ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ОСОБОЕ НАПРАВЛЕНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(246)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(246)
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ОСОБОЕ НАПРАВЛЕНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
LEGAL POLICY AS A SPECIFIC AREA OF RESEARCH
Nikolay Rogozin
Student of an autonomous non-profit higher education organizations Russian New University, Humanitarian Institute, Russia, Moscow
Аннотация. В статье анализируются вопросы и проблемы правовой политики как одного из особых направлений научных исследований. Определяются теоретические и практические аспекты исследования, устанавливаются проблемы. Предлагаются изменения в законодательство РФ.
Abstract. The article analyses issues and problems of legal policy as one of the special directions of scientific research. The theoretical and practical aspects of the study are defined, problems are identified. Proposed changes to the legislation of the Russian Federation.
Ключевые слова: правовая политика; право; научные исследования; нормативно-правовой акт; субъект законодательной инициативы; закон.
Keywords: legal policy; law; scientific researches; normative-legal act; subject of legislative initiative; law.
Актуальность статьи обусловлена активным развитием правовой политики в РФ. В изменяющихся условиях необходимо руководствоваться научными исследованиями для разработки и совершенствования норм права, реформирования государственных органов. Актуальной является проблема отсутствия в настоящее время концепции или стратегии правовой политики. Для развития государства, политической организации общества, новых субъектов РФ необходимо разработать и принять концепцию правовой политики, как уже сделано в Республике Казахстан [6]. Нельзя также не отметить отсутствие государственных организаций в сфере правовой политики.
Политика предполагает искусство управления государством. По мнению М. Вебера, политика имеет широкое значение и охватывает все сферы руководящей деятельности. Необходимо указать, что при анализе политики М. Вебер имеет ввиду политику осуществляемую государством [1, с. 252]. Анализируя понятие «политика», М.Вебер определяет понятие как «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти» [1, с. 254]. При этом к субъектам относит государства и группы лиц, которые находятся в государстве. Одним из первых правовую политику исследовал С.А. Муромцев, Л.И. Петражицкий. В отношении правовой политики С.А. Муромцев считал, что задача политики состоит в создании новых норм права на основе реформ существующих норм. В качестве предмета правовой политики автор называл сферу исследования, которую необходимо реформировать для улучшения порядка общества и правового устройства. [1, с. 14-15] В отличие от С.А. Муромцева, Л.И. Петражицкий предложил разделить правовую политику на три части: цели права или правовой идеал; средства достижения целей; методология и правила правовой политики [1, с. 67]. С вышеуказанными авторами нельзя не согласиться, правовая политика направлена на реформирование норм права, создание новых норм права при учете целей и задач государства. В дальнейшем развитие правовой политики освещалось в работах ряда авторов, к примеру Г.А. Ландао, в советское время большое значение имели С.С. Алексеева. Если проанализировать современные работы, то большое значение имеют публикации А.В. Малько [1, с. 81].
По результатам собственного исследования А.В. Малько отмечал, что правовая политика от теоретических начал перешла к практике правового регулирования, направленной на повышение эффективности правового регулирования государства и общества, развитие правовой жизни [1, с. 25]. Анализ развития теории толкования правовой политики показывает, что государству необходима политика развития правовых отношений в сфере государственного устройства, организации общества, реагирования на возникающие вызовы, проблемы. Организация правовой деятельности государства, общественной жизни граждан предполагает необходимость в формировании правовой политики. Нельзя добиться необходимого правового регулирования без установления целей, принципов, направлений и прогнозирования правовой политики. Недостаточно простого толкования норм права, необходимо производить научные исследования.
Если осуществлять правовое регулирование без исследований, то действия по проведению правовой политики не будут иметь результата, а принятые нормы права не будут удовлетворять требованиям в сфере правовой политики государства.
Чтобы избежать проблем при создании правовой политики, организации политической власти и общества, необходимо не только анализировать и принимать нормы права, но и анализировать правовую политику как одного из особых направлений научных исследований. В отличие от юридического профессионального или публицистического познания, научное познание в ходе исследования отличается рядом признаков, в частности: способами познания; целями; новизной полученных знаний; обоснованием достоверности.
Научные исследования в сфере правовой политики являются основой для принятия правовой политики, выступают в качестве одного из видов познавательной деятельности, осуществляемой для получения научно обоснованных и новых рациональных знаний по объекту или предмету правовой политики.
Следует отметить, что научные исследования в сфере правовой политики могут иметь различный характер. В литературе обычно выделяют виды исследований, среди них отметим: теоретические, прогностические и прикладные, эмпирические.
Теоретические исследования в сфере правовой политики раскрывают и анализируют предмет правовой науки, создают условия для развития новых теоретических знаний о предмете правовой науки. Нельзя не указать, что большинство исследований правовой политики являются прикладными. При анализе публикации коллектива авторов Ахрамеева О.В., Добросоцкая С.Ю., Мартынов Б.В. было установлено, что все три представленные исследования являлись прикладными.
Так, объектами исследования были эмпирические и теоретические исследования. В научном исследовании «Международная транспортная интеграция» исследованы теоретические понятия, предложены изменения в законодательство, проанализирована практика применения закона [7]. Как ранее было указано, прикладные исследования в сфере правовой политики имеют приоритет, поскольку государству необходимы исследования в сфере реформирования и изменения правовой жизни общества, государства, взаимодействия государственных органов.
Значение по рассматриваемому вопросу имеет результат исследований, то есть принятие законодательных и иных нормативных актов, стратегий, государственной политики в отдельных сферах. В качестве субъектов правовой политики в этой сфере выступают органы государственной власти, наделенные правом законодательной инициативы, принятия законов и иных нормативных актов.
По мнению А. Малько, к субъектам правовой политики относятся органы местного самоуправления, региональные и федеральные государственные органы. В качестве примеров приводится Государственная дума РФ, Президент РФ, Конституционный суд и иные субъект.
В заключение необходимо установить, что научные исследования в сфере правовой политики представляют для государства важное значение.
Для принятия нормативных документов и стратегий недостаточно толкования права, необходимо проводить прикладное исследование, основанное на результатах теоретических и эмпирических исследований.
В настоящее время в связи с присоединением новых субъектов РФ требуется не только государственная концепция правовой политики, но и концепция в отношении субъектов. Государству необходимо создать организации в сфере исследования правовой политики, в том числе на базе учебных заведений. При создании общей правовой концепции необходимо учитывать опыт Республики Казахстан.