СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №29(252)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №29(252)
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Основной целью любого государства, позиционирующего себя как социальное, является обеспечение на основе экономического роста адекватного уровня и качества жизни населения.
Большая роль в этом процессе возложена на муниципальные образования. Перед ними стоит важнейшая задача по созданию, обеспечению функционирования и совершенствованию эффективной системы социальной защиты, которая в свою очередь прямо и косвенно будет способствовать повышению качества жизни наиболее незащищенных слоев населения (неблагополучных семей, отдельных граждан). Основой такой системы является поиск проблем и недостатков уже существующей системы.
На основании ст. 1 федерального закона №473-ФЗ от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи», под государственной социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров [2].
Система социальной поддержки и социальной защиты населения на муниципальном уровне представляет собой осуществляемый муниципальными властями комплекс действий, направленный на обеспечение мер социальной поддержки и социальной защиты социально незащищенных слоев населения.
На уровне муниципального образования меры социальной поддержки населения реализуются в форме социальной политики.
Социальная политика муниципального образования включает в себя ряд элементов:
- систему социального обеспечения;
- систему социальной помощи;
- систему социальной поддержки;
- систему социального обслуживания;
- систему социальной работы.
В общем виде система социальной защиты и поддержки на уровне муниципального образования представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Система социальной защиты и социальной поддержки на уровне муниципального образования
В муниципальном образовании город Новый Уренгой (далее – МО г. Новый Уренгой) функции по организации и функционирования системы социальной защиты населения возложены на Администрацию города и на ее профильное управление – Управление по труду и социальной защите населения Администрации г. Новый Уренгой (далее – Управление).
На рисунке 2 представлена организационная структура Управления.
Рисунок 2. Организационная структура Управления по труду и социальной защите населения Администрации г. Новый Уренгой
Задачами Управления являются:
- создание необходимых условий для реализации прав граждан в сфере социальной защиты населения, обеспечение развития системы социальной защиты населения в муниципальном образовании;
- повышение уровня и качества социальной защиты населения муниципального образования;
- участие в реализации государственной политики в сферах социальной защиты населения, управления охраной труда;
- обеспечение исполнения на территории муниципального образования переданных отдельных государственных полномочий в сферах социальной поддержки населения и управления охраной труда;
- обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления в сфере создания условий для оказания медицинской помощи населению [1].
Расходы на социальную сферу в бюджете муниципального образования составляют свыше 60%, что говорит о том, что бюджет города является социально-направленным (рисунок 3).
Рисунок 3. Структура доходной и расходной частей бюджета МО г. Новый Уренгой за 2022 г., %
Основная задача системы социальной защиты и социальной поддержки населения МО г. Новый Уренгой состоит в предоставлении гражданам, в случаях, предусмотренных законодательством, помощи компенсационного характера как в натуральной, так и денежной форме, а также в форме услуг.
Формы социальной защиты населения на уровне муниципальных образований включают в себя индивидуальную ответственность работодателей, социальное страхование, адресную социальную помощь, социальное обеспечение со стороны государства и муниципалитета и так далее.
В таблице 1 представлена динамика получателей мер социальной поддержки.
Таблица 1.
Численность льготных категорий граждан, состоящих на учете в Управлении по труду и социальной защите населения Администрации г. Новый Уренгой в 2020-2022 гг., чел. [1]
Категории |
2020 |
2021 |
2022 |
Прирост, % |
|
2021 к 2020 |
2022 к 2021 |
||||
Ветераны ВОВ, РА, бывшие н/л узники |
38 |
31 |
27 |
-18,42 |
-12,9 |
Репрессированные и пострадавшие |
141 |
139 |
134 |
-1,42 |
-3,60 |
Инвалиды и дети–инвалиды |
2549 |
2659 |
2689 |
4,32 |
1,13 |
Чернобыльцы |
161 |
155 |
147 |
-3,73 |
-5,16 |
Ветераны труда и ЯНАО |
25685 |
26776 |
27970 |
4,25 |
4,46 |
Получатели пособия «ямальская пенсия» |
15594 |
15520 |
15924 |
-0,47 |
2,60 |
Многодетные семьи |
2297 |
2522 |
2754 |
9,80 |
9,20 |
Малоимущие семьи и граждане |
2823 |
2264 |
2411 |
-19,80 |
6,49 |
Получатели государственных пособий на детей |
3355 |
3419 |
2600 |
1,91 |
-23,95 |
Получатели региональной доплаты к пенсии |
1190 |
1189 |
1458 |
-0,08 |
22,62 |
Прочие льготные категории |
4285 |
4112 |
3314 |
-4,04 |
-19,41 |
ВСЕГО: |
58118 |
58786 |
59428 |
1,15 |
1,09 |
Как видно из таблицы 2 общее количество получателей мер социальной поддержки увеличилось на 1,09% в 2022 году.
Можно отметить, что данная система подверглась серьезным вызовам в результате пандемии коронавирусной инфекции и ее последствий, а также беспрецедентных санкций, которые были введены в отношении России. Однако система адаптировалась, функционирует и обеспечивает малозащищенным слоям населения приемлемый уровень жизни.