Статья:

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конференция: LXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Парфенова М.И. ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(69). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/12(69).pdf (дата обращения: 05.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Парфенова Маргарита Игоревна
студент, Курский государственный университет, РФ, г. Курск

 

Государственная служба-это один из видов деятельности населения. Её функционирование и правовое регулирование определено возникновением и развитием государства со своими установками [1, с. 44]. По опыту в мире и уровню связей в обществе, можно сказать, что на современном этапе нормальное существование общества невозможно за пределами государства. Для соответствующего функционирования общества нужен довольно сильный, профессиональный и высоконравственный государственный аппарат.

Одной из важных составляющих службы в государстве являются её принципы - это фундаментальные установки, определяющие объективные закономерности в процессе осуществления функционирования службы в государстве, характерные черты, сущность и направления развития.

Основные принципы осуществления деятельности службы в государстве определены в статье 3 ФЗ «О системе государственной службы в РФ» [7]. Они подразделяются на конституционные принципы, изложенные в Конституции РФ, и организационно-функциональные, учреждённые в законодательстве о службе в государстве. К примеру, конституционными принципами являются: принцип законности, федерализма, приоритет прав и свобод человека и гражданина, равного доступа к службе в государстве, а организационно-функциональными: принцип единства нормативных и организационных основ службы в государстве, взаимосвязи государственной и муниципальной службы, открытости государственной службы и её приемлемости надзору относительно общества, профессионализма и компетентности государственных служащих и защиты служащих от незаконного вмешательства в их профессиональную деятельность по службе.

Изучим более подробно основные из них [6, с. 10]. Первый принцип - принцип федерализма, объединяющий процесс осуществления службы в государстве и выполнение конституционного разделения предметов ведения и компетенции между федеральными органами власти и органами субъектов РФ. Под данным принципом понимается, что служба в государстве включает комплекс должностей, учреждающихся в целостной системе органов государства.

Отметим ряд аспектов рассматриваемого принципа:

а) нормативный аспект – разделение компетенций на конституционном и законодательном уровне в области службы в государстве между РФ и субъектами РФ;

б) организационный аспект – выполнение этого принципа при выстраивании государственной службы, подразделение на федеральную службу в государстве и государственную службу субъектов РФ;

в) функциональный аспект – самостоятельность каждого уровня федеративной структуры при определении кадровых и других проблем функционирования службы в государстве;

г) финансовый аспект – выполнение этого принципа при обеспечивании средствами службы в государстве с использованием ресурсов федерального или регионального бюджета.

Под принципом законности понимается соотношение Конституции РФ и федерального законодательства другим нормативным правовым актам, в том числе в сфере службы в государстве [5, с. 52]. Все разногласия решаются в угоду Конституции РФ и федерального законодательства.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина устанавливает важность прав и свобод человека, необходимость их выполнения, признания и защиты. При реализации компетенций государственному служащему необходимо соблюдать нормы, учреждённые нормативными правовыми актами, не пренебрегать правами и свободами человека и гражданина, принимая меры для их выполнения и защиты. Неприемлемо государственными служащими осуществлять ущемление людей по половому, расовому, социальному, религиозному, языковому и национальному признаку.

Под принципом равного доступа граждан к службе в государстве понимается возможность допуска на равноправной основе каждого гражданина без затруднений и ущемлений. Реализация данного принципа возможна согласно квалификационным установкам к должностям службы в государстве [3, с. 112].

Принцип единства нормативных и организационных основ службы в государстве истолковывает утверждение на законодательном уровне совокупного метода к осуществлению службы.

Что касается принципа взаимосвязи государственной и муниципальной службы, он реализовывается посредством единения основных квалификационных правил о должностях службы в государстве и аналогичным должностям муниципальной службы, целостности обязательств и ограничений при реализации муниципальной и гражданской службы [4, с. 79].

Под принципом открытости службы в государстве и её приемлемости надзору касательно общества понимается оповещение социума о реализации работы государственных служащих.

Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих относится к основным при осуществлении функционирования службы в государстве, так как этот принцип подразумевает, что у служащего имеется определённая квалификация и полномочия на должном уровне реализовывать установки, присущие определённому виду службы [2, с. 83]. Также государственному служащему необходимо обладать высокими моральными принципами.

Отметим еще один значимый принцип - принцип защиты служащих от незаконного вмешательства в их профессиональную деятельность по службе, который знаменует собой обладание правом на защиту от неправомерных действий ввиду выполнения государственными служащими должностных обязанностей. Ещё к их обязанностям относится исполнение поручений исключительно руководителей, данные в рамках их компетенций.

Осуществление принципов деятельности службы в государстве гарантируется федеральными законами о видах государственной службы, учреждающие принципы построения и функционирования отдельных видов службы в государстве с учётом специфических черт.

Подводя итог, можем сказать, что мы изучили принципы государственной службы, которые закреплены в статье 3 ФЗ-58 и подразделяются на конституционные и организационно-функциональные. Служба в государстве занимает важное место в обществе и является одним из социально-правовых институтов. Это существенный показатель усиления страны и увеличения воздействия на население.

 

Список литературы:
1. Барциц И.Н. О концептуальных направлениях развития системы государственной службы Российской Федерации // Журнал российского права. - 2018. - № 6. - С. 43-45. 
2. Волкова В.В. Государственная служба. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 207 с.
3. Гришковец А.А. Государственная служба: Организационно-правовое обеспечение. - М.: Москва, 2019. – 255 с.
4. Гюнов Н.Р. Государственная служба современной России: проблемы реформирования и эффективного функционирования. - М.: РидГрупп, 2021. – 310 с.
5. Игнатова В.Г. Государственная гражданская служба. - М.: ИКЦ «МарТ», 2018. – 512 с.
6. Назарова С.В. Институт государственной службы в Российской Федерации: Автореф. на соиск. уч. степени канд. юр наук. - Ростов-на-Дону, 2019. – 55 с.
7. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/ (дата обращения: 12.11.2023).