Статья:

ОСОБЕННОСТИ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР СРЕДСТВАМИ АРТ-ПЕДАГОГИКИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(244)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Умерова З.Ф., Сафарова З.А. ОСОБЕННОСТИ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР СРЕДСТВАМИ АРТ-ПЕДАГОГИКИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 21(244). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/244/128420 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР СРЕДСТВАМИ АРТ-ПЕДАГОГИКИ

Умерова Зеиде Феми кызы
студент, Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Язубова, РФ, г. Симферополь
Сафарова Зера Адиль-Гареевна
канд. филол. наук, доцент кафедры английской филологии, Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, РФ, г. Симферополь

 

Всем известно, что изучение иностранных языков может вызывать различные трудности у обучающихся. Например сложности в понимании, запоминании, сконцентрированности, мотивации. А что касается детей с задержкой психического развития, то для них обучение является еще более сложным процессом, что предполагает использование специальных методов, которые будут побуждать к продуктивному обучению, облегчать понимание и запоминание.

В настоящее время существует множество направлений, которые изучают способы для улучшения качества обучения и одной из наиболее актуальных является арт-педагогика. Н.Ю. Сергеевой и М.К. Хащанской арт-педагогика устанавливается как практика-ориентированное направление в педагогике, изучающее природу, механизмы, закономерности, принципы использования средств искусства и художественной деятельности с целью решения следующих образовательных задач: формирование мотивации к обучению и развитию с учетом индивидуальных особенностей участников образовательного процесса; раскрытие ценностно-смысловой стороны учебного знания, обеспечивая его понимание и переживание; проектирование и создание ситуаций, развивающих эмоционально ценностную сферу, культуру и ценностные ориентации; создание психологически комфортной и безопасной среды для обучения; развитие общекультурной, коммуникативной, личностной компетенций. [2, с. 209-210]

В свою очередь, в методической литературе представлено три варианта проведения уроков, организованных контексте арт-педагогики: установленные на одном выбранном виде искусства (в данном случае по обозначенным правилам действуют все участники образовательного процесса); содержащие отдельные элементы искусства (при этом они являются исключительно средствами деятельности педагога); содержащие компоненты разных жанров и видов искусства (при этом главный акцент урока и задача учителя — организовать познавательную деятельность обучающихся). [3, с. 117-120]

Арт-педагогика осуществляется в арт-технологиях и арт-приёмах. К последним относятся применение средств наглядности, прослушивание аудио, разучивание и инсценирование стихотворений, отрывков из художественных произведений, чтение по ролям, подготовку постановок. Всё это является новым для обучающихся, а потому вызывает интерес к изучению иностранного языка, способствует восстановлению внутренних сил и активизирует интеллектуальное развитие.

Характерные особенности арт-технологий – использование возможностей искусства, преобладание диалога, совместное эстетическое творчество педагога и обучающихся, которое включено в ход занятия. Использование арт-технологий при обучении иностранному языку оказывает влияние на эмоциональную сферу, и это говорит о формировании положительной зависимости, увеличении уровня мотивированности и, как следствие, приводит к более высоким результатам обучения.

Так, например, в процессе обучения иностранным языкам используются приёмы драматерапии — проигрывание определенных сюжетов. А техника коллажа, в свою очередь, поможет в преодолении стеснения.

Применение арт-техник на уроке иностранного языка играют большую роль в воспитании чувства прекрасного, способствуют формированию трудолюбия, развивают память, внимание, мелкую моторику. Главное в таких уроках – удовольствие, испытываемое обручающимися, после создания неповторимой и всегда правильной работы. Учитель, позволяя пробовать разные варианты, открывает новые двери и расширяет границы познания и творческие горизонты.

В основе процесс обучения осуществляется методом дедукции: сначала идет работа над текстом, который содержит нужные лексические единицы и структуры, далее они отрабатываются в серии упражнений, а затем наступает время ролевой игры, в которой ученикам нужно комбинировать изученный языковой материал в зависимости от предлагаемой коммуникативной ситуации. [1, с. 74-75]

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что арт-педагогика, является эффективным средством для повышения продуктивности и активности детей с ЗПР на уроках английского языка. Ведь арт-технологии и арт-приемы, стимулируют интерес, увеличивают качество восприятия, понимания, запоминания и последующего воспроизведения.

 

Список литературы:
1. Вахрушева М. И. Современные тенденции обучении иностранному языку: учебно-методическое пособие. – 2021 – С.72-73
2. Лысиченкова, С. А. Использование Арт-педагогических практик в обучении иностранному языку / С. А. Лысиченкова // Мир науки, культуры, образования. — 2019. — № 1. — С. 209-210.
3. Пантыкина, Н. И. Театр в образовании: опыт применения театральных постановок в обучении иностранному языку / Н. И. Пантыкина // Омск. — Вестник ОГПУ. — Гуманитарные исследования. — 2019.- № 1— С. 117-120.