ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВА НЕСВОБОДЫ В АНТИУТОПИИ ОЛДОСА ХАКСЛИ «О ДИВНЫЙ НОВЫЙ МИР»
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(246)
Рубрика: Филология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(246)
ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВА НЕСВОБОДЫ В АНТИУТОПИИ ОЛДОСА ХАКСЛИ «О ДИВНЫЙ НОВЫЙ МИР»
THE PROBLEMS OF AN UNFREE SOCIETY IN ALDOUS HUXLEY'S DYSTOPIA BRAVE NEW WORLD
Alisa Razumovskaya
Student, Russian New University, Russia, Moscow
Irina Tairova
Supervisor, PhD in Philology, Department of Russian Language and Publishing, Russian New University, Russia, Moscow
Abstract. The article raises the question of individual freedom in a totalitarian society. The example of O. Huxley's dystopian novel examines the leverage on the mass consciousness of people and the consequences of controlling the life and development of artificially created people. The writer's invented methods of manipulating people with the help of genetic modification of humans, hypnopedia, somnolence, allowed the researcher to come to a conclusion about the relevance of the English fiction writer's dystopian ideas.
Аннотация. В статье поднимается вопрос свободы личности в тоталитарном обществе. На примере антиутопического романа О. Хаксли рассматриваются рычаги воздействия на массовое сознание людей и последствия контроля за жизнью и развитием искусственно созданных людей. Выдуманные писателем методы манипулирования людьми при помощи генетической модификации человека, гипнопедии, сомотдыха, позволили исследователю прийти к выводу об актуальности антиутопических идей английского писателя-фантаста.
Ключевые слова: антиутопия, Хаксли, О дивный новый мир, несвобода, мировое государство, инкубаторий, касты, альфа, бета, гамма, дельта, эпсилон, сомотдых, метод Бокановского.
Keywords: dystopia, Huxley, Brave new world, unfreedom, world state, incubator, castes, alpha, beta, gamma, delta, epsilon, somotide, Bokanowsky's method.
В современном мире умение воздействовать на разум масс стало изучаться психологией, социологией и другими науками. В произведении Олдоса Леонарда ан Хаксли «О дивный новый мир», опубликованном в 1932 году, этот принцип заложен в основу государственного и общественного строя.
Действие антиутопического романа происходит в Лондоне, в Мировом Государстве, в 632 году Эры Форда – эры, где царит стабильность, которая строилась и продолжает строиться на исключении из жизни людей разного рода волнений: войн, социального неравенства, чувств. Личность человека в этом государстве подавляется, ею приходится жертвовать ради всеобщего счастья, общего блага. С этой целью придуман девиз Мирового Государства, который гласит: «Общность, Одинаковость, Стабильность» [3]. Это триединство составляет основу антиутопической идеологии в произведении.
В выдуманном О. Хаксли государстве главную роль играет Общество, которое существует как единый организм, как машина, состоящая из разнообразных деталей. Они необходимы для того, чтобы запустить её двигатель. Поэтому идеальным членом Общества может вправе считаться только тот, в ком выражена безукоризненная преданность этой «машине», частью которой он является. Человек стирает свою уникальность, действуя сообща с другими такими же «деталями». Все вместе они составляют ту самую общность, без которой персонажам романа, не имеющим индивидуального характера, не мыслится стабильная жизнь Мирового Государства. При таких условиях, как намекает нам писатель, может наступить конец цивилизованного мира. «В своей книге Хаксли описывает будущее, которое не может быть привлекательным, поскольку оно бесчеловечно» [2, с. 70].
Понятие «одинаковости» в контексте данного произведения стоит также рассматривать в свете генетики, поскольку технологическое развитие в реалиях романа дошло до генетической стандартизации: учёные Эры Форда нашли способ создавать от восьми до девяноста шести тождественных близнецов и назвали его «методом Бокановского» [3].
На первый взгляд эта система не представляется столь ужасной, даже наоборот, её можно счесть утопической. Мировое Государство обеспечило Обществу жизнь без каких-либо внутренних конфликтов. Благодаря тем же учёным каждый может позволить себе устроить так называемый «сомотдых» – человек принимает эдакую таблетку «счастья», вырываясь из реальности, и вместо неё погружается в чувство эйфории. При этом отмечается, что сома не имеет губительных последствий для человеческого организма.
Своеобразно в антиутопии решена проблема удовлетворения сексуальной потребности людей. Секс стал не более чем «эротической игрой», приносящей такое же удовольствие, как бифштекс на ужин. Люди получили свободный доступ к противоположному полу, теперь каждый член Общества принадлежит всем остальным. В этой связи Бернард, специалист по гипнопедии, размышляет: «Теперь же настолько шагнул прогресс – старые люди работают, совокупляются, беспрестанно развлекаются; сидеть и думать им некогда и недосуг, а если уж не повезёт и в сплошной череде развлечений обнаружится разрыв, расселина, то ведь всегда есть сома, сладчайшая сома: принял полграмма – и получай небольшой сомотдых» [3].
Тем не менее из упомянутого выше девиза вытекает ряд проблем. Достаточно обратить внимание на вмешательство учёных на ранней стадии развития живого организма. Работники Инкубатория, по сути, создают новых людей, используя химические вещества, стимулирующие нужный рост, требуемое умственное и физическое развитие человеческого зародыша. В эмбриональный период человеку прививается любовь к определённым температурам, что впоследствии влияет на всю дальнейшую его жизнь. Люди действительно становятся обыкновенными деталями для одной машины: производятся как на конвейере, причём для строго заданной функции.
В результате создаётся своеобразная кастовая система. В романе перечисляются следующие касты: альфа, бета, гамма, дельта и эпсилон. Альфы и беты – наиболее развитые умственно и физически. Гаммы и дельты выполняют обязанности, которые не требуют огромных знаний. Эпсилонов автор называет «обезьяноподобными полукретинами», они годятся для простейшей работы, для которой не нужны умственные усилия. Или, как метко выразился мистер Форстер, «от эпсилонов <…> нам человеческий разум не требуется» [3].
Принадлежность к определённой касте определяется на стадии зародыша и не может быть изменена в течение жизни. Даже представители высшей касты, альфы, ограничены в интеллектуальном плане: они могут усвоить ровно столько, сколько позволяют им Главноуправители.
В связи с вышесказанным возникает вопрос: почему в этом обществе нет социального неравенства, но при этом существует кастовая система? Это кажется абсурдным, если не учитывать такой момент, как использование на практике гипнопедии – ежедневного сеанса обучения во сне. Здесь отчётливо проявляет себя особенность писателя, любящего вводить «в сферу публичного обсуждения комплекс морально-этических, социальных и медицинских проблем, возникших в обществе в результате научных открытий», «Язык науки изначально был для него литературным материалом» [1, с. 32].
Поэтому, несмотря на то, что (как доказали учёные в произведении) гипнопедии не способствуют освоению новых знаний, в Мировом Государстве нашли применение и этому. Зачем пытаться научить, если можно в прямом смысле впечатать нужные понятия? При этом необязательно понимать их, чтобы усвоить, наоборот, это может пагубно отразиться на нравственном воспитании в условиях антиутопического мира.
В произведении О. Хаксли «О дивный новый мир» власть не стремится поддерживать ужас абсолютного контроля через жестокие наказания и страх перед ними, как это обычно бывает в книгах жанра антиутопии, напротив, такое правление оказывается менее эффективным. Здесь государство действует через вознаграждение нужной, правильной модели поведения. Властьимущие прибегают к манипулированию – физическому (стандартизация на генетическом уровне) и умственному (гипнопедии, сома и тому подобное) – с целью добиться всецелого подчинения, забирая у общества не только свободу, но и её понимание, осознание, желание получить её.
Таким образом, рассмотренные антиутопические черты романа О. Хаксли «О дивный новый мир» показывают, насколько невозможно жить в обществе, в котором людей ограничивают в правах на свободу. Творческое мышление и природный мир чувств подменяют искусственными инновациями. Произведение английского писателя стало своего рода пророчеством сегодняшних мировых проблем. Антиутопический сюжет служит предупреждением современному обществу, заметно движущемуся к катастрофе. Во избежание возможных проблем в будущем писатель побуждает читателя задуматься и не допустить в нашей жизни смешение тёмной фантазии и реальности, наоборот, научиться отличать настоящее зло от истинного добра.