Статья:

ПРЕДПОСЫЛКИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конференция: LXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Гунько К.В. ПРЕДПОСЫЛКИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(61). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/4(61).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 6 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРЕДПОСЫЛКИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гунько Каролина Витальевна
магистрант, Мариупольский государственный университет имени А.И. Куинджи, РФ, г. Мариуполь
Макогон Юрий Владимирович
научный руководитель,

 

Решение социально-экономических проблем является основой деятельности любого государства и составной частью глобальных проблем человечества. Важное стратегическое направление всех стран мира - субъекты малого и среднего бизнеса, готовые взять на себя решение социальных проблем. И одним из приоритетных направлений сегодня становится синтез государственного и частного секторов - социальное предпринимательство (далее СП), что обусловливает актуальность исследования.

Вопросам социального предпринимательства посвящено множество работ российских ученых: Сафаров С. М., Макаревич А.Н., Жохова В.В. Мухин А.В., Сазонова Т.Ю., Козлова О.А., Копылова Ю.В., Антонов А.А. и др.

Целью статьи является анализ предпосылок и факторов развития социального предпринимательства в Российской Федерации.

Задачи исследования:

  • изучить исторический аспект развития социального предпринимательства в РФ;
  • проанализировать основные показатели, характеризующие развитие социального предпринимательства;
  • определить факторы влияния на социальное предпринимательство.

Современная история развития социального предпринимательства, как явления экономики, насчитывает около 50 лет. Зародившись в США, СП появилось почти одновременно в разных точках мира с разными экономическими и социальными условиями [3].

В России первыми социальноориентированными организациями можно считать общественные организации инвалидов, зародившиеся в 90-х гг. Их деятельность была направлена на защиту прав инвалидов, улучшение их трудовой и социальное жизни, профессиональное обучение и содействие в трудоустройстве. В 2003 г. в рамках международного проекта «Социальная работа: к лучшему управлению» при Институте дополнительного образования Новосибирского государственного технического университета был создан Центр социального предпринимательства (ЦСП). На начальном этапе своего развития он существовал в качестве предприятия социально-предпринимательского типа. Платное обучение создавало необходимое сочетание социальных и коммерческих задач. На протяжении последующих лет был реализован целый ряд проектов, программ и конкурсов в области социального предпринимательства [2].

С 2012 г. Минэкономразвития России совместно с субъектами Российской Федерации реализует мероприятия по поддержке субъектов МСП, осуществляющих деятельность в области социального предпринимательства через создание центров инноваций социальной сферы [4].

На законодательном уровне в Российской Федерации понятия «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие» были утверждены Федеральным законом № 245-ФЗ в 2019 г.:

  1. Социальное предпринимательство - предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества.
  2. Социальное предприятие - это субъект малого или среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность в сфере социального предпринимательства [7].

Реестр социальных предпринимателей впервые был составлен в августе 2020 г.

Проанализируем показатели развития малого и среднего предпринимательства, в т.ч. социального предпринимательства, в Российской Федерации за 2017-2022 гг. (табл.).

Таблица

Показатели, характеризующие динамику развития малого и среднего предпринимательства, в т.ч. социального предпринимательства, в Российской Федерации за 2017-2021 гг. [5; 6]

Показатели

2017

2018

2019

2020

2021

CAGR (среднегодовой темп роста), %

Количество

индивидуальных

предпринимателей, ед.

3 048 986

3 221 706

3 325 807

3 388 195

3 312 646

2,1

Количество организаций МСП,

ед.

2 816 794

2 817 510

2 715 388

2 528 711

2 371 915

-4,21

Доля МСП в ВВП, %

21,9

20,2

20,8

19,8

20,8

-1,28

Численность инвалидов в возрасте до 18 лет, тыс. чел.

628

651

671

689

704

2,9

Численность инвалидов в возрасте 18 лет и старше, тыс. чел.

11 686

11 460

11 277

11 188

10 929

-1,66

Численность пенсионеров, тыс. чел.

45 709

46 070

46 480

46 198

45 637

-0,04

Текущие затраты на охрану окружающей среды, млн руб.

658,0

720,9

872,5

970,1

1 242,3

17,22

Бюджетные ассигнования на социальное обеспечение населения, млн руб.

934 554

1 074 899

1 181 674

1 329 866

1 468 709

11,97

 

Исходя из данных таблицы, мы видим, что количество индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации в период с 2017 по 2021 гг. значительно увеличилось (CAGR - 2,1%), достигнув в 2020 г. рекордного результата - 3 388 195 индивидуальных предпринимателей, что больше показателя 2017 г. на 339 209, или на 11,1%. Это свидетельствует о том, что в России благодаря эффективной государственной политики с каждым годом улучшаются условия для предпринимательской деятельности. В 2021 г. на фоне рецессии в связи с пандемией COVID-19 регистрация новых индивидуальных предприятий резко замедлилась, при этом ликвидироваться бизнес, напротив, стал чаще, и в итоге количество ИП по сравнению с предыдущим годом снизилось на 75 549, или на 2,3%.

Количество организаций МСП за рассматриваемый период наоборот значительно снизилось и в 2021 г. составило 2 371 915 организаций МСП, что меньше показателя 2017 г. на 444 879, или на 18,76%. Массовое закрытие организаций МСП объясняется неблагоприятными макроэкономическими условиями и борьбой государства с фиктивными фирмами [1]. Доля субъектов МСП в ВВП страны в 2021 году составила 20,8%, что на 1,1% ниже уровня 2017 г. Среднегодовой темп роста показателя составил (-4,21%).

В период с 2017 по 2021 гг. наблюдается снижение численности инвалидов в возрасте 18 лет и старше – в 2021 г. значение данного показателя составило 10 929 тыс. чел., что меньше показателя 2017 г. на 757 тыс. чел., или на 6,93%. CAGR составил (-1,66%). Это говорит об эффективности государственной политики в области здравоохранения. Однако негативной является тенденция роста инвалидов в стране в возрасте до 18 лет (CAGR – 2,9%) – в 2021 г. их количество составило 704 тыс. чел., что больше показателя 2017 г. на 76 тыс. чел., или на 12,1%.

Численность пенсионеров в Российской Федерации за рассматриваемый период уменьшилась на 72 тыс. чел., или на 0,16%, что говорит об улучшении эффективности государственной социальной политики.

Стремительно выросли текущие затраты на охрану окружающей среды (CAGR – 17,22%): в 2021 г. они составили 1 242,3 млн руб., что больше значения 2017 г. на 88,8%. Это говорит о том, что государство уделяет большое внимание охране окружающей среды и устойчивому развитию экологии, что в свою очередь положительно отражается на уровне развития человеческого капитала, здравоохранения и социального предпринимательства. Наиболее популярным и перспективным направлением в области социального предпринимательства является именно «зеленая» экономика.

Бюджетные ассигнования на социальное обеспечение населения, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации (муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований) о бюджетах на отчетный год, в период с 2017 по 2021 гг. увеличились на 533 855 млн руб. или на 57,2%. CAGR составил 11,97%.

Одним из наиболее ключевых инструментов стимулирования развития социального предпринимательства выступает налоговый режим. Льготное налогообложение для ИП и организаций МСП в целях реализации социальноориентированной деятельности дает возможность увеличить уровень занятости в первую очередь за счет трудоустройства социально незащищенных категорий граждан и создания социальных благ для решения поставленных перед регионом и / или страной социальных задач. В Российской Федерации субъекты малого и среднего предпринимательства, включенные в реестр «Социальных предприятий» имеют право на налоговые льготы на прибыль и добавленную стоимость. Социальные предприниматели могут также получить дополнительные налоговые преференции в зависимости от региона.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о непрерывном развитии социального предпринимательства в Российской Федерации. Анализ показателей, характеризующих динамику развития малого и среднего предпринимательства, в т.ч. социального предпринимательства, доказывает, что в современных условиях предпосылками развития СП выступают демографические (численность инвалидов) и социальные (бюджетные ассигнования на социальное обеспечение населения) факторы. Степень их влияния в каждой регионе отличается, что обусловлено национальными и региональными особенностями законодательства, демографической и экономической ситуациями.

Экономические (количество ИП и организаций МСП) факторы не являются основными, однако их влияние остается значимым. Это говорит о невозможности развития СП без государственной поддержки и налоговых льгот.

 

Список литературы:
1. «Бизнес больше не хочет быть большим»: Елена Трубникова рассказала газете Известия о трендах бизнес-демографии [Электронный ресурс]. - URL: https://clck.ru/33qCdr (дата обращения: 02.03.2023)
2. Развитие социального предпринимательства [Электронный ресурс]. - URL: https://clck.ru/33qCem (дата обращения: 26.02.2023)
3. Сафаров С. М. Основы социального предпринимательства. - Иваново: Издательство «Роща», 2014. - C. 8.
4. Социальное предпринимательство - новый вектор развития социальной сферы в регионах (Материалы заседания Совета по развитию социальных инноваций субъектов Российской Федерации при Совете Федерации Федерального собрания, 25.11.2020 г.). Аналитический вестник Совета Федерации Федерального собрания №2 (762). - С. 9.
5. Федеральная налоговая служба: офиц. сайт. – URL: https://www.nalog.gov.ru (дата обращения: 01.03.2023)
6. Федеральная служба государственной статистики: офиц. сайт /Росстат. - URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 01.03.2023)
7. Федеральный закон Российской Федерации от 26.07.2019 № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».