Статья:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ. РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(244)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Завьялов О.Н. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ. РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 21(244). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/244/128277 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ. РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Завьялов Олег Николаевич
магистрант, Южно-Уральский технологический университет, РФ, г. Челябинск

 

Государственное управление культурой в России направленно на формирование условий для деятельности учреждений культуры, проведения культурных мероприятий и удовлетворения культурных потребностей населения.

Культура представляет собой самостоятельную отрасль социально-культурного назначения, включающую в себя разнообразные государственные и общественные органы, учреждения, заведения. Государственное управление культурой призвано обеспечить развитие национального самосознания, сохранность культурного наследия в условиях глобализации, взаимопроникновение и интеграцию культур.

Сложность и многообразие культурной сферы позволяют выделить множество направлений в государственном управлении культурой. К числу таких направлений можно отнести:

  • формирование условий для создания, распространения и популяризации произведений искусства и литературы;
  • формирование условий для распространения сведений относительно культурных достижений;
  • обеспечение сохранности и применения культурных ценностей;
  • охрана памятников культуры и произведений искусства;
  • обеспечение роста уровня культурного развития населения;
  • осуществление руководства учреждениями культуры.

В качестве объекта исследования в работе рассмотрены особенности государственного управления сферой культуры в Ямало-Ненецком автономном округе (далее – ЯНАО).

Миссией культурной политики в ЯНАО является усиление роли сферы культуры в процессе его преобразования в регион устойчивого социально-экономического развития и высокого качества жизни населения. Стратегической же целью культурной политики является духовно-нравственное развитие и реализация человеческого потенциала в условиях перехода к инновационному типу развития общества и экономики региона.

Департамент культуры Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Департамент) является центральным исполнительным органом государственной власти автономного округа, проводящим государственную политику и осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере культуры, искусства и кинематографии. На рисунке 1 представлена структура Департамента.

 

Рисунок 1. Структура Департамента Культуры Ямало-Ненецкого автономного округа [1]

 

Департаменту подведомственны следующие учреждения культуры:

  • ГАУ ЯНАО «Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И.С. Шемановского»;
  • ГАУ ЯНАО «Национальная библиотека Ямало-Ненецкого автономного округа»;
  • ГАУ ЯНАО «Культурно-деловой центр»;
  • ГАУК ЯНАО «Окружной Центр национальных культур»;
  • ГАУК ЯНАО «Окружной Дом ремёсел»;
  • Природно-этнографический комплекс в посёлке Горнокнязевск – филиал ГБУК ЯНАО «Окружной Дом ремёсел»;
  • Комплекс городской усадьбы
  • ГКУ ЯНАО «Информационно-аналитический центр»;
  • АНО «Центр творческих инициатив» [1].

Для развития культуры в округе была принята и реализуется Государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа «Основные направления развития культуры на 2014 – 2024 годы» (далее -  Программа).

На рисунке 2 представлена динамика объема финансирования Программы.

 

Рисунок 2. Динамика объема финансирования Государственной программы «Основные направления развития культуры на 2014 – 2024 годы» за 2020-2022 гг. [2]

 

Как видно, объем финансирования в 2021 году сократился. Однако, положительным моментом является увеличение показателя в 2022 году. Наименьший процент освоения выделенных средств (93%) приходится на 2020 года. В 2022 году финансирование программы освоено на 98%.

По итогам 2022 года фактические значения показателей Государственной программы достигнуты с перевыполнением (таблица 1) [2].

Таблица 1.

Оценка выполнения плановых показателей Государственной программы «Основные направления развития культуры на 2014 – 2024 годы» в 2022 году

Наименование показателей

и направлений расходования средств

Единицы измерения

План

Факт

%

исполнения

Число посещений мероприятий организаций культуры

Тыс. ед.

6575,59

8458,34

 

129

Общий объем бюджетных ассигнований окружного бюджета на реализацию государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе:

Тыс. руб.

2817630

2755112

97,78

Увеличение числа обращений к информационным ресурсам культуры в Интернете

обращений

323000

392326

121

Доля лауреатов и дипломантов от числа обучающихся в образовательных учреждениях культуры и искусства

%

42

48

114

Число созданных, отремонтированных, оснащенных современным оборудованием объектов культуры

единиц

33

40

121

Доля объектов культурного наследия, охваченных мероприятиями по государственной охране в общем количестве объектов культурного наследия

%

6

6

100

Доля средств окружного бюджета, выделяемых негосударственным организациям, на предоставление услуг, в общем объеме средств окружного бюджета, выделяемых на предоставление услуг в сфере культуры

%

10

6,06

61

 

Из таблицы 1 видно, что произошло невыполнение запланированных показателей по общему объему бюджетных ассигнований окружного бюджета на реализацию государственной программы (97,78%), а также по доле средств, выделяемых некоммерческим организациям (61%).

Учреждения культуры в округе размещены крайне неравномерно (рисунок 3).

 

Рисунок 3. Распределение учреждений культуры по территории ЯНАО

 

Из рисунка видно, что на небольшие населенные пункты приходится больше учреждений культуры, чем на города с численностью свыше 100 тыс. чел. (Новый Уренгой, Ноябрьск). Также в качестве основных направлений на которые окружным властям необходимо обратить внимание – это отставание материально-технической инфраструктуры, недостаточная квалификация сотрудников учреждений культуры, что в конечном итоге приводит к снижению интереса к деятельности отрасли и не востребованности предлагаемых жителям области культурных услуг.

 

Список литературы:
1. Официальный сайт Департамента культуры Ямало-Ненецкого автономного округа / Структура // Электрон. текст. дан. – Режим доступа: https://depcul.yanao.ru/about/structure/ (дата обращения: 01.06.05.2023).
2. Официальный сайт Департамента культуры Ямало-Ненецкого автономного округа / Документы // Электрон. текст. дан. – Режим доступа: https://depcul.yanao.ru/about/structure/ (дата обращения: 01.06.05.2023).