Статья:

Блокчейн в сфере государственнных закупок в Российской Федерации как фактор снижения коррупции

Конференция: XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Петухов С.В., Рачеева Ю.В. Блокчейн в сфере государственнных закупок в Российской Федерации как фактор снижения коррупции // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(11). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/11(11).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 27 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Блокчейн в сфере государственнных закупок в Российской Федерации как фактор снижения коррупции

Петухов Сергей Владимирович
студент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, РФ, г. Москва
Рачеева Юлия Владимировна
студент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, РФ, г. Москва
Гримальская Светлана Александровна
научный руководитель, доцент Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, РФ, г. Москва

 

Сфера государственных закупок представляет собой одно из ключевых проявлений преступлений, коррупционной направленности. Именно завышение цены в договорах поставки, одинаковые подрядчики при проведении большинства работ и услуг, отсутствие реальных результатов в противодействии различным злоупотреблениям в сфере государственных закупок, представляют собой основные проявления коррупции. Соответственно основными нормативными правовым актам, регулирующими сферу государственных закупок являются:

  • федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ [1];
  • федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ [2].

Непосредственно на стадии формирования заказа коррупционные риски связаны со следующими факторами:

  1. выбор способа размещения заказа;
  2. определение приоритетов заявок государственных заказчиков;
  3. формирование плана-графика закупок;
  4. исследование приоритетов рынка [3, C.19];

Каждое из этих направлений может быть связано с лоббированием инвестиций, необоснованным расширением круга поставщиков, а также завышение цены объекта закупок или усложнение процедур определения поставщика. В результате, возникает очень много коррупционных элементов в процессе заключения договора на поставку для государственных и муниципальных нужд, что прямым образом сказывается на открытости данной системы [4, стр. 110]. Достаточно примечательным является тот факт, что механизм государственных закупок считается антикоррупционным, направленным на минимизацию бюджетных расходов и, следовательно, экономию средств налогоплательщиков, эффективная их реализация, а также стимулирование повышения производительности труда в различных сферах хозяйственных жизни. Вместе с тем, к сожалению, данный механизм функционирует в противоположном аспекте – как способ прикрытия махинаций с бюджетными средствами, путём неэффективного хозяйствования. Одним из ключевых контрольных органов в сфере государственной контрактной системы выступает Федеральная антимонопольная служба РФ, которая осуществляет плановые и внеплановые проверки соблюдения участниками контрактной системы законодательства Российской Федерации [5]. По мнению начальника управления контроля размещения государственного заказа ФАС РФ Т.П. Демидовой, правонарушения в контрактной системе преимущественно возникают в «заточке» объекта закупки, которая заключения во включении в конкурсную документацию таких технических положений, которые не позволяют организациям с аналогичными товара принять участие в конкурсных [6, стр. 140].

Кардинальным образом изменить ситуацию в сфере государственных технологий способны цифровые технологии. Одной из цифровых технологий является Блокчейн. Блокчейн представляет собой децентрализованную базу данных, в которой каждый из узлов является устройством хранения данных. В свою очередь каждый блок включается в себя метку времени и ссылку на предыдущий блок и при построении блоков используется односторонний метод шифрования данных – «хэширование».

По мнению Клечикова А.В., Пряникова М.М., Чугунова А.В. использование блокчейн является наиболее перспективным именно в области автоматизации таких административных процедур с государственным участием, сущность которых заключается во внесении юридически-значимых записей в  различные реестры, а также регистры [7, стр. 125].

Одной из характеристик блокчейн является то, что все транзакции в блокчейне хранятся в едином реестре. Соответственно, транзакции упорядочены по времени и текущее состояние системы определяется только данным реестром транзакций. В результате, блокчейн является распределенной, связанной, подтвержденной и проверяемой системой, что позволяет говорить о следующих преимуществах данной технологии: 1) защищенность. Запись в реестре транзакций невозможно подделать или удалить; 2) независимость. Субъекты сети не нуждаются в каких-либо посредниках в виде банков или платежных систем; 3) доступность. Возможность воспользоваться данной системой в любое время и в любом месте с доступом в интернет; 4) Прозрачность. Свободный публичный доступ для собственных пользователей.

Существующие законодательные меры в сфере контроля и надзора в виде общего контроля, внутреннего финансового контроля, казначейского контроля, ведомственного контроля, контроля заказчика, общественного контроля не приводят к должным результатам. В результате вышеназванных мер далеко не всегда происходит обнаружение следующих схем мошенничества:

  1. единый IP-адрес участников аукциона или конкурса;
  2. аффилированность участников субъектов государственных закупок, проявляющаяся в принятии конкретного решения (правового последствия) исходя от наличия между лицами отношения взаимосвязанности;
  3. допущение различных орфографических ошибок с целью снижения вероятности определения заявки;
  4. участники не подают полный комплект документов, к лишь во второй части прикрепляются копию действующей лицами на осуществление необходимого вида деятельности;

Возможность использование цифровых технологий в сфере закупок с государственным участием была разработана ещё в 2016 году в Великобритании, в рамках отчёта «Технология распределённых реестров: за рамками блокчейн», проведённого Государственным управлением науки под руководством главного научного советника Правительства Великобитании Ричарда Кастеляйна, авторы данной работы подчеркивали, что главная задача государства состоит в разработке максимально проработанной концепции того, как технология распределённых реестров способна улучшить деловые процессы государственных органов. В частности, государство должно выступить в роли продвинутого заказчика, который внедряет данную технологию.

Достаточно релеватными являются исследования, проведённые в конце 2016 года, Федеральной резервной системы США. Основная сущность исследования заключалась в целях определения, каким образом данная технология могла бы использоваться в области платежей, прояснения и урегулирования возможности технических составляющих. Основной проблемой для повсеместного внедрения блокчейн-технологии являются: обеспечение необходимой пропускной способности сети для правильной работы системы и предоставление узлу необходимого объёма дискового пространства. В частности, это связано с тем обстоятельством, что максимально возможное количество транзакций в единицу времени в блокчейна ограничено протоколом, в котором частота генерации блоков не может превышать заранее определенную величину.

На наш взгляд, перед непосредственным внесением изменений в правовые акты государство должно разрешить следующие проблемы:

  • низкая скорость работы из-за криптографии (система государственных закупок требует обработки огромного количества информация в связи с их количеством);
  • настройка и управление инфраструктурой (отсутствует полноценный опыт внедрения блокчейна в систему государственных закупок, поэтому для его применения потребуется огромное количество времени);
  • отсутствие надежных и эффективных технологических решений (блокчейн технология еще не достаточно изучена и применена для выработки общепризнанных стандартов ее применения)

Только после разрешения всех вышеперечисленных аспектов, возможно, будет говорить о полноценном внедрении блокчейна в систему государственных закупок Российской Федерации. Вместе с тем, анализ других существующих цифровых технологий также может привести к снижению коррупционных преступлений в сфере государственных закупок.

 
Список литературы:
1. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2018) // Собрание законодательства РФ. 25.07.2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4571;
2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2018) // Собрание законодательства РФ. 08.04.2013. № 14. Ст. 1652;
3. Госзаказ: управление, размещение, обеспечение // Коррупция: риски закупочного цикла. 2009. № 15. С. 18- 21;
4. Храмкин А. А. Противодействие коррупции в госзакупках. М. : Юриспруденция, 2011. С. 110;
5. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» // Собрание законодательства РФ. 02.08.2004. № 31. Ст. 3259;
6. Газетов А.Н. Вопросы экономического и правового анализа эффективности предотвращения коррупции в государственной контрактной системе // Журнал российского права. 2017. №7 (247). C. 134-148;
7. Клечиков А.А., Пряников М.М., Чугунов А.В. Блокчейн-технологии и их использование в государственной сфере // International Journal of Open Information Technologies № 12. 2017.  С. 123-128;