МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И СТРАН АТР, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РОЛЬ БАНКОВ В ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИИ
Секция: Экономика
LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И СТРАН АТР, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РОЛЬ БАНКОВ В ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИИ
В наше время реальность такова, что любое государство не может существовать отстраненно от других стран. Все страны участвуют в системе взаимосвязей экономических отношений, которые со временем модернизируются и расширяются, обеспечивая функционирование международного экономического сотрудничества.
Международное экономическое сотрудничество – это система взаимоотношений между государствами, международными организациями и другими субъектами мировой экономики [2, C. 23]. Основой для экономического международного сотрудничества является заинтересованность двух отдельно взятых государств друг в друге. Участвуя в международных экономических отношениях, государства расширяют масштабы и возможности своих национальных рынков, увеличивают инвестиционный потенциал рынка.
Одной из приоритетных форм международных экономического сотрудничества считается международная кредитно-валютная система. Через нее осуществляются платежи и расчеты в разрезе мировой экономики. Особую роль здесь играют коммерческие банки. Значимость банковской системы в международном экономическом сотрудничестве заключается в том, что она обеспечивает аккумуляцию временно свободных денежных средств предприятий, организаций населения, государства и способствует их перераспределению на условиях возвратности [3, C. 65]. Правильная организация процессов в банковской системе необходима для нормального функционирования хозяйства стран.
Банковская система России в настоящее время столкнулась с определёнными ограничениями своего развития в международном экономическом сотрудничестве. Доминирующими ограничениями являются воздействия введенных санкций со стороны США и Европейского Союза по отношению к России из-за событий в Украине. Был сформирован определённый пакет санкций по отношению к таким банкам как: ПАО «Сбербанк России», ПАО «Банк ВТБ», «Газпромбанк», «Россельхозбанк». Это в первую очередь отразилась на существенном ограничении доступа крупнейших российских банков к иностранным кредитным ресурсам, снижению доверия со стороны иностранных инвесторов, массовому оттоку капитала из России, существенному падению курса рубля [4, C. 48].
В новых экономических условиях российские коммерческие банки были вынуждены скорректировать свою политику, прежде всего валютно-кредитную. Банкам и компаниям, попавшим под санкции перекрыто среднесрочное и долгосрочное финансирование в долларах США – они не могут привлекать займы у американских и европейских банков и инвесторов.
Закрытие западных рынков капитала заставило российские банки и руководство страны сосредоточить внимание на Восток, а именно на страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
АТР – самая динамичная часть мировой экономики. В регионе, насчитывающем около 50 стран, проживает более 4,2 млрд человек, или 54% населения мира. Страны АТР сильно разнятся по демографическому и экономическому потенциалу [1, C. 110]. При этом важно, что на протяжении нескольких последних десятилетий многие страны региона демонстрируют высокие темпы развития, заметно превосходящие среднемировые.
Именно в сфере международного экономического сотрудничества большой потенциал роста для развития экономических отношений России и стран-партнеров из АТР. Основными проблемами успешной реализации такого сотрудничества являются следующие [5].
Во-первых, опыт и институциональные механизмы России в сфере дипломатического и экономического взаимодействия в значительной степени характеризуются евроцентричностью, и радикальный поворот в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона пока не произошел.
Во-вторых, особой ценностью для России в регионе обладает ее сильное стратегическое партнерство с Китаем. Хотя существовала и существует заинтересованность в налаживании более тесных связей и с другими странами (такими как, в частности, Япония и Южная Корея), Москва в большинстве случаев отодвигает многие перспективные проекты в интересах укрепления взаимной российско-китайской интеграции.
В-третьих, наблюдается недостаточное развертывание инициативы по увеличению доли национальных валют во взаиморасчетах стран АТР. Необходима дополнительная масштабная работа – с одной стороны, по извлечению доллара из взаиморасчетов, с другой стороны – по непопаданию в ловушку евровизации.
С учетом конкретной ситуации и опорой на рассмотренный выше потенциал региона представляется также необходимым показать следующие возможные перспективы для развития экономических взаимосвязей со странами АТР в условиях глобального кризиса [5]:
1. Наращивание экспертизы в сфере взаимодействия не только с крупными игроками региона, но и с другими значимыми партнерами (особенно с Японией) посредством совместной подготовки кадров с нацеленностью на межрегиональное сотрудничество, а также поиска возможностей для создания механизма обмена накопленным опытом.
2. Переключение с основного приоритета (российско-китайских отношений) на расширение реализации проектов и инициатив с перспективными странами АТР.
3. Продвижение инициативы по уменьшению доли доллара в межрегиональных расчетах – создание реальных стимулов для расширения возможностей платежа в национальных валютах: развитие валютной политики внутри стран для укрепления позиций национальных валют, создание дополнительных валютно-кредитных механизмов взаимодействия и т.д.
4. Создание благоприятного многостороннего экономического климата с помощью стимулирования инвестиционной активности внутри отдельно взятых диалоговых окон и региональных интеграций, усиления открытости и минимизации барьеров в международной торговле.
5. Тщательный пересмотр и внесение дополнений с точки зрения правовых аспектов межрегионального взаимодействия.
6. Реализация дополнительных масштабных инициатив для стимулирования и восстановления экономик региона в ходе мирового кризиса, вызванного COVID-19.
С точки зрения объема финансовые рынки Азии (японский, корейский и китайский вместе взятые) схожи с европейским и могли бы удовлетворить потребности российских эмитентов. Свои отделения в Индии и КНР открыли уже ВТБ и Сбербанк.
Активную позицию в развитии межбанковского сотрудничества с Китаем занимает Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк. Так, например, в рамках ноябрьского 2014 года саммита АТЭС в Пекине Сбербанк подписал соглашения с тремя китайскими партнерами и впервые российский банк привлекает ресурсы в китайских юанях, в то время как Эксимбанк Китая впервые предоставляет иностранному банку финансирование посредством юаней за рубеж. Увеличение объемов сделок в национальных валютах двух стран позволит увеличить взаимную интеграцию банковских систем.
Для ВТБ китайский рынок важен с точки зрения расчетов в разных валютах в рамках финансирования разного рода сделок, в том числе инфраструктурных проектов в России, и, в частности, на Дальнем Востоке, где ВТБ финансирует ряд сделок по лизингу авиатехники, строительству аэропортов.
Подводя итог необходимо отметить, что будущее российского банковского сектора в международном экономическом сотрудничестве зависит от изменения величин валового внутреннего продукта, курса национальной валюты, платежного баланса, инфляции, объем ВВП, учетной ставки центрального банка. Пока их динамика в российской экономике в целом заметно хуже, чем в странах с развитой рыночной экономикой, что негативно сказывается на развитии отечественного банковского сектора. Взаимовыгодные и широкомасштабные торгово-экономические отношения России со странами АТР являются генеральным направлением политики восточного вектора нашего государства. Поворот Российской Федерации в сторону международного экономического сотрудничества с АТР во многом мотивирован как заинтересованностью России в динамичном развитии, связанном с растущим значением региона в мировой торговле, технологическим совершенствованием и геополитикой, так и ухудшением двусторонних отношений с Европой и США.