МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ДОСУГА, КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В г. НОВЫЙ УРЕНГОЙ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(255)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(255)
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ДОСУГА, КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В г. НОВЫЙ УРЕНГОЙ
В современных условиях сфера досуга, культуры и спорта составляет одну из ключевых целей государственной политики в формировании и осуществлении здорового образа жизни, повышения духовно-нравственного уровня населения.
Важным при этом становится определение направлений совершенствования системы управления этими сферами, для достижения наиболее высокого социального эффекта, которое возможно только в тесном взаимодействии органов власти как на государственном, так и на муниципальном уровне.
Главная задачи при управлении сферой досуга, культуры и спорта – это регулирование на более обоснованном уровне, чему должна способствовать выработка объективных критериев, которые должны определять объемы финансирования отрасли не только на уровне регионального или муниципального бюджета, но и на уровне отдельного объекта.
Основной проблемой в этих сферах можно назвать несоответствие запросов населения и возможностей их удовлетворения муниципальными учреждениями.
В статье проведено исследование управление сферой досуга, культуры и спорта в городе Новый Уренгой. Департамент культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта (далее – Департамент) является органом Администрации города Новый Уренгой, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции на территории муниципального образования город Новый Уренгой в сферах:
- социальной защиты населения, управления охраной труда;
- создания условий для оказания медицинской помощи населению;
- культуры;
- физической культуры и спорта;
- молодежной политики;
- оказания поддержки добровольчеству (волонтерству).
На рисунке 1 представлена структура Департамента.
Рисунок 1. Структура Департамента культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта [2]
Досуговая, культурная и спортивная сферы уже давно вышли за пределы традиционной клубной практики и культурно-массовой работы. Ее характеризуют: всплеск самоуправляемых общественных инициатив в виде фондов, ассоциаций, движений, формальных и неформальных любительских объединений; широкий спектр развлечений, предоставляемый досуговой индустрией.
Особенность современной ситуации - развитие любительского движения.
Управлениями, подведомственными Департаменту проводится большое количество мероприятий досуговой, культурной и спортивной направленности. В таблице 1 представлен анализ основных результатов деятельности органов власти в этих сферах.
Таблица 1.
Динамика ключевых показателей развития культурно- досуговой сферы МО г. Новый Уренгой за 2020-2022 гг. [1]
Показатель |
2020 |
2021 |
2022 |
Отклонение, % |
|
2021 к 2020 |
2022 к 2021 |
||||
Культурно-досуговая деятельность |
|||||
Количество культурно-досуговых мероприятий, ед. (с учетом киносеансов) |
999 |
2664 |
2423 |
266,67 |
90,95 |
Численность посетителей культурно-досуговых мероприятий, чел. (с учетом киносеансов) |
188166 |
474163 |
665331 |
251,99 |
140,32 |
Клубные формирования |
|||||
Численность участников клубных формирований, чел. |
1382 |
1421 |
1360 |
102,82 |
95,71 |
Численность участников фестивалей и конкурсов различного уровня, чел. |
1126 |
1134 |
1052 |
100,71 |
92,77 |
в т. ч. победители и призеры, чел. |
605 |
901 |
920 |
148,93 |
102,11 |
Библиотечное обслуживание |
|||||
Численность зарегистрированных пользователей в общедоступных библиотеках, чел. |
40840 |
51092 |
103663 |
125,10 |
202,89 |
в т. ч. детей, чел. |
15828 |
20761 |
22108 |
131,17 |
106,49 |
Количество посещений библиотек, ед. |
202136 |
254096 |
348463 |
125,71 |
137,14 |
Книговыдача, ед. |
571832 |
798522 |
877101 |
139,64 |
109,84 |
Музейно-выставочная деятельность |
|||||
Посещение выставок, чел. |
30611 |
126267 |
128238 |
412,49 |
101,56 |
Посещение виртуальных выставок, чел. |
25409 |
41268 |
21886 |
162,41 |
53,03 |
Количество экспонатов совокупного фонда музея, ед. хранения |
3220 |
3229 |
3292 |
100,28 |
101,95 |
Физическая культура и массовый спорт |
|||||
Количество спортивных сооружений, ед. |
309 |
321 |
331 |
103,88 |
103,12 |
Численность занимающихся физической культурой и спортом, чел. |
70960 |
71640 |
72420 |
100,96 |
101,09 |
Количество спортивных мероприятий, ед. |
528 |
998 |
1028 |
189,02 |
103,01 |
Численность участников спортивных мероприятий, чел. |
31543 |
46329 |
54357 |
146,88 |
117,33 |
Волонтерская деятельность (добровольчество) |
|||||
Количество организаций, ед. |
49 |
52 |
54 |
106,12 |
103,85 |
Количество участников, чел. |
2195 |
2541 |
2656 |
115,76 |
104,53 |
Как видно, за исследуемый период времени произошел рост практически всех показателей культурно-досуговой и спортивной деятельности. Сократилась посещаемость виртуальных выставок, численность участников клубных формирований. Произошло также снижение количества культурно-досуговых мероприятий.
Показателями эффективности реализации муниципальной политики в сфере досуга, культуры и спорта является выполнение установленных нормативов (таблица 2).
Таблица 2.
Анализ выполнения установленных нормативов в культурно-досуговой и спортивной сфере в МО г. Новый Уренгой за 2020-2022 гг.
Показатели |
Единица измерения |
Отчетный период |
||
2020 |
2021 |
2022 |
||
Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры от нормативной потребности: |
|
|
|
|
клубами и учреждениями клубного типа |
процентов |
500,00 |
500,00 |
500,00 |
библиотеками |
процентов |
66,67 |
66,67 |
75,00 |
парками культуры и отдыха |
процентов |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом |
процентов |
62,84 |
63,25 |
63,56 |
Доля обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом в общей численности обучающихся |
процентов |
97,34 |
97,72 |
98,65 |
Как видно из проведенного анализа, только по учреждениям культуры норматив перевыполнен. По остальным плановые показатели достигнуты не были.
В 2022 году проводилась независимая оценка качества условий оказания услуг Общественным советом при департаменте культуры Ямало-Ненецкого автономного округа в отношении досуговых учреждений культуры. Результаты независимой оценки представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Результаты независимой оценки качества условий оказания услуг муниципальными организациями в сфере культуры в МО г. Новый Уренгой за 2020-2022 гг., в баллах [1]
Как видно, уровень качества в 2022 году вырос и составил 99,24 балла.
Несмотря на проводимую органами муниципальной власти г. Новый Уренгой политики в сфере досуга, культуры и спорта остается ряд проблем, требующих решения, такие как, например, недостаточная обеспеченность объектами, а также пассивность участия населения в проводимых мероприятиях.
Таким образом, сфера организации культурно-досуговой и спортивной деятельности органами местного самоуправления в МО г. Новый Уренгой постоянно развивается. К 2025 году планируется построить 11 новых объектов культурно-досуговой и спортивной сферы, которые повысят удовлетворенность населения.