Административная ответственность в области таможенного дела: некоторые вопросы теории и практики.
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(2)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(2)
Административная ответственность в области таможенного дела: некоторые вопросы теории и практики.
За последние 15 лет по обозначенной теме были написаны научные труды следующими исследователями: Мигацевой Е.В., Матвиенко Г.В., Труниной Е.В., Косициной Л.А., Евстратовой Ю.А., Сидоровым Е.И. Степень научной разработанности проблемы достаточно высок, но требует систематической доработки и нового осмысления в связи с динамичным изменением законодательства Российской Федерации. Согласно положению о Федеральной Таможенной Службе от 16 сентября 2013 №809, ФТС России представляет собой федеральный орган исполнительной власти, который в соответствии с законодательством Российской Федерации выполняет закреплённые за ним функции по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений (далее - АП), отнесенных к компетенции таможенных органов Российской Федерации, а также иных связанных с ними преступлений и правонарушений [5]. Способность поддерживать выполнение указанных выше государственных функций на высоком уровне напрямую зависит от качества регулирования административно - правовой сферы. Правоохранительные функции таможенных органов представляют особый интерес как для общества, так и для государства, учитывая масштабность экономической составляющей деятельности ФТС России. В особенности с тем, что важной функциональной задачей таможенных органов является обеспечение состояния защищенности и стабильности экономики России, которое достигается, в том числе и правоохранительными мерами административного воздействия на физических и юридических лиц.
В настоящее время, в связи с функционированием Таможенного союза и изменениями в уголовном законодательстве Российской Федерации, связанным с таможенными преступлениями, роль административно – юрисдикционной деятельности таможенных органов неуклонно возрастает. Согласно статьи 18 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» одним из критериев оценки качества работы таможенных органов Российской Федерации является эффективность противодействия преступлениям и АП в сфере таможенного дела [4]. Несмотря на либерализацию административного и таможенного законодательств, количество АП остается значительным. Таможенная статистика АП, совершаемых в Российской Федерации, имеет стабильно высокую цифру возбуждаемых дел об АП, что демонстрирует систематичность совершения нарушений таможенных правил как физических, так и юридических лиц.
По официально опубликованным данным ФТС России в 2016 году таможенными органами возбуждено порядка 80 355 дел об АП, что всего лишь на 6 процентов меньше аналогичного показателя 2015 года (85 523). Из общего числа возбужденных дел об АП за 2016 год, более 53 процентов приходится на физических лиц, 41процент – на юридических лиц, более 5процентов – на должностных лиц, около 0,4 процента – на неустановленных лиц [3]. Данные показатели схожи с предоставленными цифрами за аналогичный период 2015 года. В превалирующем большинстве случаев таможенные органы привлекают к административной ответственности по фактам недекларирования либо недостоверного декларирования товаров физическими и юридическими лицами, что формирует негативную тенденцию по сбору таможенных платежей и занижение их стоимости.
Виды назначенных наказаний:
· административные штрафы – назначены по 54 208 делам на общую сумму свыше 113,5 млрд. рублей (по 59 883 делам на сумму более 192 млрд. рублей);
· конфискация орудий совершения и/или предметов АП – по 14 901 делу на общую сумму 26,3 млрд. рублей (по 14 120 делам на сумму 2,9 млрд. рублей);
· предупреждения – по 6 336 делам (4 193);
· административный штраф с конфискацией орудий совершения и/или предметов АП – по 2 105 делам на общую сумму более 562,6 млн. рублей (по 2 386 делам на сумму более 1 млрд. рублей);
· обязательные работы назначены по 29 делам (по 17 делам);
· административный арест назначен по 8 делам (по 14 делам) [3].
В соответствии с ч. 3 ст. 7 ТК ТС: «Таможенные органы государств – членов Таможенного союза ведут административный процесс (осуществляют административные производство) по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза» [6]. Административная ответственность в области таможенного дела понимается как предусмотренная законодательством правовая ответственность за совершение правонарушений в сфере таможенного регулирования (нарушения таможенных правил), связанная с применением к виновным лицам административных наказаний (санкций) [1].
В Российской Федерации основным законодательным актом, устанавливающим административную ответственность за нарушения таможенных правил, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Далее КоАП), регулирующий отношения согласно нормам 16 главы КоАП по привлечению к административной ответственности лиц, совершивших АП в области таможенного дела [2].
Правовой базис формирует структуру административной ответственности, которая должна состоять из нижеперечисленных параметров:
· основание юридической ответственности (юридическое, фактическое, процессуальное);
· правовые условия привлечения к административной ответственности за нарушения таможенных правил и условия ее исключающие;
· субъекты, привлекаемые к административной ответственности;
· меры административного принуждения и наказания (санкции).
Под юридическим основанием административной ответственности понимается факт наличия ее нормативного закрепления в законодательстве за совершение конкретных правонарушений. Фактическим основанием юридической ответственности является само событие совершения конкретного правонарушения физическим/юридическим лицом, за которое наступает административная ответственность. Процессуальным основанием административной ответственности в таможенной сфере является официальная фиксация правонарушения путем составления уполномоченным должностным лицом таможенного органа протокола об административном правонарушении. Эти основания юридической ответственности тесно взаимосвязаны друг с другом, и отсутствие любого из вышеперечисленного основания исключает возможность постановки вопроса о привлечении субъекта к административной ответственности [1].
Подводя итог вышесказанному, под административной ответственностью в области таможенного дела понимается закрепленная законодательством Российской Федерации правовая ответственность за совершение правонарушений в сфере таможенного регулирования, связанная с применением к виновным лицам мер административного принуждения и наказания (санкции). Административная ответственность, как мера ответственности, обладает рядом специфических признаков, основу которой составляют:
1. Основание применения – наличие административного правонарушения, т.е. нарушение законодательства об административном правонарушении;
2. Мерами ответственности определяют административные взыскания, посредством которых осуществляется защита личности, общества и государства от совершаемых административных правонарушений.
Административная ответственность подразумевает собой реакцию государства на совершение предусмотренных законодательством административных правонарушений в сфере таможенного дела. Так как в современном мире количество совершаемых административных правонарушений не располагает к тенденции сокращения, то и меры административной ответственности должны применяться с большей эффективностью к вновь возникающим обстоятельствам для их незамедлительного сокращения. В процессе борьбы с таможенными правонарушениями таможенные органы заинтересованных государств должны тесно взаимодействовать меду собой по всем уровням и направлениям, обмениваясь опытом по борьбе с АП и наращивая тем самым профессионализм. В силу своей специфики процесс выявления административных правонарушений, а также возбуждение и расследование таможенными органами нарушения таможенных правил очень сложный. Поэтому, как на теоретическом уровне, так и в правоприменительной практике таможенных органов нередко возникают проблемные вопросы, решение которых зависит от стремления устранять пробелы в правовом регулировании возбуждения дел об административных правонарушениях.