СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
Секция: Экономика
XLIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
IMPROVING THE MANAGEMENT OF THE ORGANIZATION'S ACTIVITIES IN ORDER TO COMBAT CORRUPTION
Dmitrievsky Konstantin Vladimirovich
Undergraduate Amur State University named after Sholem Aleichem, Russia, Birobidzhan
Коррупция - это масштабная проблема, которая проявляется в различных видах деятельности и влияет на них, в особенности на органы государственной власти и управления. Проявления коррупции имеют глобальный и систематический характер.
Коррупционная составляющая становится преградой на пути развития в стране демократических институтов и гражданского общества, а также реализации в полной мере гражданами своих конституционных прав в различных сферах [1].
Массовые факты коррупции на разных уровнях и в разных масштабах влекут за собой глобальные негативные экономические, управленческие последствия для всей страны: снижение темпа экономического роста, уровня благосостояния населения России.
В связи с этим коррупционные проявления и антикоррупционные мероприятия стоят в приоритете внимания у многочисленных государственных органов и служб, научного сообщества и общественности.
В данный период времени, в нашей стране, коррупция - частое проявление: практически ежедневно в СМИ публикуются различные сведения о тех или иных фактах, имеющих коррупционную составляющую.
Коррупция, как процесс, является двусторонним, при проявлении данного процесса возникают определенные отношения между «принимающей стороной» - государственным служащим и «отдающей стороной» - каким-либо лицом, получающим личную выгоду в результате взаимодействия с государственным служащим. В таком случае, ответственность внутри коррупционных отношений лежит как на принимающей, так и на отдающей стороне.
Широкая известность среди населения коррупционных мероприятий, спровоцировала появление некоторого феномена - сегмент коррупционно – настроенного населения, который считает, что с помощью решения вопросов именно коррупционным путём, получается, решать некоторые вопросы проще. Поэтому, можно сказать, что коррупция развивается не только из-за действий «принимающей» стороны, но и «тех, кто берет».
Рассматривая второй формат коррупционных взаимодействий, а именно: государственный служащий и государство, очевидно, что процесс коррупции создаётся руками чиновников.
Таким образом, можно сделать вывод, что не существует единой формы и первопричины возникновения коррупционных взаимоотношений.
Исходя из этого, следует, что, только при комплексном подходе и жёстком контроле в сфере антикоррупционной политики возможна положительная динамика и сокращение коррупционных правонарушений.
Некоторыми причинами массового распространения коррупционных проявлений в Российской Федерации можно считать:
- разветвлённую систему органов власти различных уровней, с пересекающимися направлениями деятельности и контроля;
- большое количество многоступенчатых бюрократических процедур, во многих сферах деятельности органов власти между собой и с населением;
- неструктурированную оболочку и внутриорганизационный надзор за работой аппарата органов государственной власти, который включает в себя надзор и учётность над служебной деятельностью государственных служащих[2];
- специфическое разграничение полномочий, дублирование и совмещение особых условий, завышенное число табу, разрешительных инстанций;
- некачественный или недостаточный контроль и надзор за осуществлением деятельности государственных служащих и прочих должностных лиц;
- несовершенство законодательства, а также постоянные его изменения, способствуют появлению дополнительных возможностей для совершения коррупционный действий;
- низкий уровень социальной ответственности и недостаточный уровень правовой грамотности общества.
В настоящее время предложено большое количество направлений и мер по профилактической работе и борьбе в части коррупции, в общем виде некоторые из рекомендаций представлены, как:
- пересмотр состава (оптимизация) штатов центральных аппаратов государственных служащих и ротация сотрудников;
- ужесточение законодательства в рамках антикоррупционной политики, особое внимание стоит уделить не только экономической деятельности сотрудников, занимающих какие-либо должности, но и членам их семей;
- воспитание неприятия и непринятия коррупции в обществе;
- усиление самостоятельности избирательных комиссий, усечение влияния органов исполнительной власти на процесс их формирования;
- открыть больше различных данных и сведений о деятельности различных органов;
- применение международного опыта борьбы с коррупцией на территории Российской Федерации.
Проблема коррупции носит всемирный масштаб, в связи с этим и индивидуальными особенностями той или иной страны, государства разрабатывают свои, порой необычные способы борьбы с коррупционными действиями.
Например, в Китае государственные служащие посещают специальные курсы, на которых их учат, как бороться с соблазном брать взятки. Они медитируют, укрепляют силу духа и занимаются специальными силовыми упражнениями [3].
В Южной Корее с 1 января 2002 года вступил в силу закон «О борьбе с коррупцией».
Любой гражданин, достигший совершеннолетнего возраста, получил право инициировать проверку в отношении любого чиновника. Закон обязал главный антикоррупционный орган страны – Комитет по аудиту и инспекции – начинать расследование по любому заявлению. Политика открытости функционирования бюрократического аппарата и действие антикоррупционного закона привела Южную Корею на 50-е место в рейтинге Transparency International [3].
Несмотря на уже существующие меры, по профилактике и борьбе с коррупцией в России, ситуация остаётся неутешительной и требует срочного усиления мер.
Международное антикоррупционное движение Transparency International опубликовало Индекс восприятия коррупции (Corruption Perception Index, CPI) за 2018 год. Россия заняла 138 место из 180 стран и набрала 28 баллов из 100. Последние три года Россия набирала 29 баллов, а в этом году потеряла один балл и опустилась на три места.
Столько же баллов набрали Папуа-Новая Гвинея, Ливан, Иран, Гвинея и Мексика [4].