Статья:

ОСОБЕННОСТИ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Конференция: LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Ткачев Д.В. ОСОБЕННОСТИ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(52). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/7(52).pdf (дата обращения: 14.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Ткачев Денис Владимирович
Московская финансово-юридическая академия МФЮА, РФ, г. Москва

 

С точки зрения институционального взгляда на государство повышение эффективности его функционирования способно обеспечить развитие национальной экономики, поспособствовать экономическому росту.

В подтверждение данного тезиса стоит отметить работу Assane D. и Grammy A., где авторы в своей статье используют эмпирические данные для подтверждения положительного эффекта влияния качества институтов на экономическое развитие стран. Они пишут о том, что первостепенную роль в ускорении экономического роста страны играет качество функционирующих институтов ("good institutes"). Государство, как известно, является ключевым институтом в обществе и экономике.

В основу своей работы Assane D. и Grammy A. положили уравнение регрессии. Оно составлено на основе традиционной модели экономического роста Солоу, которая включает в себя такие переменные как физическое накопление капитала, рост рабочей силы и технический прогресс. Предложенная авторами модель включила в себя следующие переменные: накопление физического капитала (доля реальных инвестиций в объем производства), рост рабочей силы (темпы роста трудоспособного населения), накопление человеческого капитала (индекс человеческого развития), экономическую свободу (индекс социально-экономической свободы, предложенный Scully и Slottje в 1991 году), а также дополнительный показатель погрешности.

Кроме того, были использованы альтернативные показатели, к которым относятся институциональная эффективность (невзвешенная средняя 9 показателей деятельности правительства/государства) и институциональное качество (невзвешенная средняя 13 показателей деятельности правительства/государства). В ходе исследования были проанализированы данные 110 стран, среди которых 34 – более развитые и 76 – менее развитые.

Основным выводом стало то, что переменная «формирование человеческого капитала» оказывает наибольшее влияние на уровень дохода как в менее развитых, так и в более развитых странах. Говоря о степени важности других показателей, можно выстроить следующий порядок переменных: для менее развитых стран – рост рабочей силы - 2-е место, физическое накопление капитала – 3-е, институциональная система – 4-е и экономическая свобода – 5-е; для более развитых – физическое накопление капитала – 2-е, экономическая свобода – 3-е, институциональная система – 4-е и рост рабочей силы – 5-е.  Таким образом человеческий капитал способствует увеличению инвестиций в объем производства, то есть физическому накоплению капитала, являясь зависимым от экономической свободы и положительно влияя на институциональное качество. Кроме того, авторами отмечается, что в менее развитых странах, где темп роста населения трудоспособного возраста существенно выше, чем в более развитых (около 2,7 процента против 1,3 процента), рост рабочей силы значительно замедляет экономический рост в стране, уменьшая запасы капитала.

В заключении авторы предлагают способы обеспечить экономическое развитие. Во-первых, Assane D. и Grammy A. отмечают необходимость инвестиций в человеческий капитал за счет образования, повышения квалификации рабочих, переобучения, медицины и удовлетворения базовых потребностей человека в еде и безопасности. Отметим, что образование считается традиционной сферой ответственности государства. Развитие образования зависит от государственной политики, объема выделенных бюджетных средств, качества принимаемых управленческих решений в сфере образования. Эта одна из основных сфер влияния государства на фактор человеческого капитала, наряду с медициной, повышением квалификации, обеспечения продовольственной безопасности. Через эти сферы государство в состоянии влиять на развитие национальной экономики.

Во-вторых, инвестиции в производство в совокупности с технологическими усовершенствованиями приводят к «повышению производственного потенциала» [1] и росту сверхурочной работы для увеличения объема производства товаров и услуг, за счет функционирования системы поощрения в виде премий, надбавок, благодарственных писем. Несмотря на кажущуюся независимость от государства как института, именно оно формирует условия для технологического развития организаций, иных субъектов экономики.

Вместе с этим трудовое право создается и видоизменяется именно благодаря государству.

Опять видна роль государства в обеспечении экономического развития.

В-третьих, авторы приведенного выше исследования пишут о том, что населению должна предоставляться свобода участия в социальной, экономической и политической сферах при отсутствии принуждения или вмешательства со стороны третьих лиц, в том числе со стороны правительства [2]. Государство таким образом самостоятельно определяет политический режим в стране, варьируя степень свободы в политической, социальной и экономической сферах.

В-четвертых, необходима «институциональная поддержка для эффективного укрепления верховенства права, процедур и организаций, которые не посягают чрезмерно на стимулы для торговли, инвестиций и инноваций» [3]. Такая поддержка может оказываться только на системном уровне государством. Она включает в себя налоговые льготы, субсидии, нематериальные поощрения, совершенствование законодательства.

Таким образом, институт государства, как было выявлено эмпирически, играет важную роль в обеспечении развития экономики в стране. Выявленные факторы экономического роста могут быть усилены путем соответствующей государственной политики.

По этой причине важно учитывать процессы государственного управления, поскольку от них прямо или косвенно зависит функционирование экономической системы, ее способность быть эффективной, совершенствоваться. Воздействие и влияние со стороны государства должны быть в фокусе внимания при оценке факторов обеспечения развития национальной экономики, выработке и реализации экономических решений на уровне всей страны.

 

Список литературы:
1. Assane D., Grammy A. Institutional framework and economic development: international evidence // Applied Economics. – 2003. – V. 35. – №. 17,  p.1816;
2. Шаститко А. Е. и др. Государство и экономический рост //Журнал Экономика и математические методы (ЭММ). – 1996. – Т. 32. – №. 3;
3. Бабайцева И. К. Влияние новых технологий на роль государства в экономике //Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2010. – №. 5. – С. 9-13.
4. Гринберг Р. С. Состояние и перспективы экономики современной России. Осмысливая роль государства в экономике //Кондратьевские волны. – 2016. – №. 5. – С. 109-130.