе, принятие или непринятие себя (самоуважение). В частных самооценках отражается отношение и оценка своих действий, внешности, отдельных качеств личности [6, с. 307].
Самооценку различают по степени осознанности и уровню обобщенности. При характеристике самооценки используют следующие параметры: 1. Уровень (величина) – низкая, средняя, высокая самооценка. 2. Особенности построения – конфликтная и бесконфликтная самооценка. 3. Реалистичность – адекватная и неадекватная. 4. Устойчивость, изменяемость и др. [2, c. 34].
К основным способам и приемам самооценки относятся: 1. Самонаблюдение – возможность человека наблюдать за своими действиями, процессами активного взаимодействия со средой. 2. Самоанализ – умение использовать материал самонаблюдения для своего анализа. 3. Самоотчет – предполагает отчет индивида для самого себя о результатах выполнения собственной деятельности. 4. Самоконтроль – управление действиями, поведением, мыслями, эмоциями. 5. Сравнение – соотнесение себя и своих качеств, поступков по отношению к другим. На основании выделенных приемов самооценки, характеризующихся взаимодействием и взаимосвязью, человек способен к самопознанию, самовоспитанию, самопринятию [4, с. 192].
Как полагает А.В. Захарова, самооценка включает в себя массу ресурсов, моральных принципов, взаимодействий индивида, т.е. она многоаспектна. Каждый из компонентов самооценки обладает последовательностью фаз совершенствования, выражающих уровень понимания человека этих особенностей и отношение к ним, результатом которого является целостная самооценка личности [3, с. 86].
Самооценка находится в единстве и с уровнем притязаний, связана со структурой потребностей человека и тем уровнем самооценки, который желает себе человек. Уровнем притязаний, с одной стороны, называют уровнем трудностей внутри определенной деятельности, объединенной целями, решение которых приносит удовлетворение индивида самим собой, а с другой – это уровень Я-образа (предполагаемый уровень самооценки). Индивид, таким образом, связывает самооценку со своими реальными способностями и возможностями [6, с. 30].
В структуре личности самооценка занимает особенное положение, и в зависимости от ее формы может активировать человека или наоборот подавить его дальнейшее развитие, деятельность и т.д. Принято выделять адекватную самооценку и неадекватную (заниженная, завышенная) самооценку [4, с. 29].
В процессе жизни человек меняется. Он меняет свои взгляды, представления, ценности, изменяет «Я-концепцию». Иногда это происходит незаметно для самого человека, естественно, иногда требует от него серьезной работы над собой. Такие изменения обычно осознаются или могут быть осознаны при самоанализе.
Однако бывают случаи, когда-то, что происходит с человеком, настолько травмирует его, что он неосознанно отвергает этот новый опыт, новую беспокоящую информацию или так перерабатывает ее, что она становится менее или совсем не травмирующей. Это осуществляется за счет неосознаваемых регуляторных психологических механизмов. Действие таких механизмов осуществляется помимо сознания, помимо воли человека. Для того чтобы распознать наличие у себя таких механизмов, как правило, требуется длительная, углубленная психологическая работа.
Такие механизмы «охраняют» психику, «защищают» ее от непосильной нагрузки. Поэтому они получили название механизмов психологической защиты. Они были впервые открыты 3. Фрейдом.
Анциферова Л. И. отмечает, что люди, прибегающие к механизмам психологической защиты в проблемных и стрессовых ситуациях, воспринимают мир как источник опасностей, у них не высокая самооценка, а мировоззрение окрашено пессимизмом. Люди, предпочитающие в подобных ситуациях конструктивно преобразующие стратегии, оказываются личностями с оптимистическим мировоззрением, устойчивой положительной самооценкой, реалистическим подходом к жизни и сильно выраженной мотивацией достижения. Так психологические защиты, с одной стороны, обеспечивают защиту личности, трансформируя информацию, с другой стороны, человек не способный справиться с ситуациями, вызывающими тревогу рациональным конструктивным способом склонен к плохой адаптации [1, с. 56].
Таким образом, самооценка определяется рядом авторов как один из важнейших компонентов самосознания личности. Сущность данного психологического феномена складывается из его многозначности, включенности в развитие и функционирование различных проявлений личности. Самооценка личности может находится на разных уровнях адекватности, обдуманности, устойчивости. Психологическая защита личности развивается как средство интрапсихической адаптации и может приводить к внешней социально-психологической адаптации или дезадаптации в зависимости от гибкости и интенсивности используемых механизмов.