Статья:

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(244)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Бачерикова Н.А. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 21(244). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/244/128279 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Бачерикова Наталья Александровна
магистрант, Южно-Уральский технологический университет, РФ, г. Челябинск

 

Управление социальной сферой – это одно из главных направлений деятельности региональных властей по регулированию социально-экономических условий жизни общества.

Социальная сфера включает в себя различные подсистемы: учреждения образования, медицинские учреждения, учреждения культуры; спортивные организации, организации социального обеспечения и др.

Одной из важнейших подсистем выступает социальная защита населения. Эффективная система социальной защиты населения позволяет предоставлять малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, предусмотренным законодательством социальные пособия, социальные доплаты к пенсии, субсидии, социальные услуги и жизненно необходимые товары. Тем самым повышается уровень жизни социально незащищенных слоев населения.

В статье рассмотрена система управления социальной защитой на примере Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - ЯНАО).

Главная цель управления социальной сферой в ЯНАО – это обеспечение социального развития региона при одновременном учете сложившихся современных тенденций в экономической и социальной сферах и его специфических особенностей, возникающих при достижении высоких показателей в части обеспечения здоровья населения, качества его жизни и благополучия.

На рисунке 1 декомпозиция главной цели региональной социальной политики Ямало-Ненецкого автономного округа на систему подцелей.

 

Рисунок 1.  Декомпозиция главной цели управления региональной социальной сферой Ямало-Ненецкого автономного округа на систему подцелей

 

Центральным исполнительным органом государственной власти автономного округа, проводящим государственную политику и осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере социального развития, семейной и демографической политики, а также охраны труда в автономном округе является Департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Департамен) является.

На рисунке 2 представлена структура Департамента.

Департаменту подведомственны следующие учреждения:

  • ГБУ ЯНАО «Центр социального обслуживания населения «Садко» в муниципальном образовании город Новый Уренгой»;
  • ГБУ ЯНАО «Центр социального обслуживания населения «Милосердие» в муниципальном образовании Красноселькупский район»;
  • ГБУ ЯНАО «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в муниципальном образовании город Салехард»;

 

Рисунок 2. Структура Департамента социальной защиты населения

 

  • ГБУ ЯНАО «Центр социального обслуживания населения «Доверие» в муниципальном образовании город Салехард»;
  • ГБУ ЯНАО «Центр социального обслуживания населения в муниципальном образовании Приуральский район»;
  • ГБУ ЯНАО «Центр социального обслуживания населения в муниципальном образовании город Лабытнанги»;
  • ГБУ ЯНАО «Центр социального обслуживания населения «Домашний очаг» в муниципальном образовании Надымский район»;
  • ГБУ ЯНАО «Центр социального обслуживания населения «Елена» в муниципальном образовании город Губкинский»;
  • ГБУ ЯНАО «Центр социального обслуживания населения в муниципальном образовании город Муравленко»;
  • ГБУ ЯНАО «Центр социального обслуживания населения «Гармония» в муниципальном образовании город Ноябрьск»;
  • ГБУ ЯНАО «Центр социального обслуживания населения в муниципальном образовании Пуровский район»;
  • ГБУ ЯНАО «Центр социального обслуживания населения в муниципальном образовании Ямальский район»;
  • ГБУ ЯНАО «Реабилитационный центр «Большой Тараскуль»;
  • ГБУ ЯНАО «Харпский дом-интернат для престарелых и инвалидов «Мядико»;
  • ГБУ ЯНАО «Центр социального обслуживания населения «Забота» в муниципальном образовании Тазовский район»;
  • ГКУ ЯНАО «Центр социальных технологий Ямало-Ненецкого автономного округа».

В таблице 1 представлена динамика социальных услуг, оказанных учреждениями социальной защиты населения.

Таблица 1.

Динамика количества оказанных социальных услуг учреждениями Ямало-Ненецкого округа за 2020-2022 гг.

Наименование видов социальных услуг

В стационарной форме и полустационарной формах, ед.

Обслуживание на дому, ед.

2020

2021

2022

2020

2021

2022

Социально-бытовые

251644

243756

220925

3381

5746

12725

Социально-медицинские

85123

162699

136343

2936

3848

2819

Социально-психологические

65756

88647

85590

943

1442

1979

Социально-педагогические

53969

60167

64763

0

135

568

Социально-трудовые

637

800

805

391

395

1148

Социально-правовые

344

661

859

32

58

242

Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей

3621

5921

7187

206

224

414

Срочные услуги

4598

5916

17245

0

0

0

Всего

465692

568567

533717

7889

11848

19895

 

Как видно, общее количество оказанных социальных услуг в стационарной и полустационарной форме достигло максимального значения в 2021 году (568567 ед.). В 2022 году произошло снижение показателя.  Количество социальных услуг, оказанных на дому за исследуемый период имеет динамику роста. Наиболее востребованными на протяжении всего периода остаются социально-бытовые и социально-медицинские услуги.

В таблице 2 представлено финансирование социальной сферы.

Таблица 2.

Анализ объемов финансирования социальной сферы в ЯНАО за 2020-2022 гг.

Статья расходов

2020

2021

2022

Отклонение

2021 к 2020

2022 к 2021

Расходы всего, млн. руб.

239610

237761

316350

-1849

78589

В т. ч. на социальную сферу:

127959

104038

135267

-23921

31229

Образование

61005

38724

51819

-22281

13095

Здравоохранение

33241

30694

42787

-2547

12093

Культура и кинематография

2531

1968

2874

-563

906

Физическая культура и спорт

2601

2745

4708

144

1963

Социальная политика

28581

29907

33079

1326

3172

Доля расходов на социальную сферу в общих расходах бюджета, %

53,40

43,76

42,76

-9,65

-1,00

 

Как видно из таблицы 2, в 2021 году произошло резкое снижение объемов финансирования социальной сферы. Положительная динамика наблюдалась только по финансированию физической культуры и спорта, и социальной политики. В 2022 году объемы финансирования по всем статьям выросли, однако, доля таких расходов в общих расходов бюджета сократилась на 1% и составила 42,76%. При этом аналогичный показатель в 2020 году составлял 53,40%. Таким образом, можно констатировать, что последствия пандемии, а также санкционной политики усилили нагрузку на бюджет, в связи с этим произошло перераспределение ресурсов не в пользу социальной сферы.

 

Список литературы:
1. Официальный сайт Департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа / Отчеты // Электрон. текст. дан. – Режим доступа: https://dszn.yanao.ru/documents/reports/ (дата обращения: 01.06.2023).
2. Официальный сайт Департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа / Структура // Электрон. текст. дан. – Режим доступа: https://dszn.yanao.ru/about/structure/ (дата обращения: 02.06.2023).