Статья:

АНАЛИЗ ПОДГОТОВКИ К БЕЗОПАСНОМУ ПРОХОЖДЕНИЮ ВЕСЕННЕГО ПОЛОВОДЬЯ И ДОЖДЕВЫХ ПАВОДКОВ. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(255)

Рубрика: Безопасность жизнедеятельности

Выходные данные
Еремкина Е.В. АНАЛИЗ ПОДГОТОВКИ К БЕЗОПАСНОМУ ПРОХОЖДЕНИЮ ВЕСЕННЕГО ПОЛОВОДЬЯ И ДОЖДЕВЫХ ПАВОДКОВ. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 32(255). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/255/130874 (дата обращения: 26.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АНАЛИЗ ПОДГОТОВКИ К БЕЗОПАСНОМУ ПРОХОЖДЕНИЮ ВЕСЕННЕГО ПОЛОВОДЬЯ И ДОЖДЕВЫХ ПАВОДКОВ. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ

Еремкина Елена Владимировна
студент института безопасности жизнедеятельности, Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России им. Героя Российской Федерации генерала армии Е. Н. Зиничева, РФ, г. Москва

 

ANALYSIS OF PREPARATION FOR THE SAFE PASSAGE OF SPRING  FLOODS AND RAIN FLOODS.  PROBLEMATIC ISSUES, SOLUTIONS

 

Elena Eremkina

Student of the Institute of Life Safety, Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia, Russia, Moscow

 

Аннотация. В представленной работе анализируется подготовка к безопасному прохождению весеннего половодья и дождевых паводков на территории субъекта Российской Федерации центрального федерального округа, составлен перечень необходимых нормативных документов, раскрыта руководящая роль каждого из них. Показана роль своевременного принятия управленческих решений в рамках профилактики и предупреждении чрезвычайных ситуаций и недопущения их дальнейшего распространения. Рассмотрен ряд проблемных вопросов, предложены пути их решения.

Abstract. In the presented work, the preparation for the safe passage of spring floods and rain floods in the territory of subject of the Russian Federation of the central Federal District is analyzed, f list of necessary regulatory documents is compiled, the leading role of each of them is disclosed. The role of timely management decission-making in the prevention and prevention of emergencies and prevention of their further spread is shown. A number of problematic issues are considered, ways to solve them are proposed.

 

Ключевые слова: чрезвычайная ситуация, паводок (половодье), подготовка (профилактика).

Keywords: emergency, flood, preparation, prevention.

 

Введение. Протяженность территории Российской Федерации с востока на запад составляет более 10000 км, с севера на юг — более 4000 км. Соответственно и климатические условия совершенно разные — от бескрайнего севера до жаркого юга, страдающего от регулярных дождевых осадков дальнего Востока до относительно спокойного запада. На всех этих территориях есть сезонные явления, вызванные повышением уровня рек в период весеннего половодья и дождевых паводков. Своевременная и качественная подготовка позволяет в значительной мере снизить последствия данных явлений [3, с. 13].

Основная часть. Период таяния снежного покрова, раскрытия рек от льда и, следовательно, начала весеннего половодья на территории центрального федерального округа приходится на март — май календарного года.

Подготовка к данному периоду начинается заблаговременно - в октябре предшествующего года.

Основным документов, регламентирующим подготовку субъекта является «План подготовки проведения противопаводковых и противополоводных мероприятий на территории субъекта Российской Федерации», который утвержденная постановлением (распоряжением) изданным руководством субъекта (руководителем или правительством) [1, с. 2].

Главным управлением МЧС России по субъекту разрабатывается План мероприятий по смягчению рисков и реагированию на ЧС в период прохождения весеннего половодья на территории на территории субъекта в паводкоопасном периоде, в котором определяются и уточняются силы и средства функциональной и территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для выполнения задач по предназначению (далее - РСЧС).

В целях оперативного реагирования на складывающиеся угрозы на базе Главного управления организуется работа межведомственной рабочей группы по контролю за проведением безаварийного пропуска весеннего половодья на территории субъекта.

В рамках выполнения плана основных мероприятий Главного управления, а также в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению готовности органов управления, сил и средств функциональных и территориальных подсистем РСЧС готовности сил и средств к действиям по предназначению в паводкоопасный период и пожароопасный сезон, которые утверждаются МЧС России ежегодно, в феврале-марте во всех муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации межведомственной рабочей группой, в состав которой входят Министерство экологии и природопользования, Ростехнадзор и другие заинтересованные ведомства проводится проверка готовности сил и средств к действиям по предназначению в паводкоопасный период.

По результатам данной проверки будет проводится анализ и составляется Акт готовности сил и средств функциональных и территориальных подсистем РСЧС к защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в паводкоопасный период.

Межведомственной рабочей группы по регулированию режимов работы водохранилищ, расположенных на территории субъекта, проводится совещание для принятия коллегиального решения о необходимости предполоводной сработки водохранилищ региона.

В случае выпадения обильных осадков и возможного переполнения водохранилищ, с последующей угрозой подтопления территорий в нижнем бьефе, сбор участников Рабочей группы осуществляется в экстренном порядке, для последующего контроля по регулированию режимов работы водохранилищ региона.

Провидится тактико-специальное учения с органами управления РСЧС по ликвидации последствий весеннего половодья на территории муниципального образования субъекта и выездное заседание КЧС и ОПБ с участием руководителей муниципальных образований, традиционно подвергаемых подтоплению.

Организуется информирование населения через средства массовой информации.

В интересах безопасного проживания населения субъекта в паводкоопасный период организуется взаимодействие, а именно:

- с субъектами Российской Федерации, имеющих общую границу.

- с Росгидромет по мониторингу паводкоопасной ситуации и ежесуточного информирования ОДС ЦУКС и ЕДДС муниципальных образований;

- проведение космической съемки паводкоопасных участков. В дальнейшем, с их помощью, будет производиться мониторинг паводковой обстановки;

- применение беспилотной авиации для мониторинга обстановки на наиболее паводкоопасных участках.

В ходе многолетних наблюдений и анализа прошлых лет при подтоплении (затоплении) территории показал, что основными причинами подтопления стало захламление сточных канав и водопропускных устройств, недостаточная пропускная способность и неподготовленность дренажных систем водоотведения, зарастание кустарниковой растительностью и заиление русла рек в местах расположение дачных участков территорий СНТ и домовладений частных собственников на пониженном рельефе местности и в пойменных долинах рек. Устранение проблемных вопросов существенно облегчит прохождение паводкоопасного периода.

Вместе с тем существуют и более глубокие проблемы, ряд из них требует непосредственного изменения в законодательство Российской Федерации.

К примеру в настоящее время при планировании регистрации нового СНТ не учитываются нормы основного нормативного документа - свода правил СП 104.13330.2016 Инженерная защита территории от затопления и подтопления [7, с. 3]. Область применения документа распространяется на проектирование систем, объектов и сооружений инженерной защиты от затопления и подтопления территорий населенных пунктов, промышленных, транспортных и т. д., но СНТ в данной области не упоминается, соответственно и не распространяется на него, а значит не обязательно к выполнению. Необходимость внесения изменений и обязанность организаций учитывать данный документ существенно снизит риск затопления (подтопления) территорий СНТ в будущем. Дополнительным стимулом регулирования может выступить и введение дополнительной статьи в Кодекс административных правонарушений Российской Федерации.

Протяженность дорог в России составляет более 1500000 километров, все они имеют различные уровни значения.

Однако до сих пор проблемным вопросом остается принадлежность дорог как внутри СНТ, так и дорог, примыкающих к СНТ, в результате чего мы сходимся к тому, что отсутствует окончательный собственник дороги, что затрудняет его будущий ремонт, а также восстановление в случае размыва. В случае внесения в законодательство по СНТ об обязанности содержания примыкающей к СНТ дороги (к примеру, не более 30 метров), возможно разграничить права и обязанности субъектов в лице муниципального образования и СНТ и в будущем навсегда исключить конечного ответственного лица за содержание данной дороги.

К проблемной теме дорог относится не только вышеуказанный факт, а также регулярные переливы через дороги, в том числе федеральные, вышедших из берегов рек.

В данной случае считаю целесообразным установку металлических труб большого диаметра в непосредственной насыпи дорог или прокладка дорог на бетонные конструкции для свободного течения излишков воды.

 

Выводы. Тема прохождения паводкоопасного периода контролируется ежегодно на федеральном уровне, ведь ежегодно паводку подвергаются несколько тысяч граждан нашей страны.

Существующий комплекс мероприятий, представленный в данной работе, позволяет существенно снизить риск подтопления (подтопления), уменьшить финансовый ущерб и спрогнозировать участки подъема воды с вероятностью более 90%. Внесение изменений в законодательство Российской Федерации позволит улучшить и облегчить проводимую ежегодную работу, а также обезопасить больше наших граждан от негативного воздействия.

 

Список литературы:
1. О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 №794 // Российская газета. - 2003. - 31 декабря. - с. 20.
2. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. - М.: Правительство Московской области, 2015. - 360 с.
3. Вишняков, Я.Д. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие / Я.Д. Вишняков. - М.: Академия, 2019. - 256 с.
4. Мастрюков, Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях в природо-техногенной сфере. Прогнозирование последствий / Б.С. Мастрюков. - М.: Academia, 2016. - 368 с.
5. Методические рекомендации по организации подготовки и сопровождения паводкоопасного периода на территории субъекта Российской Федерации. - М.: МЧС России, 2023. - 56 с.
6. Организационно-методические указания по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2023 год. - МЧС России, 2022. - 44 с.
7. СП 104.13330.2016. Свод правил. Инженерная защита территории от затопления и подтопления: актуализированная редакция СНиП 2.06.15-85: утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.12.2016 №964/пр: введен 17.06.2017. - Москва: АО «НИЦ «Строительство», 2017. - 30 с.