Социальные инвестиции как одна из составляющих устойчивого развития бизнеса
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(113)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(113)
Социальные инвестиции как одна из составляющих устойчивого развития бизнеса
SOCIAL INVESTMENT AS ONE OF THE COMPONENTS OF SUSTAINABLE BUSINESS DEVELOPMENT
Victoria Mazneva
Student, Plekhanov Russian University of Economics, Krasnodar branch, Russia, Krasnodar
Аннотация. В данной статье рассмотрено само понятие социальных инвестиций, составляющие социальных инвестиций в целом, а также влияние социальных инвестиций на устойчивое развитие организации.
Abstract. This article examines the concept of social investment, the components of social investment in General, as well as the impact of social investment on the sustainable development of the organization.
Ключевые слова: социальные инвестиции, инвестиции, развитие, устойчивое развитие, корпоративная социальная ответственность.
Keywords: social investment, investment, development, sustainable development, corporate social responsibility.
Взаимосвязь между принципами социальной ответственности и устойчивости развития бизнеса реализуется посредством корпоративной социальной деятельности, способы и направления реализации которой становятся все более актуальными для мирового и российского рынка. Социальные и технологические изменения обусловливают потребность в поиске новых способов взаимодействия бизнеса и общества.
Корпоративная социальная ответственность бизнеса определяется в докладе о социальных инвестициях в России более узко: «КСО – это добровольный вклад частного сектора в общественное развитие через механизм социальных инвестиций».
«Социальные инвестиции бизнеса – это материальные, технологические, управленческие и иные ресурсы, а также финансовые средства компаний, направляемые по решению руководства на реализацию социальных программ, разработанных с учетом интересов основных внутренних и внешних заинтересованных сторон, в предположении, что в стратегическом отношении компанией будет получен (хотя и не всегда и не просто измеряемый) социальный и экономический эффект».
Социальные инвестиции сочетают в себе два направления бизнес-активности – инвестиционное и социальное. Прежде всего, речь идет о корпоративной социальной ответственности, в рамках которой компании осуществляют взаимодействие с обществом через реализацию социально ориентированных программ, вторая составляющая – долгосрочные вложения, эффект которых является длительным и не обязательно выражается финансовыми показателями. Этим объясняется сложность оценки потребности в социальных инвестициях, определении их оптимальной структуры и эффективности.
Социальные инвестиции компании могут включать:
- прямые инвестиции в социально значимые проекты, которые могут окупиться;
- денежные пожертвования;
- предоставление бесплатно времени своих сотрудников, включая топ менеджмент;
- пожертвования товаров или услуг;
- предоставление возможности работникам жертвовать деньги на социальные проекты из своей зарплаты (многие компании добавляют корпоративные средства к пожертвованиям своих работников);
- использование влияния компании для продвижения той или иной социально значимой цели.
Следует отметить, что в России корпоративная социальная ответственность бизнеса чаще всего отождествляется именно с внешней корпоративной социальной политикой.
В последние время на мировом рынке инвестиций активно развивается новое направление – социально ответственное, или «устойчивое» инвестирование.
Главным принципом такого инвестирования является отказ от вложений в те корпорации, чья деятельность может иметь негативные последствия для общества и окружающей среды.
Данное инвестиционное направление напрямую взаимосвязано с концепцией устойчивого развития (в данном случае, устойчивого развития общества), цель которой – сохранение благоприятных условий существования для будущих поколений [1].
Через осуществление социально ответственных инвестиций, инвесторы могут внести свой вклад в устойчивое развитие, что является не только способом получения дохода, но и созданием позитивных социальных изменений, соответствием этическим нормам и снижением негативного влияния на экологическое состояние планеты.
Сама идея устойчивого развития бизнеса появилась как одна из составляющих, более того — как необходимое условие устойчивого развития общества в целом. Ряд исследований макроэкономического характера посредством отражения влияния устойчивого (или, напротив, неустойчивого) развития бизнеса на такие характеристики, как общее загрязнение окружающей среды, национальный экономический рост и прочие экологические и макроэкономические факторы показали необходимость развития КСО [2].
С точки зрения агентской теории приверженность компанией идее устойчивого развития рождает агентские проблемы. Связано это с тем, что положительные эффекты ведения бизнеса, обращающего внимание на проблемы экологии и общества, сказываются в основном на репутации менеджеров, в то время как осуществление затрат КСО происходит за счет собственников компании и снижает их благосостояние.
Соответственно, если рассматривать в качестве основной цели корпорации максимизацию функции полезности ее акционеров, устойчивое развитие бизнеса становится излишней и вредящей осуществлению этой цели концепцией [3]. Данный взгляд был тщательно исследован Фридманом, считавшим, что участие бизнеса в благотворительных мероприятиях представляет собой нерациональное использование капитала корпорации
Таким образом, в нашей статье были рассмотрены понятия социальных инвестиций и КСО, отмечены элементы социальных инвестиций и их влияние на устойчивое развитие организации.