ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ. РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(244)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(244)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ. РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Государственное управление культурой в России направленно на формирование условий для деятельности учреждений культуры, проведения культурных мероприятий и удовлетворения культурных потребностей населения.
Культура представляет собой самостоятельную отрасль социально-культурного назначения, включающую в себя разнообразные государственные и общественные органы, учреждения, заведения. Государственное управление культурой призвано обеспечить развитие национального самосознания, сохранность культурного наследия в условиях глобализации, взаимопроникновение и интеграцию культур.
Сложность и многообразие культурной сферы позволяют выделить множество направлений в государственном управлении культурой. К числу таких направлений можно отнести:
- формирование условий для создания, распространения и популяризации произведений искусства и литературы;
- формирование условий для распространения сведений относительно культурных достижений;
- обеспечение сохранности и применения культурных ценностей;
- охрана памятников культуры и произведений искусства;
- обеспечение роста уровня культурного развития населения;
- осуществление руководства учреждениями культуры.
В качестве объекта исследования в работе рассмотрены особенности государственного управления сферой культуры в Ямало-Ненецком автономном округе (далее – ЯНАО).
Миссией культурной политики в ЯНАО является усиление роли сферы культуры в процессе его преобразования в регион устойчивого социально-экономического развития и высокого качества жизни населения. Стратегической же целью культурной политики является духовно-нравственное развитие и реализация человеческого потенциала в условиях перехода к инновационному типу развития общества и экономики региона.
Департамент культуры Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Департамент) является центральным исполнительным органом государственной власти автономного округа, проводящим государственную политику и осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере культуры, искусства и кинематографии. На рисунке 1 представлена структура Департамента.
Рисунок 1. Структура Департамента Культуры Ямало-Ненецкого автономного округа [1]
Департаменту подведомственны следующие учреждения культуры:
- ГАУ ЯНАО «Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И.С. Шемановского»;
- ГАУ ЯНАО «Национальная библиотека Ямало-Ненецкого автономного округа»;
- ГАУ ЯНАО «Культурно-деловой центр»;
- ГАУК ЯНАО «Окружной Центр национальных культур»;
- ГАУК ЯНАО «Окружной Дом ремёсел»;
- Природно-этнографический комплекс в посёлке Горнокнязевск – филиал ГБУК ЯНАО «Окружной Дом ремёсел»;
- Комплекс городской усадьбы
- ГКУ ЯНАО «Информационно-аналитический центр»;
- АНО «Центр творческих инициатив» [1].
Для развития культуры в округе была принята и реализуется Государственная программа Ямало-Ненецкого автономного округа «Основные направления развития культуры на 2014 – 2024 годы» (далее - Программа).
На рисунке 2 представлена динамика объема финансирования Программы.
Рисунок 2. Динамика объема финансирования Государственной программы «Основные направления развития культуры на 2014 – 2024 годы» за 2020-2022 гг. [2]
Как видно, объем финансирования в 2021 году сократился. Однако, положительным моментом является увеличение показателя в 2022 году. Наименьший процент освоения выделенных средств (93%) приходится на 2020 года. В 2022 году финансирование программы освоено на 98%.
По итогам 2022 года фактические значения показателей Государственной программы достигнуты с перевыполнением (таблица 1) [2].
Таблица 1.
Оценка выполнения плановых показателей Государственной программы «Основные направления развития культуры на 2014 – 2024 годы» в 2022 году
Наименование показателей и направлений расходования средств |
Единицы измерения |
План |
Факт |
% исполнения |
---|---|---|---|---|
Число посещений мероприятий организаций культуры |
Тыс. ед. |
6575,59 |
8458,34
|
129 |
Общий объем бюджетных ассигнований окружного бюджета на реализацию государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе: |
Тыс. руб. |
2817630 |
2755112 |
97,78 |
Увеличение числа обращений к информационным ресурсам культуры в Интернете |
обращений |
323000 |
392326 |
121 |
Доля лауреатов и дипломантов от числа обучающихся в образовательных учреждениях культуры и искусства |
% |
42 |
48 |
114 |
Число созданных, отремонтированных, оснащенных современным оборудованием объектов культуры |
единиц |
33 |
40 |
121 |
Доля объектов культурного наследия, охваченных мероприятиями по государственной охране в общем количестве объектов культурного наследия |
% |
6 |
6 |
100 |
Доля средств окружного бюджета, выделяемых негосударственным организациям, на предоставление услуг, в общем объеме средств окружного бюджета, выделяемых на предоставление услуг в сфере культуры |
% |
10 |
6,06 |
61 |
Из таблицы 1 видно, что произошло невыполнение запланированных показателей по общему объему бюджетных ассигнований окружного бюджета на реализацию государственной программы (97,78%), а также по доле средств, выделяемых некоммерческим организациям (61%).
Учреждения культуры в округе размещены крайне неравномерно (рисунок 3).
Рисунок 3. Распределение учреждений культуры по территории ЯНАО
Из рисунка видно, что на небольшие населенные пункты приходится больше учреждений культуры, чем на города с численностью свыше 100 тыс. чел. (Новый Уренгой, Ноябрьск). Также в качестве основных направлений на которые окружным властям необходимо обратить внимание – это отставание материально-технической инфраструктуры, недостаточная квалификация сотрудников учреждений культуры, что в конечном итоге приводит к снижению интереса к деятельности отрасли и не востребованности предлагаемых жителям области культурных услуг.