СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(244)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(244)
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Управление социальной сферой – это одно из главных направлений деятельности региональных властей по регулированию социально-экономических условий жизни общества.
Социальная сфера включает в себя различные подсистемы: учреждения образования, медицинские учреждения, учреждения культуры; спортивные организации, организации социального обеспечения и др.
Одной из важнейших подсистем выступает социальная защита населения. Эффективная система социальной защиты населения позволяет предоставлять малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, предусмотренным законодательством социальные пособия, социальные доплаты к пенсии, субсидии, социальные услуги и жизненно необходимые товары. Тем самым повышается уровень жизни социально незащищенных слоев населения.
В статье рассмотрена система управления социальной защитой на примере Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - ЯНАО).
Главная цель управления социальной сферой в ЯНАО – это обеспечение социального развития региона при одновременном учете сложившихся современных тенденций в экономической и социальной сферах и его специфических особенностей, возникающих при достижении высоких показателей в части обеспечения здоровья населения, качества его жизни и благополучия.
На рисунке 1 декомпозиция главной цели региональной социальной политики Ямало-Ненецкого автономного округа на систему подцелей.
Рисунок 1. Декомпозиция главной цели управления региональной социальной сферой Ямало-Ненецкого автономного округа на систему подцелей
Центральным исполнительным органом государственной власти автономного округа, проводящим государственную политику и осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере социального развития, семейной и демографической политики, а также охраны труда в автономном округе является Департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Департамен) является.
На рисунке 2 представлена структура Департамента.
Департаменту подведомственны следующие учреждения:
- ГБУ ЯНАО «Центр социального обслуживания населения «Садко» в муниципальном образовании город Новый Уренгой»;
- ГБУ ЯНАО «Центр социального обслуживания населения «Милосердие» в муниципальном образовании Красноселькупский район»;
- ГБУ ЯНАО «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в муниципальном образовании город Салехард»;
Рисунок 2. Структура Департамента социальной защиты населения
- ГБУ ЯНАО «Центр социального обслуживания населения «Доверие» в муниципальном образовании город Салехард»;
- ГБУ ЯНАО «Центр социального обслуживания населения в муниципальном образовании Приуральский район»;
- ГБУ ЯНАО «Центр социального обслуживания населения в муниципальном образовании город Лабытнанги»;
- ГБУ ЯНАО «Центр социального обслуживания населения «Домашний очаг» в муниципальном образовании Надымский район»;
- ГБУ ЯНАО «Центр социального обслуживания населения «Елена» в муниципальном образовании город Губкинский»;
- ГБУ ЯНАО «Центр социального обслуживания населения в муниципальном образовании город Муравленко»;
- ГБУ ЯНАО «Центр социального обслуживания населения «Гармония» в муниципальном образовании город Ноябрьск»;
- ГБУ ЯНАО «Центр социального обслуживания населения в муниципальном образовании Пуровский район»;
- ГБУ ЯНАО «Центр социального обслуживания населения в муниципальном образовании Ямальский район»;
- ГБУ ЯНАО «Реабилитационный центр «Большой Тараскуль»;
- ГБУ ЯНАО «Харпский дом-интернат для престарелых и инвалидов «Мядико»;
- ГБУ ЯНАО «Центр социального обслуживания населения «Забота» в муниципальном образовании Тазовский район»;
- ГКУ ЯНАО «Центр социальных технологий Ямало-Ненецкого автономного округа».
В таблице 1 представлена динамика социальных услуг, оказанных учреждениями социальной защиты населения.
Таблица 1.
Динамика количества оказанных социальных услуг учреждениями Ямало-Ненецкого округа за 2020-2022 гг.
Наименование видов социальных услуг |
В стационарной форме и полустационарной формах, ед. |
Обслуживание на дому, ед. |
||||
2020 |
2021 |
2022 |
2020 |
2021 |
2022 |
|
Социально-бытовые |
251644 |
243756 |
220925 |
3381 |
5746 |
12725 |
Социально-медицинские |
85123 |
162699 |
136343 |
2936 |
3848 |
2819 |
Социально-психологические |
65756 |
88647 |
85590 |
943 |
1442 |
1979 |
Социально-педагогические |
53969 |
60167 |
64763 |
0 |
135 |
568 |
Социально-трудовые |
637 |
800 |
805 |
391 |
395 |
1148 |
Социально-правовые |
344 |
661 |
859 |
32 |
58 |
242 |
Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей |
3621 |
5921 |
7187 |
206 |
224 |
414 |
Срочные услуги |
4598 |
5916 |
17245 |
0 |
0 |
0 |
Всего |
465692 |
568567 |
533717 |
7889 |
11848 |
19895 |
Как видно, общее количество оказанных социальных услуг в стационарной и полустационарной форме достигло максимального значения в 2021 году (568567 ед.). В 2022 году произошло снижение показателя. Количество социальных услуг, оказанных на дому за исследуемый период имеет динамику роста. Наиболее востребованными на протяжении всего периода остаются социально-бытовые и социально-медицинские услуги.
В таблице 2 представлено финансирование социальной сферы.
Таблица 2.
Анализ объемов финансирования социальной сферы в ЯНАО за 2020-2022 гг.
Статья расходов |
2020 |
2021 |
2022 |
Отклонение |
|
2021 к 2020 |
2022 к 2021 |
||||
Расходы всего, млн. руб. |
239610 |
237761 |
316350 |
-1849 |
78589 |
В т. ч. на социальную сферу: |
127959 |
104038 |
135267 |
-23921 |
31229 |
Образование |
61005 |
38724 |
51819 |
-22281 |
13095 |
Здравоохранение |
33241 |
30694 |
42787 |
-2547 |
12093 |
Культура и кинематография |
2531 |
1968 |
2874 |
-563 |
906 |
Физическая культура и спорт |
2601 |
2745 |
4708 |
144 |
1963 |
Социальная политика |
28581 |
29907 |
33079 |
1326 |
3172 |
Доля расходов на социальную сферу в общих расходах бюджета, % |
53,40 |
43,76 |
42,76 |
-9,65 |
-1,00 |
Как видно из таблицы 2, в 2021 году произошло резкое снижение объемов финансирования социальной сферы. Положительная динамика наблюдалась только по финансированию физической культуры и спорта, и социальной политики. В 2022 году объемы финансирования по всем статьям выросли, однако, доля таких расходов в общих расходов бюджета сократилась на 1% и составила 42,76%. При этом аналогичный показатель в 2020 году составлял 53,40%. Таким образом, можно констатировать, что последствия пандемии, а также санкционной политики усилили нагрузку на бюджет, в связи с этим произошло перераспределение ресурсов не в пользу социальной сферы.