ОСОБЕННОСТИ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР СРЕДСТВАМИ АРТ-ПЕДАГОГИКИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(244)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(244)
ОСОБЕННОСТИ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР СРЕДСТВАМИ АРТ-ПЕДАГОГИКИ
Всем известно, что изучение иностранных языков может вызывать различные трудности у обучающихся. Например сложности в понимании, запоминании, сконцентрированности, мотивации. А что касается детей с задержкой психического развития, то для них обучение является еще более сложным процессом, что предполагает использование специальных методов, которые будут побуждать к продуктивному обучению, облегчать понимание и запоминание.
В настоящее время существует множество направлений, которые изучают способы для улучшения качества обучения и одной из наиболее актуальных является арт-педагогика. Н.Ю. Сергеевой и М.К. Хащанской арт-педагогика устанавливается как практика-ориентированное направление в педагогике, изучающее природу, механизмы, закономерности, принципы использования средств искусства и художественной деятельности с целью решения следующих образовательных задач: формирование мотивации к обучению и развитию с учетом индивидуальных особенностей участников образовательного процесса; раскрытие ценностно-смысловой стороны учебного знания, обеспечивая его понимание и переживание; проектирование и создание ситуаций, развивающих эмоционально ценностную сферу, культуру и ценностные ориентации; создание психологически комфортной и безопасной среды для обучения; развитие общекультурной, коммуникативной, личностной компетенций. [2, с. 209-210]
В свою очередь, в методической литературе представлено три варианта проведения уроков, организованных контексте арт-педагогики: установленные на одном выбранном виде искусства (в данном случае по обозначенным правилам действуют все участники образовательного процесса); содержащие отдельные элементы искусства (при этом они являются исключительно средствами деятельности педагога); содержащие компоненты разных жанров и видов искусства (при этом главный акцент урока и задача учителя — организовать познавательную деятельность обучающихся). [3, с. 117-120]
Арт-педагогика осуществляется в арт-технологиях и арт-приёмах. К последним относятся применение средств наглядности, прослушивание аудио, разучивание и инсценирование стихотворений, отрывков из художественных произведений, чтение по ролям, подготовку постановок. Всё это является новым для обучающихся, а потому вызывает интерес к изучению иностранного языка, способствует восстановлению внутренних сил и активизирует интеллектуальное развитие.
Характерные особенности арт-технологий – использование возможностей искусства, преобладание диалога, совместное эстетическое творчество педагога и обучающихся, которое включено в ход занятия. Использование арт-технологий при обучении иностранному языку оказывает влияние на эмоциональную сферу, и это говорит о формировании положительной зависимости, увеличении уровня мотивированности и, как следствие, приводит к более высоким результатам обучения.
Так, например, в процессе обучения иностранным языкам используются приёмы драматерапии — проигрывание определенных сюжетов. А техника коллажа, в свою очередь, поможет в преодолении стеснения.
Применение арт-техник на уроке иностранного языка играют большую роль в воспитании чувства прекрасного, способствуют формированию трудолюбия, развивают память, внимание, мелкую моторику. Главное в таких уроках – удовольствие, испытываемое обручающимися, после создания неповторимой и всегда правильной работы. Учитель, позволяя пробовать разные варианты, открывает новые двери и расширяет границы познания и творческие горизонты.
В основе процесс обучения осуществляется методом дедукции: сначала идет работа над текстом, который содержит нужные лексические единицы и структуры, далее они отрабатываются в серии упражнений, а затем наступает время ролевой игры, в которой ученикам нужно комбинировать изученный языковой материал в зависимости от предлагаемой коммуникативной ситуации. [1, с. 74-75]
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что арт-педагогика, является эффективным средством для повышения продуктивности и активности детей с ЗПР на уроках английского языка. Ведь арт-технологии и арт-приемы, стимулируют интерес, увеличивают качество восприятия, понимания, запоминания и последующего воспроизведения.