Статья:

ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОГРАНИЧЕНИЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРАВ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №25(248)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Халилов Л.Д. ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОГРАНИЧЕНИЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРАВ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 25(248). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/248/129576 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОГРАНИЧЕНИЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРАВ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ

Халилов Ленур Диляверович
магистрант, Московский финансово-юридический университет МФЮА, РФ, г. Москва

 

Отстранение от управления транспортным средством представляет собой меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, которая связана с кратковременным ограничением субъективных прав управления транспортными средствами. Отстранение от управления транспортным предусмотрена ст. 27.12 КоАП РФ [1] и проявляется в запрещении физическому лицу осуществлять действия, которыми транспортное средство приводится в движение. Положения рассматриваемой статьи не ограничивают перечень видов транспортных средств, допуская применение данной меры к лицам, управляющим любым транспортным средством: автомобилем, трактором, самоходной дорожно-строительной машиной, трамваем, троллейбусом, судном и так далее.

Данная мера имеет две четко выраженные цели применения: 1) пресечение административного правонарушения и 2) обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении [4, с. 45].

В соответствии с ч. 1 ст. 27.12 КоАП РФ фактическими основаниями применения отстранения от управления транспортным средством является совершение либо обоснованное предположение о совершении лицом одного либо нескольких нарушений Правил дорожного движения, административная ответственность за совершение которых предусмотрена рядом статей Особенной части КоАП РФ. Указанные правонарушения могут причинить существенный вред охраняемым законом интересам и представляют потенциальную опасность для жизни и здоровья окружающих. К их числу относятся:

1) достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения (ч. 1 ст. 12.8);

2) управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца (ч. 1 ст. 12.3).

Так, постановлением инспектора отделения по ИАЗ ОГИБДД МВД России по г. Красноперекопску К. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 500 руб.

Не согласившись с данным постановлением, К. обратилась с жалобой в Красноперекопский районный суд Республики Крым. В обоснование жалобы указала, что квалификация правонарушения является ошибочной, поскольку ее действия содержат признаки другого правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что К. управляла транспортным средством, не имея при себе надлежащих регистрационных документов на транспортное средство (в связи с регистрацией брака в свидетельстве о регистрации транспортного средства не была изменена фамилия), что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ.

Судом установлено, что порядок привлечения лица к административной ответственности не нарушен. При таких обстоятельствах жалоба удовлетворению не подлежит [6].

3) управление транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда) (ч. 2 ст. 12.5);

4) управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) (ч. 1 ст. 12.7);

5) управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством (ч. 2 ст. 12.7).

Так, постановлением мирового судьи судебного участка № 58 Красноперекопского судебного района Республики Крым В. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного ареста сроком на 11 суток.

Считая постановление незаконным, В. обратился в Красноперекопский районный суд с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанное постановление мирового судьи.

Изучив доводы жалобы и материалы административного производства, суд пришел к следующему. На момент управления транспортным средством В. был лишен права управления транспортными средствами. Допустив управление автомобилем, будучи лишенный права на их управление, совершил административное правонарушение с прямым умыслом. Доводы жалобы не нашли своего подтверждения. Таким образом, В. обоснованно привлечен мировым судьей к административной ответственности, установленной ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ [6].

Отстранение от управления транспортным средством относится к бессрочным видам мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Предполагаемые им ограничения длятся до устранения причины отстранения.

Об отстранении от управления транспортным средством составляется протокол, отвечающий требованиям ч.ч. 4, 5 ст. 27.12 КоАП РФ. Ранее действовавшим законодательством об административной ответственности оформление рассматриваемой меры протоколом не предусматривалось.

Применение отстранения от управления транспортным средством в отношении всех категорий лиц, управляющих транспортным средством соответствующего вида, предусматривает обязательное присутствие двух понятых.

В 2022 году сотрудниками подразделений ДПС и ГИБДД Республики Крым выявлено 1514308 административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения, из них 8166 фактов управления транспортом в состоянии опьянения, 4034 факта управления транспортными средствами лицами, не имеющими (лишенными) прав, 1255124 нарушения скоростного режима, 3482 нарушения правил перевозки людей, 2945 нарушений правил перевозки детей, 3806 нарушений правил обгона, маневрирования, 172 факта нарушений правил проезда ж.-д. переездов, 9261 нарушение правил проезда перекрестков, 29936 фактов выезда на полосу встречного движения, 10392 факта непредоставления преимущества в движении пешеходам.

В 2022 году за нарушение правил дорожного движения к административной ответственности привлечено 1514308 лиц. Составлено 3204 административных материала в отношении 2262 должностных и 942 юридических лиц [7].

Наряду с отстранением от управления транспортным средством еще одной мерой обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, связанной с субъективным ограничением права управления транспортным средством, выступает запрещение эксплуатации транспортного средства. Однако в отличие от отстранения от управления транспортным средством такое ограничение права управления не является абсолютным.

Фактическим основанием ее применения выступает совершение ряда правонарушений, исчерпывающий перечень которых закреплен в ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ. Правовым основанием реализации запрещения эксплуатации транспортного средства выступают ст. 27.13 КоАП РФ и п. 21 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции [2].

В целях реализации полномочий субъекта РФ, предусмотренных ч. 10 ст. 27.13 КоАП РФ в Республике Крым был принят Закон от 30.10.2015 № 160-ЗРК/2015 «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты стоимости перемещения и хранения, возврата транспортных средств» (далее Закон РК №160-ЗРК/2015) [3]. Данный закон определяет порядок перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств при их задержании в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ.

Часть 1 ст. 27.13 КоАП РФ предусматривает, что в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных ст.ст. 11.26, 11.29, 12.9, ч.ч. 6 и 7 ст. 12.16, ст. 12.21.3 КоАП РФ, задержание транспортного средства может осуществляться путем перемещения его водителем задержанного транспортного средства либо лицами, указанными в ч. 3 ст. 27.13 КоАП РФ, и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств.

При этом действующая редакция ч. 1 ст. 4 Закона РК №160-ЗРК/2015 сужает перечень случаев при которых задержание транспортного средства может осуществляться путем перемещения его водителем задержанного транспортного средства либо лицами, указанными в ч. 3 ст. 27.13 КоАП РФ, и в связи с этим нуждается в своей корректировке.

По данным Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по Республике Крым за период с 2020 по 2022 годы мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде задержания наземного транспортного средства, предусмотренная ст. 27.13 КоАП РФ применялась сотрудниками ГИБДД в 51335 случаях. При этом количество транспортных средств, перемещенных на специализированную стоянку составило 40639 штук [5].

Таким образом, отстранение от управления транспортным средством - это краткосрочное лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права на использование имущества, представляющего собой источник повышенной опасности, в связи с совершением или с обоснованным предположением о совершении грубого, способного причинить существенный вред охраняемым законом интересам нарушения порядка пользования этим имуществом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, длящееся до устранения причины отстранения.

 

Список литературы:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.04.2023) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1. 
2. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 06.02.2023) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900. 
3. Закон Республики Крым от 30.10.2015 № 160-ЗРК/2015 «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств» (принят Государственным Советом Республики Крым 22.10.2015) (ред. от 09.06.2023) // Крымские известия. - 2015. - № 213(5879). 
4. Баканов К.С. Административно-правовой запрет на управление транспортным средством в состоянии опьянения: Дис. … канд. юрид. наук. - М., 2018. - 256 с.
5. Информация о результатах проведения мониторинга Закона Республики Крым от 30.10.2015 № 160-ЗРК/2015 «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://crimea.gov.ru (дата обращения: 03.07.2023).
6. Официальный сайт Красноперекопского районного суда Республики Крым [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://krasnoperekopskiy.krm.sudrf.ru/ (дата обращения: 03.07.2023).
7. Официальный сайт Министерства внутренних дел по Республике Крым [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://82.xn--b1aew.xn--p1ai (дата обращения: 03.07.2023).