Механизм пополнения федерального государственного бюджета за счет вывозных таможенных пошлин на примере нефти
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(25)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(25)
Механизм пополнения федерального государственного бюджета за счет вывозных таможенных пошлин на примере нефти
В настоящее время внешнеэкономическая деятельность (далее-ВЭД) играет важную роль в формировании структуры, устойчивости и динамики национальной экономики каждого государства. Одной из составляющих механизма государственного регулирования ВЭД является таможенно-тарифное регулирование, главная цель которого - оптимизация процессов на уровне импорта и экспорта. Власть, используя данный инструмент торговой политики, реализует свое право на установление ставок таможенных пошлин с тем, чтобы впоследствии зачислить денежные средства в государственный бюджет.
Таможенные органы занимают важнейшее место среди федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие регулирование ВЭД, а также выполняющие функции обеспечения экономической безопасности страны. Согласно данным ФТС России, в 2017 году таможенными органами в федеральный государственный бюджет перечислено 4 трлн 462,8 млрд рублей, что составляет 100,26% от установленного прогнозного задания по формированию доходов федерального бюджета (4 трлн 451 млрд рублей) [6].
В связи с тем, что в товарной структуре российского экспорта преобладают энергоресурсы, большое значение в реализации фискальной функции ФТС России имеют вывозные пошлины на нефть сырую, поскольку именно сырая нефть экспортируется из РФ в наибольших количествах.
Сырая нефть в нашей стране и ЕАЭС облагается вывозными таможенными пошлинами, за счет чего в РФ формируется больше половины федерального бюджета. Следовательно, из-за низких цен на нефть происходит снижение доходов государственного бюджета.
Вывозная таможенная пошлина в 2017 году, согласно данным ФТС России, составила 1 трлн 940,4 млрд рублей, или 43,5% от общего объема перечислений ФТС России. Данный показатель на 113,7 млрд рублей или на 5,5% меньше, чем в 2016 году – 2 трлн 054,1 млрд рублей [6].
Ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, согласно ст. 3. 1 Закона N 5003-1 «О таможенном тарифе», устанавливаются Правительством РФ, с учетом средней цены на нефть сырую марки «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья.
По данным, размещенным на сайте Минэкономразвития РФ, наблюдается следующая динамика цены нефти и ставки экспортной пошлины за период с 1 января 2017 года по 31 января 2018 года, представленная в таблице.
Следует отметить тенденцию схожести динамики цены на нефть и ставки экспортной пошлины. Это происходит в целях предотвращения застоя в экономике. Снижая экспортную пошлину, государство тем самым стимулирует предприятия на продолжение своей деятельности.
Ни для кого не секрет, что в 2014 году доллар резко «подскочил», вследствие чего произошло резкое падение мировых цен на нефть. На протяжении 2015 и середины 2017 годов цены в нефтяной отрасли продолжали обновлять исторические минимумы. Такая ситуация возникла в связи с экономическими процессами в мире, а также с развитием индустрии сланцевой нефти в США, и послужила одной из основных причин значительного снижения стоимости нефти в предыдущие годы.
Таблица 1.
Динамика цены нефти и ставки экспортной пошлины
Дата |
Цена нефти в долларах за тонну |
Ставка вывозной таможенной пошлины (в долларах США за 1 тонну) |
с 1 по 31 января 2017 г |
349,1 |
79,1 |
с 1 по 28 февраля 2017 г |
383,5 |
89,5 |
с 1 по 31 марта 2017 г |
388,7 |
91 |
с 1 по 30 апреля 2017 г |
381,5 |
88,9 |
с 1 по 31 мая 2017 г |
365,3 |
84 |
с 1 по 31 июня 2017 |
351,9 |
80 |
с 1 по 31 июля 2017 г |
354,9 |
80,9 |
с 1 по 31 августа 2017 г |
333,3 |
74,4 |
с 1 по 30 сентября 2017 г |
365,5 |
84,1 |
с 1 по 31 октября 2017 г |
378,3 |
87,9 |
с 1 по 30 ноября 2017 г |
405,6 |
96,1 |
с 1 по 31 декабря 2017 г. |
435,2 |
105,0 |
с 1 по 31 января 2018 г. |
456,5 |
111,4 |
В представленной выше таблице также наблюдаются резкие скачки в изменении стоимости нефти в период с 1января по 31 августа 2017 года, но с 1 сентября 2017 года идет тенденция к увеличению стоимости нефти и соответственно ставки экспортной таможенной пошлины на российскую нефть. По последним данным вывозная таможенная пошлина на сырую нефть повысилась с 1 января 2018 года на 6,4 млн. долл. США, и составила 111,4 млн. долл. США за тонну.
По данным ФТС, возросшие цены на нефть принесли России больше прибыли в 2017 году. Прибыль РФ от экспорта нефти с января по ноябрь 2017 года выросла на 29,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2016 года и составила 85,68 млрд долл. США. При этом общий объем экспорта нефтью вырос на 0,8 % и составил 235,11 млн тонн. В денежном эквиваленте поставки данного ресурса принесли на 29% больше, чем в прошлом году, и составили 80, 95 млрд долл. США.
Позитивная динамика на рынке нефти наблюдается в связи с временными факторами, такими как снижение запасов сырья в США и закрытием крупнейшего нефтегазового трубопровода в Великобритании «Forties», через который проходит 40% нефти и газа. Совокупные запасы нефти и нефтепродуктов в США на 12 января 2018 года снизились на 13,3 % и составили 1870,2 млн. баррелей.
Восстановление роста цен на нефть связано также с венской сделкой ОПЕК + по «заморозке» добычи нефти. В конце 2016 года ОПЕК и 11 независимых стран - нефтепроизводителей договорились о сокращении добычи нефти на 1,8 баррелей в сутки для балансировки мирового рынка сырья. Участники сделки договорились о пролонгации договора вплоть до 1 января 2019 года. Главная задача соглашения сводится к сокращению излишков мировых запасов нефти до среднего уровня за пять лет.
Как уже было сказано выше, вывозная таможенная пошлина в 2017 году, составила 1 трлн 940,4 млрд рублей, или 43,5% от общего объема перечислений ФТС России. Данный показатель на 5,5% меньше, чем в 2016 году. Снижение вывозной таможенной пошлины таможенные органы объясняют действием параметров «налогового маневра», но тем не менее прогнозное задание на 2017 год по вывозной таможенной пошлине ФТС России выполнила на 100,3%.
«Большой налоговый маневр» заключается в том, что Правительство РФ «привязывает» ставки налога на добычу полезных ископаемых, как и ставки вывозных таможенных пошлин, к мировой цене на нефть, но только в обратной пропорции – чем ниже мировая цена на нефть, тем выше ставка налога на добычу полезных ископаемых. Таким образом, Проект Министерства финансов РФ «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» предполагает снижение ставок вывозных таможенных пошлин и перераспределение поступлений нефтегазовых доходов в пользу налога на добычу полезных ископаемых. Основной целью такого маневра в период с 2015 по 2018 гг. является отказ от выполнения таможенными пошлинами несвойственных им функций по изъятию сырьевой ренты и субсидированию неэффективной нефтеперерабатывающей промышленности.
По прогнозам экспертов Всемирного банка, ожидается восстановление цен на нефть в 2018 году, вследствие чего произойдет неминуемый рост экономических показателей.
Таким образом, таможенно-тарифное регулирование является ключевым элементом участия государства во внешнеторговой деятельности, поскольку доходы от торговли энергетическими ресурсами составляют существенную часть бюджета. Снижение поступлений в 2015 году в федеральный бюджет нефтяных доходов, администрируемых таможенными органами России в форме вывозных таможенных пошлин на нефть сырую обусловлено, с одной стороны, осложнением экономической обстановкой в мире, то есть падение цен на это сырье, с другой – началом реализации новой системы налогообложения, в рамках которой предусмотрено системное поэтапное снижение в течение трех лет ставок вывозных таможенных пошлин. Устанавливая ставки таможенных пошлин, у нашей страны есть возможность повлиять на экономическое положение и пополнить федеральный бюджет.
В заключении следует отметить, что, безусловно, в настоящее время доходы федерального бюджета от экспорта углеводородов играют значимую роль в поддержании экономики государства, но данная экспортно - сырьевая зависимость делает экономику нашей страны уязвимой в отношении негативного воздействия внешних факторов. Россия обладает огромным потенциалом для роста экспорта продукции ненефтегазового сектора, поэтому необходимо развивать другие отрасли, которые будут производить качественную готовую продукцию, конкурентоспособную с импортными аналогами.