ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Секция: Юриспруденция
LXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственная служба-это один из видов деятельности населения. Её функционирование и правовое регулирование определено возникновением и развитием государства со своими установками [1, с. 44]. По опыту в мире и уровню связей в обществе, можно сказать, что на современном этапе нормальное существование общества невозможно за пределами государства. Для соответствующего функционирования общества нужен довольно сильный, профессиональный и высоконравственный государственный аппарат.
Одной из важных составляющих службы в государстве являются её принципы - это фундаментальные установки, определяющие объективные закономерности в процессе осуществления функционирования службы в государстве, характерные черты, сущность и направления развития.
Основные принципы осуществления деятельности службы в государстве определены в статье 3 ФЗ «О системе государственной службы в РФ» [7]. Они подразделяются на конституционные принципы, изложенные в Конституции РФ, и организационно-функциональные, учреждённые в законодательстве о службе в государстве. К примеру, конституционными принципами являются: принцип законности, федерализма, приоритет прав и свобод человека и гражданина, равного доступа к службе в государстве, а организационно-функциональными: принцип единства нормативных и организационных основ службы в государстве, взаимосвязи государственной и муниципальной службы, открытости государственной службы и её приемлемости надзору относительно общества, профессионализма и компетентности государственных служащих и защиты служащих от незаконного вмешательства в их профессиональную деятельность по службе.
Изучим более подробно основные из них [6, с. 10]. Первый принцип - принцип федерализма, объединяющий процесс осуществления службы в государстве и выполнение конституционного разделения предметов ведения и компетенции между федеральными органами власти и органами субъектов РФ. Под данным принципом понимается, что служба в государстве включает комплекс должностей, учреждающихся в целостной системе органов государства.
Отметим ряд аспектов рассматриваемого принципа:
а) нормативный аспект – разделение компетенций на конституционном и законодательном уровне в области службы в государстве между РФ и субъектами РФ;
б) организационный аспект – выполнение этого принципа при выстраивании государственной службы, подразделение на федеральную службу в государстве и государственную службу субъектов РФ;
в) функциональный аспект – самостоятельность каждого уровня федеративной структуры при определении кадровых и других проблем функционирования службы в государстве;
г) финансовый аспект – выполнение этого принципа при обеспечивании средствами службы в государстве с использованием ресурсов федерального или регионального бюджета.
Под принципом законности понимается соотношение Конституции РФ и федерального законодательства другим нормативным правовым актам, в том числе в сфере службы в государстве [5, с. 52]. Все разногласия решаются в угоду Конституции РФ и федерального законодательства.
Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина устанавливает важность прав и свобод человека, необходимость их выполнения, признания и защиты. При реализации компетенций государственному служащему необходимо соблюдать нормы, учреждённые нормативными правовыми актами, не пренебрегать правами и свободами человека и гражданина, принимая меры для их выполнения и защиты. Неприемлемо государственными служащими осуществлять ущемление людей по половому, расовому, социальному, религиозному, языковому и национальному признаку.
Под принципом равного доступа граждан к службе в государстве понимается возможность допуска на равноправной основе каждого гражданина без затруднений и ущемлений. Реализация данного принципа возможна согласно квалификационным установкам к должностям службы в государстве [3, с. 112].
Принцип единства нормативных и организационных основ службы в государстве истолковывает утверждение на законодательном уровне совокупного метода к осуществлению службы.
Что касается принципа взаимосвязи государственной и муниципальной службы, он реализовывается посредством единения основных квалификационных правил о должностях службы в государстве и аналогичным должностям муниципальной службы, целостности обязательств и ограничений при реализации муниципальной и гражданской службы [4, с. 79].
Под принципом открытости службы в государстве и её приемлемости надзору касательно общества понимается оповещение социума о реализации работы государственных служащих.
Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих относится к основным при осуществлении функционирования службы в государстве, так как этот принцип подразумевает, что у служащего имеется определённая квалификация и полномочия на должном уровне реализовывать установки, присущие определённому виду службы [2, с. 83]. Также государственному служащему необходимо обладать высокими моральными принципами.
Отметим еще один значимый принцип - принцип защиты служащих от незаконного вмешательства в их профессиональную деятельность по службе, который знаменует собой обладание правом на защиту от неправомерных действий ввиду выполнения государственными служащими должностных обязанностей. Ещё к их обязанностям относится исполнение поручений исключительно руководителей, данные в рамках их компетенций.
Осуществление принципов деятельности службы в государстве гарантируется федеральными законами о видах государственной службы, учреждающие принципы построения и функционирования отдельных видов службы в государстве с учётом специфических черт.
Подводя итог, можем сказать, что мы изучили принципы государственной службы, которые закреплены в статье 3 ФЗ-58 и подразделяются на конституционные и организационно-функциональные. Служба в государстве занимает важное место в обществе и является одним из социально-правовых институтов. Это существенный показатель усиления страны и увеличения воздействия на население.