Статья:

Применение концепции интегрированных маркетинговых коммуникаций в авиационной промышленности Российской Федерации

Конференция: XLII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Экономика

Выходные данные
Ахматова М.С., Ахматова Д.С. Применение концепции интегрированных маркетинговых коммуникаций в авиационной промышленности Российской Федерации // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(42). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/2(42).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Применение концепции интегрированных маркетинговых коммуникаций в авиационной промышленности Российской Федерации

Ахматова Малика-Софи Сафидиевна
студент, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), РФ, г. Москва
Ахматова Дженнет-Мари Сафидиевна
студент, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), РФ, г. Москва
Буланцева Любовь Васильевна
научный руководитель, ст. преп., Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), РФ, г. Москва

 

Сегодня перед предприятиями авиационной промышленности Российской Федерации стоит сложная задача – разработка и производство новой конкурентоспособной авиационной техники с использованием российских материалов и комплектующих для обеспечения возможности возвращения России в тройку лидеров мирового рынка производителей авиационной техники. Однако надо уметь не только создавать, но и продвигать продукцию на рынок, а это невозможно без использования стратегии маркетинговых коммуникаций. К сожалению, отечественные авиационные предприятия ее не имеют.

Неумелое ведение информационных войн, отсутствие налаженных механизмов донесения информации до потребителей мешают продукции отечественных авиационных предприятий побеждать в конкурентной борьбе и завоевывать новые рынки. Для решения данных проблем необходимо опираться на интегрированный подход к использованию маркетинговых коммуникаций – прямой традиционной рекламы и нетрадиционной, к которой относят PR; торговые выставки; прямые продажи; стимулирование сбыта и др.

Концепция интегрированных маркетинговых коммуникаций (IMC, ИМК) успешно применяется в различных европейских странах и в США с конца прошлого века. Зарубежные специалисты укрепились во мнении, что традиционная и нетрадиционная реклама без комплексного подхода не приносит желаемых результатов и только при интеграции их технологий и инструментов можно рассчитывать на успех при позиционировании продукции на рынке.

Сам термин «маркетинговые коммуникации» подразумевает комплекс содержания, носителей и способов передачи маркетинговой информации, позволяющей осуществлять информационные связи, контакты с помощью интегрированных маркетинговых коммуникаций или отдельных элементов их составляющих [1, с. 14].

ИМК являются не сложением самостоятельных традиционных составляющих, а единой многоканальной синхронизированной коммуникацией, где, объединившись в единой стратегии продвижения, они обеспечивают синергический эффект воздействия на сознание покупателя (потребителя), когда вся информация сливается в единый информационный массив, необходимый ему для принятия решения о покупке. Таким образом, интегрированные маркетинговые коммуникации – это комплексный, системный подход к использованию маркетинговых коммуникаций, синтезирующий различные инструменты, технологии и принципы управления коммуникативными процессами и на этой основе позволяющий обеспечить лояльность потребителей, укрепить позиции на рынке, извлечь максимальную экономическую и социальную выгоду хозяйствующему субъекту из имеющихся у него ресурсов.

Эффективность применения ИМК в сфере российской авиационной промышленности можно рассмотреть и на практике. Одной из первых инноваций стало создание мультимедийного интерактивного выставочного комплекса (ИВК), который был представлен на выставке DEFEXPO в Дели, а также использован на EUROSATORY во Франции [1, с. 56].

Данное нововведение позволило сократить издержки на перевозку натурных образцов боевой техники. Ранее стенды российских производителей особым успехом не пользовались и проигрывали иностранным конкурентам, которые всегда удивляли публику и привлекали общественное внимание. В результате участие российских предприятий являлось нерентабельным, заказов было мало, а уважаемые зарубежные издания, такие как британское Jane’s Defence, допускали грубые ошибки в описании технических характеристик российской авиационной продукции из-за того, что статьи не прошли корректуру производителя продукции, так как национальный маркетинговый отдел данным аспектом не занимался.

Как следствие, учитывая данные обстоятельства и осознавая существующий уровень конкуренции на рынке мировой авиационной промышленности, отечественным предприятиям необходимо развивать пути совершенствования маркетинговой политики посредством применения ИМК.

Однако, в настоящее время Россия не справляется на должном уровне ни с одним аспектом рекламной деятельности в области вооружения и военной техники. Отечественные предприятия продолжают разрабатывать и выпускать бронетехнику с хорошим соотношением стоимость – эффективность, но на этом поле появились новые игроки в лице Китая, Украины, Индии, Польши. Производя менее качественные аналоги российской техники, наши конкуренты тратят гораздо больше усилий на рекламную и переговорную деятельность, чем мы. При этом конкуренты не стесняются объявлять российское вооружение низкокачественным. В результате, из-за отсутствия налаженных механизмов донесения информации до потребителей в лице заинтересованных министерств и ведомств других стран, Россия зачастую упускает новые рынки сбыта и сдает позиции в традиционных регионах. И это не значит, что мы производим технику хуже, это значит, что мы очень быстро проигрываем информационную войну, причем не только в мире, но и в России. Так же неуверенно и часто незаметно выглядим мы и на мировых показательных выступлениях – выставках [2].

Таким образом, для достижения эффективного воздействия на потребителя необходимо оптимально скоор­динировать все инструменты ИМК (IMC) в рамках единой стратегии, когда ни один из них не противоречит другим, а оказывает более сильное воздействие на аудиторию в сочетании с другими. В связи с этим стратегия ИМК предполагает формирование оптимальной коммуникационной смеси, то есть выбор наиболее эффективных структурных элементов, а также их инструментов и технологий [1, с. 58].

К основным факторам, определяющим оптимальную структу­ру коммуникационной смеси, можно отнести:

1.  специфика деятельности предприятия и маркетинговые цели компа­нии;

2.  тип товара и этап его жизненного цикла;

3.  состояние рынка и действия основных конкурентов;

4.  характеристики целевой аудитории;

5.  коммуникационные особенности конкретных маркетин­говых коммуникаций;

6.  финансовые возможности компании.

С учетом специфики деятельности предприятий, производящих авиационную технику, активности конкурентов и возможности использования только части составляющих маркетинговых коммуникаций, из-за особенности продукции, предлагается следующая типовая комбинация коммуникационной смеси:

1.  прямые продажи (презентация продукции на переговорах с использованием новых информационных технологий; буклеты, макеты и др.);

2.  международные торговые выставки (креативное представление продукции экспонента с использованием информационно-коммуникационных технологий – оригинальные спецэффекты; достопримечательности – реальные модели с показом в действии, демонстрационные полеты; участие в выставочных мероприятиях – конференциях, пресс-конференциях, круглых столах, встречах с журналистами; рекламные материалы; переговоры и др.)

3.  PR (фото-, видео- и аудиоматериалы, статьи для СМИ, специально организованные мероприятия для представителей различных целевых групп; спонсорство и благотворительность; информационные материалы для финансовых экспертов и акционеров, для лоббирования интересов предприятий отрасли в органах государственной власти; сайт компании).

Такой состав коммуникационной смеси и креативный подход к использованию инструментов и технологий ее составляющих, создадут мотивацию к приобретению российской авиационной техники различными странами и обеспечат лояльность потребителей на длительную перспективу. Российское конструкторское искусство должно дополнится искусством PR, а инструменты и PR – технологии конкурентов должны изучаться также тщательно, как и военная мощь противника.

Таким образом, применение ИМК позволяет достичь эффекта синергии за счет согласованного использования всех средств маркетинговых коммуникаций и, как следствие, экономической эффективности в виде возврата вложенных инвестиций.

 

Список литературы:
1. Буланцева Л.В. Организация рекламы и связи с общественностью. Современные подходы для предприятия авиационной промышленности. – М.: Издательство «Доброе слово», 2015 – 288 с., илл.
2. Рекламно-выставочная деятельность российских предприятий на рынке вооружения и военной техники. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. –URL: http://xn----7sbabjpca5csosnimd6f.xn--p1ai/article/75-reklamno-vistovochnaya-deyatelnost (Дата обращения 30.01.2017).