Статья:

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(245)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Снегирёва К.А. ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 22(245). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/245/128570 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ

Снегирёва Кристина Александровна
студент, Сибирский институт управления, филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Новосибирск
Выжитович Александр Михайлович
научный руководитель, доцент, Сибирский институт управления, филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Новосибирск

 

Специальные налоговые режимы служат для облегчения налоговой нагрузки для субъектов малого предпринимательства. Государство пытается создать такие условия, при которых поддерживается малое предпринимательство, а также обеспечивается социальная справедливость.

Специальным налоговым режимом в соответствии со ст. 18 НК РФ признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных законодательством о налогах и сборах.

Каждый режим имеет свои особенности: порядок определения налоговой базы; освобождение от обязанности уплаты некоторых налогов; достоинства и недостатки. Для того чтобы перейти на тот или иной специальный налоговый режим, организации необходимо соответствовать определенным показателям прибыли, виду экономической деятельности, численности работников и иным показателям, которые установлены для каждого налогового режима.

Пункт 2 статьи 18 главы 2 Налогового кодекса РФ предусматривает ряд специальных налоговых режимов: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей; упрощенная система налогообложения; единый налог на вмененный доход (ЕНВД) – ликвидирован с 01.07.2021г.; патентная система налогообложения; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции; налог на профессиональный доход; автоматизированная упрощенная система налогообложения.

Налоговый контроль в отношении специальных налоговых режимов проводится в форме камеральных и выездных проверок, целью которых является контроль за соблюдением налогоплательщиков, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

В процессе налогового контроля за использованием специальных налоговых режимов у налогового органа возникают некоторые проблемы.

В первую очередь можно выделить следующее: налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы должны соблюдать ряд условий, которые определены для того или иного режима. В случае утраты права на применение данного режима, налогоплательщик обязать направить заявление в налоговый орган. Но существует такая тенденция, при которой юридическое или физическое лицо, утратив право на применение специального режима, не подает заявление в налоговый орган, также не подает декларацию, в связи с чем налоговый орган не может вынести решение о переводе организации на общую систему налогообложения.

Невозможность контроля за среднесписочной численностью можно выделить как отдельную проблему. Для некоторых налоговых режимов определено максимальное количество работников. В организации официально может работать максимальное количество, а на самом деле имеются работники, получающие черную заработную плату.

Также одной из проблем налогового контроля специальных налоговых режимов является использование ряда незаконных оптимизационных схем. Одна из таких схем связана с налогом на профессиональный доход.

С целью легализации теневого бизнеса и скрытой предпринимательской деятельности в 2019 году Федеральным законом был начат эксперимент по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». Но и данным налоговым режимом возникла проблема в форме подмены трудовых отношений. Организации увольняют своих сотрудников, те в свою очередь регистрируются как самозанятые и заключают с ранее упомянутой организацией договор гражданско-правового характера. Последствия данной проблемы следующие: организация не платит страховые взносы за работника, что в дальнейшем приведет к невозможности получения пенсионных выплат для лиц, использовавших НПД. Государство в таком случае также теряет деньги. С целью пресечения данной схемы ФНС России опубликовало письмо «О направлении информации по проведению налогового контроля НПД», в котором выделила следующие признаки трудовых отношений:

  • подчинение работника действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы (сменности);
  • обеспечение работодателем условий труда;
  • выполнение работником трудовой функции за плату;
  • устойчивый и стабильный характер этих отношений, подчиненность и зависимость труда;
  • выполнение сотрудником работы только по определенной специальности, квалификации или должности;
  • наличие дополнительных гарантий для работника, установленных законами, иными нормативными правовыми актами, регулирующими трудовые отношения.

Еще одна схема незаконной оптимизации заключается в дроблении бизнеса. Предприниматели расширяют бизнес и искусственно подводят показатели деятельности под условия применения специальных налоговых режимов и тем самым создавая подконтрольные фирмы. Таким образом появляется ряд самостоятельных структур, вместо одной организации, которые используют тот или иной налоговый режим. В результате дробления происходит снижение налоговой нагрузки и как результат – недополучение государством налоговых поступлений.

Существует ряд признаков, помогающие определить дробление бизнеса: взаимозависимость субъектов в группе; единый адрес регистрации организации; использование одной товарной марки; наличие общей бухгалтерии; единый ip-адрес, для отправки бухгалтерской и налоговой отчетности, а также расчетов с поставщиками; наличие работников, которые обслуживают объекты и другие.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что специальные налоговые режимы используют для незаконной оптимизации и снижения налогового бремени. Так или иначе, налоговые органы распознают данные схемы и разрабатывают ряд критериев для их определения.

 

Список литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон от 31 июня 1998 года № 146-ФЗ (ред. 01.06.2018) // СЗ РФ. №32.
2. Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" " от 27.11.2018 // Официальный интернет-портал правовой информации. - 01.01.2022 г.
3. Агаева А.А. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ В СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. №12-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-rol-spetsialnyh-nalogovyh-rezhimov-v-sisteme-nalogooblozheniya-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 05.06.2023).
4. Безуглая, Е. Д. Дробление бизнеса как налоговая оптимизация: проблемы и налоговый контроль / Е. Д. Безуглая // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. – 2020. – № 3(28). – С. 41-45. – EDN IHVVTZ.
5. Ногина, О. А. Специальные налоговые режимы : учебное пособие для магистратуры / О. А. Ногина. – Москва : Юридическое издательство "Норма", 2019. – 144 с. – ISBN 978-5-91768-997-5. – EDN YXKNML.