Статья:

ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК ВИДА ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(249)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Мирошниченко А.Ю., Проваторова О.А. ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК ВИДА ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 26(249). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/249/129725 (дата обращения: 29.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК ВИДА ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

Мирошниченко Анна Юрьевна
студент, Национальный исследовательский Томский государственный университет, РФ, г. Томск
Проваторова Олеся Александровна
студент, Национальный исследовательский Томский государственный университет, РФ, г. Томск

 

Юридическая ответственность государственных гражданских служащих в сфере публичного права может возникать в таких отраслях как административное и уголовное право.

Уголовная, как и административная ответственность распространяется на государственных гражданских служащих как на общих основаниях, так и в специально предусмотренных случаях, связанных с выделением государственного служащего как специального субъекта состава преступления.

Однако, аналогично административному законодательству в уголовном не содержится понятия «государственный служащий», а также используется дефиниция «должностное лицо». В целом эти понятия схожи, и обладают одинаковым набором признаков, за исключением того, что в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее – УК РФ) происходит немного иная конкретизация этих субъектов. Так, применение норм УК РФ к государственным служащим характеризуется теми же проблемами правоприменения.

В главе 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» выделены составы уголовных преступлений, непосредственно зависящих от юридического статуса гражданского служащего [1].

Кроме указанных в данной главе составов государственные служащие могут быть привлечены к уголовной ответственности и за такие виды преступлений, как отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140 УК РФ) должностным лицом, если эта информация непосредственно затрагивает права и свободы гражданина, а также в случае предоставления гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан; воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 144 УК РФ); воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них (ст. 149 УК РФ); воспрепятствование законной предпринимательской деятельности и некоторых других.

Также ряд составов содержит квалифицированный признак «с использованием своего служебного положения». В данных случаях речь идет о деяниях, за которые могут быть уголовно наказаны и не должностные лица, но в силу их служебного положения подлежат более строгому наказанию. Например, такой признак можно найти в ряде преступлений против свободы, чести и достоинства личности (ст. 127 - 130 УК РФ). В данном случае реализуется признак повышенной ответственности государственных служащих.

Стоит также отметить, что служебное положение может являться как смягчающим, так и отягчающим обстоятельством. Так, в п. «е» ч. 1 ст. 61 УК РФ отмечается, что смягчающим обстоятельством признается совершение преступления в случае служебной зависимости. Таковым, например, может признаваться угроза начальника уволить с государственной службы в случае невыполнения преступных поручений.

И наоборот, п. «м» ч. 1 ст. 63 УК РФ признает в качестве отягчающего обстоятельства совершения преступления с использованием доверия, оказанного виновному в силу служебного положения. Виновный, совершая преступление, сознает, что, используя свое служебное обманывает потерпевших, вводит их в заблуждение относительно своей порядочности, добросовестности и правильности своих действий. Такие действия, особенно если они совершаются государственными служащими, дискредитируют орган государства или иной представительный орган, что также справедливо характеризуется повышенной ответственностью.

Состав преступления в уголовном праве характеризуется тем же набором элементов, что и административное законодательство, то есть: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Кроме этого, в юридической литературе выделяют некоторые черты уголовной ответственности государственных служащих. Так, Буравлев Ю.М. выделил такие особенности, как [2]:

1) высокий уровень общественной опасности, соединенный с тяжкими последствиями, а нередко и со значительным материальным ущербом, который чаще всего в полной мере не возмещается;

2) особый объект посягательства - общественные отношения в сфере государственного управления, охраняемые законом права и законные интересы граждан;

3) специальный субъект ответственности - должностное лицо, работник государственного аппарата, военнослужащий, сотрудник правоохранительных органов;

4) преимущественно умышленную форму вины;

5) высокий уровень латентности;

6) довольно мягкие наказания за содеянное и, как следствие, утрату у населения веры в социальную справедливость.

Выделяют некоторые проблемы, которые существуют как в административном, так и в уголовном праве. Так, Миннигулова Д.Б. в своей работе выделила следующие.

Во-первых, возникает вопрос о понятии и признаках должностного лица в аспекте гражданской службы. Различные понятия должностного лица дают КоАП и УК. В связи с этим требует дополнительного исследования роль и место категории «должностное лицо» на государственной (гражданской) службе, а также возникает необходимость его легального определения в законодательстве о государственной, в том числе гражданской службе [3].

Во-вторых, не учитывается разделение гражданских служащих на определенные категории (руководители, помощники руководителя, специалисты и обеспечивающие специалисты), которые выполняют различную роль в осуществлении властно-распорядительных полномочий государственного органа, в осуществлении служебно-правовых обязанностей при прохождении гражданской службы и соответственно их действия представляют различную общественную опасность.

Также многие авторы выделяют одну отрицательную тенденцию. Так, с 2012 по 2020 год размеры установленного материального ущерба, причинённого зарегистрированными преступлениями коррупционной направленности государственными служащими выросли до 111 млрд. р., что практически в 6 раз выше показателя 2012 г. Кроме этого, количество не раскрытых преступлений возросло на 29% [4].

В связи с этим необходимо разрабатывать законодательство и перенимать опыт зарубежных стран в области предупреждения преступлений в сфере государственной службы. В частности, уже давно встал вопрос об очередном ужесточении уголовной ответственности, систематизации и улучшении антикоррупционного законодательства.

 

Список литературы: 
1. Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 13 июня 1996 N 63-ФЗ : (ред. от 24.09.2022) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2022. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2. Буравлев Ю.М. Особенности уголовной ответственности государственных служащих // Российский следователь. М.: Юрист. № 18. 2008. - 12-14 с.
3. Миннигулова Д.Б. Административная и уголовная ответственность государственных гражданских служащих: проблемы правового регулирования // Администратор суда. № 1. 2012. - 20-22 с.
4. Цуглаева Н.В. Актуальные проблемы уголовной ответственности за преступления против государственной власти, интересов, государственной службы и службы в органах местного самоуправления // Аграрное и земельное право. №10 (190). 2020. - 207-208 с.