ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(245)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(245)
ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ
Специальные налоговые режимы служат для облегчения налоговой нагрузки для субъектов малого предпринимательства. Государство пытается создать такие условия, при которых поддерживается малое предпринимательство, а также обеспечивается социальная справедливость.
Специальным налоговым режимом в соответствии со ст. 18 НК РФ признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных законодательством о налогах и сборах.
Каждый режим имеет свои особенности: порядок определения налоговой базы; освобождение от обязанности уплаты некоторых налогов; достоинства и недостатки. Для того чтобы перейти на тот или иной специальный налоговый режим, организации необходимо соответствовать определенным показателям прибыли, виду экономической деятельности, численности работников и иным показателям, которые установлены для каждого налогового режима.
Пункт 2 статьи 18 главы 2 Налогового кодекса РФ предусматривает ряд специальных налоговых режимов: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей; упрощенная система налогообложения; единый налог на вмененный доход (ЕНВД) – ликвидирован с 01.07.2021г.; патентная система налогообложения; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции; налог на профессиональный доход; автоматизированная упрощенная система налогообложения.
Налоговый контроль в отношении специальных налоговых режимов проводится в форме камеральных и выездных проверок, целью которых является контроль за соблюдением налогоплательщиков, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
В процессе налогового контроля за использованием специальных налоговых режимов у налогового органа возникают некоторые проблемы.
В первую очередь можно выделить следующее: налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы должны соблюдать ряд условий, которые определены для того или иного режима. В случае утраты права на применение данного режима, налогоплательщик обязать направить заявление в налоговый орган. Но существует такая тенденция, при которой юридическое или физическое лицо, утратив право на применение специального режима, не подает заявление в налоговый орган, также не подает декларацию, в связи с чем налоговый орган не может вынести решение о переводе организации на общую систему налогообложения.
Невозможность контроля за среднесписочной численностью можно выделить как отдельную проблему. Для некоторых налоговых режимов определено максимальное количество работников. В организации официально может работать максимальное количество, а на самом деле имеются работники, получающие черную заработную плату.
Также одной из проблем налогового контроля специальных налоговых режимов является использование ряда незаконных оптимизационных схем. Одна из таких схем связана с налогом на профессиональный доход.
С целью легализации теневого бизнеса и скрытой предпринимательской деятельности в 2019 году Федеральным законом был начат эксперимент по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». Но и данным налоговым режимом возникла проблема в форме подмены трудовых отношений. Организации увольняют своих сотрудников, те в свою очередь регистрируются как самозанятые и заключают с ранее упомянутой организацией договор гражданско-правового характера. Последствия данной проблемы следующие: организация не платит страховые взносы за работника, что в дальнейшем приведет к невозможности получения пенсионных выплат для лиц, использовавших НПД. Государство в таком случае также теряет деньги. С целью пресечения данной схемы ФНС России опубликовало письмо «О направлении информации по проведению налогового контроля НПД», в котором выделила следующие признаки трудовых отношений:
- подчинение работника действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы (сменности);
- обеспечение работодателем условий труда;
- выполнение работником трудовой функции за плату;
- устойчивый и стабильный характер этих отношений, подчиненность и зависимость труда;
- выполнение сотрудником работы только по определенной специальности, квалификации или должности;
- наличие дополнительных гарантий для работника, установленных законами, иными нормативными правовыми актами, регулирующими трудовые отношения.
Еще одна схема незаконной оптимизации заключается в дроблении бизнеса. Предприниматели расширяют бизнес и искусственно подводят показатели деятельности под условия применения специальных налоговых режимов и тем самым создавая подконтрольные фирмы. Таким образом появляется ряд самостоятельных структур, вместо одной организации, которые используют тот или иной налоговый режим. В результате дробления происходит снижение налоговой нагрузки и как результат – недополучение государством налоговых поступлений.
Существует ряд признаков, помогающие определить дробление бизнеса: взаимозависимость субъектов в группе; единый адрес регистрации организации; использование одной товарной марки; наличие общей бухгалтерии; единый ip-адрес, для отправки бухгалтерской и налоговой отчетности, а также расчетов с поставщиками; наличие работников, которые обслуживают объекты и другие.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что специальные налоговые режимы используют для незаконной оптимизации и снижения налогового бремени. Так или иначе, налоговые органы распознают данные схемы и разрабатывают ряд критериев для их определения.