Перспективы развития электронных платежных систем РФ
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XLVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
Перспективы развития электронных платежных систем РФ
Деньги по своей сущности не являются неизменными и постоянно развиваются. Со временем произошло постепенное вытеснение наличных денег из денежного оборота, на смену им пришли безналичные деньги в виде записей по счетам. Постепенно мы начинаем переходить от расчетов наличными к покупкам в интернет-магазинах, используя электронные платежные системы.
Электронная платежная система – это система расчётов между финансовыми организациями, бизнес-организациями и Интернет-пользователями при покупке-продаже товаров и за различные услуги через Интернет [10].
На протяжении последних десяти лет в мире осуществлялось свыше двухсот проектов платежных систем на основе электронных денег.
Яндекс.Деньги – самый популярный сервис электронных кошельков в России, по данным «TNS Россия» на начало 2016 года. К осени 2016 года в Яндекс.Деньгах было зарегистрировано около 28 млн кошельков, ежедневно открывается примерно 15 тыс. новых [6].
В мае 2016 года исследование «ТНС-России» показало, какие платежные системы россияне используют хотя бы раз в год, «Яндекс.Деньги» находятся в рейтинге на втором месте с 35 %-ми уступив ЭПС «Сбербанк Онлайн». Особенность системы состоит в тесном сотрудничестве с банками.
В результате предоставленной в 2011 году возможности привязки банковской карты к электронному счету пользователи получили преимущества:
1. Отсутствие необходимости пополнять счет для покупок в интернете;
2. Отсутствие необходимости указывать реквизиты карточки для оплаты.
Однако есть у системы и серьезные недостатки:
· отсутствие мультивалютного счета;
· высокие комиссии на конвертацию валют, внутренние переводы и вывод средств;
· слабая поддержка пользователей за пределами РФ [9].
Еще более известной ЭПС является система PayPal, которая является крупнейшей дебетовой электронной платежной системой для оплаты покупок в интернете, отправления и получения денежных переводов.
PayPal является фиатной системой, в которой можно выбрать одну из 25 национальных валют [7].
Одним из преимуществ данной системы является ее глобальность. Система работает в 202 странах. Компания PayPal объявила, что общее количество их пользователей по всему миру превысило 200 миллионов. Фактически, на 4-й квартал 2016 года система насчитывала 197 миллионов активных пользователей.
Кроме роста числа пользователей, растут объемы мобильных платежей. В четвертом квартале 2016-ого года, через платформу PayPal было проведено мобильных транзакций на 31 млрд долларов США, что на 53% больше, чем за аналогичный период в 2015-ом году. В настоящее время треть всех платежейчерез мобильные устройства проходит через систему PayPal
В конце февраля 2017 года компания PayPal объявила о том, что количество пользователей сервиса One Touch по всему миру составляет более 50 миллионов. Более чем 5 млн магазинов позволяют использовать данную услугу быстрой и удобной оплаты в один клик [4].
WebMoney – одна из самых крупных систем электронных денег в мире. На сегодняшний день в системе международных электронных расчетов «WebMoney» зарегистрировано более 28 млн кошельков по всему миру.
По результатам исследования аналитического агенства MarkswebbRankandreport за 2016 год WebMoney занимает третье место среди электронных платежных систем в России по количеству пользователей (51,1%, или 15,3 млн пользователей) [2].
Критика системы состоит в непрозрачности и в отсутствии сотрудничества с государственными фискальными органами в определенных случаях.
Другие утверждают, что система Webmoney – это финансовая пирамида нового типа или один из интернет-пузырей. Объяснениется это заменой денежных знаков своими электронными для вовлечения больших объемов средств в оборот и повышения тем самым доходности для владельцев и операторов. Однако это лишь мнение. Валюты системы полностью ликвидны со дня их основания [5].
Рассмотрим еще одну нефиатную электронную платежную систему: Qiwi.
Qiwi владеет крупнейшей в мире терминальной сетью. Сегодня платежный сервис QIWI представлен в 8-ми странах и 9 стран работают по договору франчайзинга.
За 2016 год скорректированная прибыль Qiwi выросла на 14 %, до 4,7 млрд российских рублей. При этом объем платежей через систему упал за год на 2 %, до 847 млрд. российских рублей, но при этом число активных кошельков выросло на 7 %, до 17,2 млн. рублей.
В ноябре 2016 года Qiwi начала выпускать беспроцентные карты рассрочки «Совесть», в результате чего в 2017 году прибыль группы может сократиться на треть.
По прогнозу компании чистая выручка в 2017 году вырастет на 2–5 %, а чистая прибыль сократиться на 25–35%.
Сейчас карты «Совесть» выдаются только в Москве, выдача по всей России ориентировочно намечена на вторую половину 2017 года. Как мы видим, запуск кредитного продукта дорого обойдется компании, но по прогнозам Qiwi с увеличение базы пользователей в 2018 году карта «Совесть» начнет оказывать ощутимое влияние на выручку. Планируется, что к 2020 году половина выручки группы Qiwi будет основываться на выручке от проекта «Совесть» [8].
Отлаженный и соответствующий требованиям клиентов процесс оплаты актуален как никогда. Мировой платежей растет быстро: в 2016 году объем безналичных платежей в мире составил 426,3 трлн. долларов, увеличившись на 8,9% в сравнении с предыдущим годом.
Согласно статистике Европейского Центрального Банка с 2011 года количество финансовых учреждений, выпускающих электронные деньги и увеличилось более чем в два раза (с 3103 до 6605) [3].
Аналитики компании Worldpay ожидают, что к 2019 году объем платежей через электронные кошельки составит 647 млрд. долларов или 27% всего рынка, в то время как кредитные и дебетовые карты станут вторым и третьим соответственно по популярности способом оплаты.
По прогнозам Worldpay электронные кошельки займут лидирующее положение на рынке электронной коммерции, увеличив долю с 21,7% в 2014 году до 27,6% в 2020-м [1].
Таким образом, на основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что уже несколько лет наблюдается тенденция роста платежей при помощи электронных денег и увеличение числа институтов их выпускающих.
Конкуренция в сфере электронной коммерции растет, поэтому современные электронные платежные системы РФ стараются привлечь клиентов новыми услугами. Благодаря соперничеству электронные платежные системы постоянно развиваются: предлагают многочисленные варианты ввода и вывода, выбор валют (в случае нефиатных ЭПС), внедряют новые средства защиты. В создавшихся условиях не все системы могут противостоять более сильным соперникам и они уходят с рынка.
На основе проведенного исследования можно с уверенностью сказать, что электронные платежные системы не собираются сдавать свои позиции, а только намерены более прочно их укреплять на мировом рынке.