Статья:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА КОМПАНИЙ АПК КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Конференция: CCLIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Кузьмина Ю.А. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА КОМПАНИЙ АПК КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 21(253). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/21(253).pdf (дата обращения: 18.07.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА КОМПАНИЙ АПК КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Кузьмина Юлия Александровна
студент, Волгоградский государственный университет, РФ, г. Волгоград

 

Аннотация. Актуальность темы исследования заключается в том, что поддержка компаний АПК имеет ключевое значение для обеспечения населения доступной и качественной продукцией, сокращения зависимости от импорта продовольствия и повышения экономического развития страны в целом. В статье исследованы роль и влияние государственной финансовой поддержки сельскохозяйственных предприятий, как инструмента обеспечения продовольственной безопасности страны. Результатом государственной поддержки является наращивание мощностей переработки продукции сельскохозяйственного производства, создание новых производств, увеличение объема валовой продукции. Также в статье приведена оценка эффективности реализации государственной программы в отрасли сельского хозяйства Волгоградской области, которая показала высокую эффективность реализации данной программы. АПК региона работает стабильно и постепенно развивается, благодаря вовлечению сельскохозяйственных земель в оборот, увеличению темпов развития мелиорации, модернизации техники и технологий, развитию животноводства и малых форм хозяйствования.

 

Ключевые слова: государственная поддержка, агропромышленный комплекс, развитие сельского хозяйства, программы поддержки, сельскохозяйственные предприятия.

 

Развитие отрасли сельского хозяйства является одним из приоритетных направлений государственного регулирования. Это обусловлено высокой социальной значимостью отрасли: от рынка продукции сельского хозяйства зависит продовольственная безопасность России и обеспечение населения продовольствием. Отсутствие должного государственного регулирования может привести к сокращению рыночных сегментов, отсутствию оптимального баланса цен, к неоправданным скачкам стоимости продукции.

Аграрная политика России включает в себя множество компонентов и одним из них является государственная поддержка. Она позволяет минимизировать последствия санкционных ограничений, проблем логистической системы, а также способствует повышению эффективности функционирования предприятий агропромышленного комплекса страны.

Россия имеет достаточно развитую систему государственной поддержки, цель которой заключается в способствование производителям сельскохозяйственной продукции в осуществлении их деятельности, модернизации техники и технологий производства компаний АПК.

Важный принцип государственной поддержки на современном этапе развития – стимулирующий характер. Который заключается в предоставлении финансовой поддержки при достижении определенных целей и показателей, заданных органами управления сельскохозяйственной отраслью.

Формы государственной поддержки аграрного сектора экономики должны создавать благоприятные условия функционирования российских товаропроизводителей. На федеральном уровне можно выделить 3 формы поддержки устойчивости развития аграрного сектора (рис.1).

 

Рисунок 1. Формы государственной поддержки в сфере АПК

 

АПК – основа региональной экономики Волгоградской области, а также один из главных показателей развития благосостояния региона. По данным инвестиционного стандарта Министерства экономического развития РФ, Волгоградская область находится в числе десяти крупнейших производителей продукции сельского хозяйства в стране [4].

Для реализации государственных программ в регионе введена системная адресная государственная поддержка сельского хозяйства, при этом она постоянно совершенствуется с учетом особенностей времени и потребностей аграриев. Расширение линии поддержки осуществляется исходя из необходимости увеличения производства основной продукции и создания равных условий для производителей из разных природно-климатических зон.

По информации журнала «Вестник АПК» государственная поддержка АПК значительно превышает объемы государственной поддержки других отраслей экономики и составляет около 5 млрд. рублей ежегодно.

Малые формы хозяйствования Волгоградской области получают системную поддержку наряду с крупными предприятиями. На основе данных «Вестника АПК» государственное субсидирование малого агробизнеса позволило увеличить объемы производства до 69,3 млрд. руб. в 2022 году, что на 53,1 млрд. руб. больше 2014 года. С 2012 по 2022 гг. на грантовую поддержку малым формам хозяйствования региона выделено порядка 2,5 млрд. руб., предоставлено около 900 грантов и субсидий. Грантовая поддержка способствовала развитию малых форм хозяйствования и повышению их доходов [1].

На рисунке 2 представлена государственная программа Волгоградской области «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» в разрезе подпрограмм за 2021-2023 годы.

 

Рисунок 2. Динамика средств, израсходованных на реализацию государственной программы Волгоградской области «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», млн. руб.

 

Таким образом можно отметить, что в Волгоградской области осуществляются меры поддержки в областях животноводства, развития мелиоративного комплекса, рыбного хозяйства, растениеводства, технического и технологического развития. Как было сказано выше, результатом государственной поддержки является наращивание мощностей современной переработки продукции сельскохозяйственного производства, создание новых производств, увеличение объема валовой продукции.

Для оценки эффективности использования средств, выделенных на реализацию государственной программы, необходимо рассчитать ряд показателей.

Рассчитаем данные показатели для подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» в таблице, поскольку основой развития сельскохозяйственного производства является технико-технологическая модернизация, позволяющая увеличить объем и качество продукции сельского хозяйства, внедрять высокоэффективные технологии. Также стоит отметить, что на данную подпрограмму было выделено больше всего средств финансирования – 69% в 2023 г., 73% и 78% в 2022 и 2021 гг. соответственно.

Таблица.

Оценка эффективности реализации государственной подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» в 2023 году

Показатель

Значение

Оценка степени реализации мероприятий (СРм), %

100

Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат (ССуз), %

116,47

Оценка эффективности использования средств из всех источников финансирования (Эис)

0,86

Оценка степени достижения целей и решения задач подпрограмм (СРп/п)

1

Оценка эффективности реализации (ЭРп/п)

0,86

 

На основании показателей, рассчитанных по методике оценки эффективности государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, разработанной Минсельхозом РФ (далее – Методика), можно определить значение показателя эффективности реализации государственной программы в 2023 году, который рассчитывается в Методике по формуле:

где:

ЭРгп - эффективность реализации государственной программы;

СРгп - степень реализации государственной программы;

ЭРп/п - эффективность реализации подпрограммы;

kj - определяется по формуле: kj = Фj / Ф, где Фj объем фактических расходов из федерального бюджета на реализацию j-ой подпрограммы в отчетном году, Ф - объем фактических расходов из федерального бюджета на реализацию государственной программы.

Таким образом в 2023 году ЭРгп составил 95,17%, что говорит о высокой эффективности реализации государственной программы Волгоградской области «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

Из этого можно сделать вывод о том, что программа достигает поставленных целей (из 89 целевых показателей выполнено 82 по данным отчета о ходе реализации рассматриваемой государственной программы) и способствует развитию соответствующих сфер деятельности.

Несмотря на санкционное давление, которое поспособствовало существенным изменениям политической и экономической сферах, АПК региона работает стабильно и постепенно развивается. Высокие результаты были достигнуты благодаря вовлечению сельскохозяйственных земель в оборот, увеличению темпов развития мелиорации, модернизации техники и технологий, развитию животноводства, малых форм хозяйствования.

 

Список литературы:
1. Вестник АПК. URL: https://vestnikapk.ru/articles/portretregiona/vasiliy-ivanov-apk-volgogradskoy-oblasti-stal-nastoyashchim-drayverom-razvitiya/
2. Комитет сельского хозяйства Волгоградской области. URL: https://ksh.volgograd.ru/current-activity/plans/
3. Лысенко Е.Г., Водянников В.Т., Худякова Е.В. Экономика сельского хозяйства. - 2-е изд. - Лань, 2022. – С. 59-60.
4. Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://invest.economy.gov.ru/regional-investments/volgogradskaya-oblast