Статья:

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ДОСУГА, КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В г. НОВЫЙ УРЕНГОЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(255)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Зигангирова Д.Р. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ДОСУГА, КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В г. НОВЫЙ УРЕНГОЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 32(255). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/255/130981 (дата обращения: 06.10.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ДОСУГА, КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В г. НОВЫЙ УРЕНГОЙ

Зигангирова Диана Ринатовна
магистрант, Южно-Уральский технологический университет, РФ, г. Челябинск

 

В современных условиях сфера досуга, культуры и спорта составляет одну из ключевых целей государственной политики в формировании и осуществлении здорового образа жизни, повышения духовно-нравственного уровня населения.

Важным при этом становится определение направлений совершенствования системы управления этими сферами, для достижения наиболее высокого социального эффекта, которое возможно только в тесном взаимодействии органов власти как на государственном, так и на муниципальном уровне.

Главная задачи при управлении сферой досуга, культуры и спорта – это регулирование на более обоснованном уровне, чему должна способствовать выработка объективных критериев, которые должны определять объемы финансирования отрасли не только на уровне регионального или муниципального бюджета, но и на уровне отдельного объекта.

Основной проблемой в этих сферах можно назвать несоответствие   запросов населения и возможностей их удовлетворения муниципальными учреждениями.

В статье проведено исследование управление сферой досуга, культуры и спорта в городе Новый Уренгой. Департамент культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта (далее – Департамент) является органом Администрации города Новый Уренгой, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции на территории муниципального образования город Новый Уренгой в сферах:

  • социальной защиты населения, управления охраной труда;
  • создания условий для оказания медицинской помощи населению;
  • культуры;
  • физической культуры и спорта;
  • молодежной политики;
  • оказания поддержки добровольчеству (волонтерству).

На рисунке 1 представлена структура Департамента.

 

Рисунок 1. Структура Департамента культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта [2]

 

Досуговая, культурная и спортивная сферы уже давно вышли за пределы традиционной клубной практики и культурно-массовой работы. Ее характеризуют: всплеск самоуправляемых общественных инициатив в виде фондов, ассоциаций, движений, формальных и неформальных любительских объединений; широкий спектр развлечений, предоставляемый досуговой индустрией.

Особенность современной ситуации - развитие любительского движения.

Управлениями, подведомственными Департаменту проводится большое количество мероприятий досуговой, культурной и спортивной направленности. В таблице 1 представлен анализ основных результатов деятельности органов власти в этих сферах.

Таблица 1.

Динамика ключевых показателей развития культурно- досуговой сферы МО г. Новый Уренгой за 2020-2022 гг. [1]

Показатель

2020

2021

2022

Отклонение, %

2021 к 2020

2022 к 2021

Культурно-досуговая деятельность

Количество культурно-досуговых мероприятий, ед. (с учетом киносеансов)

999

2664

2423

266,67

90,95

Численность посетителей культурно-досуговых мероприятий, чел. (с учетом киносеансов)

188166

474163

665331

251,99

140,32

Клубные формирования

Численность участников клубных формирований, чел.

1382

1421

1360

102,82

95,71

Численность участников фестивалей и конкурсов различного уровня, чел.

1126

1134

1052

100,71

92,77

в т. ч. победители и призеры, чел.

605

901

920

148,93

102,11

Библиотечное обслуживание

Численность зарегистрированных пользователей в общедоступных библиотеках, чел.

40840

51092

103663

125,10

202,89

в т. ч. детей, чел.

15828

20761

22108

131,17

106,49

Количество посещений библиотек, ед.

202136

254096

348463

125,71

137,14

Книговыдача, ед.

571832

798522

877101

139,64

109,84

Музейно-выставочная деятельность

Посещение выставок, чел.

30611

126267

128238

412,49

101,56

Посещение виртуальных выставок, чел.

25409

41268

21886

162,41

53,03

Количество экспонатов совокупного фонда музея, ед. хранения

3220

3229

3292

100,28

101,95

Физическая культура и массовый спорт

Количество спортивных сооружений, ед.

309

321

331

103,88

103,12

Численность занимающихся физической культурой и спортом, чел.

70960

71640

72420

100,96

101,09

Количество спортивных мероприятий, ед.

528

998

1028

189,02

103,01

Численность участников спортивных мероприятий, чел.

31543

46329

54357

146,88

117,33

Волонтерская деятельность (добровольчество)

Количество организаций, ед.

49

52

54

106,12

103,85

Количество участников, чел.

2195

2541

2656

115,76

104,53

 

Как видно, за исследуемый период времени произошел рост практически всех показателей культурно-досуговой и спортивной деятельности. Сократилась посещаемость виртуальных выставок, численность участников клубных формирований. Произошло также снижение количества культурно-досуговых мероприятий.

Показателями эффективности реализации муниципальной политики в сфере досуга, культуры и спорта является выполнение установленных нормативов (таблица 2).

Таблица 2.

Анализ выполнения установленных нормативов в культурно-досуговой и спортивной сфере в МО г. Новый Уренгой за 2020-2022 гг.

Показатели

Единица измерения

Отчетный период

2020

2021

2022

Уровень фактической обеспеченности учреждениями культуры от нормативной потребности:

 

 

 

 

клубами и учреждениями клубного типа

процентов

500,00

500,00

500,00

библиотеками

процентов

66,67

66,67

75,00

парками культуры и отдыха

процентов

0,00

0,00

0,00

Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом

процентов

62,84

63,25

63,56

Доля обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом в общей численности обучающихся

процентов

97,34

97,72

98,65

 

Как видно из проведенного анализа, только по учреждениям культуры норматив перевыполнен. По остальным плановые показатели достигнуты не были.

В 2022 году проводилась независимая оценка   качества   условий   оказания   услуг Общественным советом при департаменте культуры Ямало-Ненецкого автономного округа в отношении досуговых учреждений культуры. Результаты независимой оценки представлены на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Результаты независимой оценки качества условий оказания услуг муниципальными организациями в сфере культуры  в МО г. Новый Уренгой за 2020-2022 гг., в баллах [1]

 

Как видно, уровень качества в 2022 году вырос и составил 99,24 балла.

Несмотря на проводимую органами муниципальной власти г. Новый Уренгой политики в сфере досуга, культуры и спорта остается ряд проблем, требующих решения, такие как, например, недостаточная обеспеченность объектами, а также пассивность участия населения в проводимых мероприятиях.

Таким образом, сфера организации культурно-досуговой и спортивной деятельности органами местного самоуправления в МО г. Новый Уренгой постоянно развивается. К 2025 году планируется построить 11 новых объектов культурно-досуговой и спортивной сферы, которые повысят удовлетворенность населения.

 

Список литературы:
1. Муниципальные программы / Официальный Администрации г. Новый Уренгой // Электрон. текст. дан. – Режим доступа: https://nur.yanao.ru/about/a8100/. (дата обращения: 22.09.2023).
2. Подведомственные учреждения / Официальный сайт Департамента культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта Администрации г. Новый Уренгой // Электрон. текст. дан. – Режим доступа: https://dspnur.yanao.ru/about/structure/ (дата обращения: 25.09.2023).