ПРЕДПОСЫЛКИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Секция: Экономика
LXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
ПРЕДПОСЫЛКИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Решение социально-экономических проблем является основой деятельности любого государства и составной частью глобальных проблем человечества. Важное стратегическое направление всех стран мира - субъекты малого и среднего бизнеса, готовые взять на себя решение социальных проблем. И одним из приоритетных направлений сегодня становится синтез государственного и частного секторов - социальное предпринимательство (далее СП), что обусловливает актуальность исследования.
Вопросам социального предпринимательства посвящено множество работ российских ученых: Сафаров С. М., Макаревич А.Н., Жохова В.В. Мухин А.В., Сазонова Т.Ю., Козлова О.А., Копылова Ю.В., Антонов А.А. и др.
Целью статьи является анализ предпосылок и факторов развития социального предпринимательства в Российской Федерации.
Задачи исследования:
- изучить исторический аспект развития социального предпринимательства в РФ;
- проанализировать основные показатели, характеризующие развитие социального предпринимательства;
- определить факторы влияния на социальное предпринимательство.
Современная история развития социального предпринимательства, как явления экономики, насчитывает около 50 лет. Зародившись в США, СП появилось почти одновременно в разных точках мира с разными экономическими и социальными условиями [3].
В России первыми социальноориентированными организациями можно считать общественные организации инвалидов, зародившиеся в 90-х гг. Их деятельность была направлена на защиту прав инвалидов, улучшение их трудовой и социальное жизни, профессиональное обучение и содействие в трудоустройстве. В 2003 г. в рамках международного проекта «Социальная работа: к лучшему управлению» при Институте дополнительного образования Новосибирского государственного технического университета был создан Центр социального предпринимательства (ЦСП). На начальном этапе своего развития он существовал в качестве предприятия социально-предпринимательского типа. Платное обучение создавало необходимое сочетание социальных и коммерческих задач. На протяжении последующих лет был реализован целый ряд проектов, программ и конкурсов в области социального предпринимательства [2].
С 2012 г. Минэкономразвития России совместно с субъектами Российской Федерации реализует мероприятия по поддержке субъектов МСП, осуществляющих деятельность в области социального предпринимательства через создание центров инноваций социальной сферы [4].
На законодательном уровне в Российской Федерации понятия «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие» были утверждены Федеральным законом № 245-ФЗ в 2019 г.:
- Социальное предпринимательство - предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества.
- Социальное предприятие - это субъект малого или среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность в сфере социального предпринимательства [7].
Реестр социальных предпринимателей впервые был составлен в августе 2020 г.
Проанализируем показатели развития малого и среднего предпринимательства, в т.ч. социального предпринимательства, в Российской Федерации за 2017-2022 гг. (табл.).
Таблица
Показатели, характеризующие динамику развития малого и среднего предпринимательства, в т.ч. социального предпринимательства, в Российской Федерации за 2017-2021 гг. [5; 6]
Показатели |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
CAGR (среднегодовой темп роста), % |
Количество индивидуальных предпринимателей, ед. |
3 048 986 |
3 221 706 |
3 325 807 |
3 388 195 |
3 312 646 |
2,1 |
Количество организаций МСП, ед. |
2 816 794 |
2 817 510 |
2 715 388 |
2 528 711 |
2 371 915 |
-4,21 |
Доля МСП в ВВП, % |
21,9 |
20,2 |
20,8 |
19,8 |
20,8 |
-1,28 |
Численность инвалидов в возрасте до 18 лет, тыс. чел. |
628 |
651 |
671 |
689 |
704 |
2,9 |
Численность инвалидов в возрасте 18 лет и старше, тыс. чел. |
11 686 |
11 460 |
11 277 |
11 188 |
10 929 |
-1,66 |
Численность пенсионеров, тыс. чел. |
45 709 |
46 070 |
46 480 |
46 198 |
45 637 |
-0,04 |
Текущие затраты на охрану окружающей среды, млн руб. |
658,0 |
720,9 |
872,5 |
970,1 |
1 242,3 |
17,22 |
Бюджетные ассигнования на социальное обеспечение населения, млн руб. |
934 554 |
1 074 899 |
1 181 674 |
1 329 866 |
1 468 709 |
11,97 |
Исходя из данных таблицы, мы видим, что количество индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации в период с 2017 по 2021 гг. значительно увеличилось (CAGR - 2,1%), достигнув в 2020 г. рекордного результата - 3 388 195 индивидуальных предпринимателей, что больше показателя 2017 г. на 339 209, или на 11,1%. Это свидетельствует о том, что в России благодаря эффективной государственной политики с каждым годом улучшаются условия для предпринимательской деятельности. В 2021 г. на фоне рецессии в связи с пандемией COVID-19 регистрация новых индивидуальных предприятий резко замедлилась, при этом ликвидироваться бизнес, напротив, стал чаще, и в итоге количество ИП по сравнению с предыдущим годом снизилось на 75 549, или на 2,3%.
Количество организаций МСП за рассматриваемый период наоборот значительно снизилось и в 2021 г. составило 2 371 915 организаций МСП, что меньше показателя 2017 г. на 444 879, или на 18,76%. Массовое закрытие организаций МСП объясняется неблагоприятными макроэкономическими условиями и борьбой государства с фиктивными фирмами [1]. Доля субъектов МСП в ВВП страны в 2021 году составила 20,8%, что на 1,1% ниже уровня 2017 г. Среднегодовой темп роста показателя составил (-4,21%).
В период с 2017 по 2021 гг. наблюдается снижение численности инвалидов в возрасте 18 лет и старше – в 2021 г. значение данного показателя составило 10 929 тыс. чел., что меньше показателя 2017 г. на 757 тыс. чел., или на 6,93%. CAGR составил (-1,66%). Это говорит об эффективности государственной политики в области здравоохранения. Однако негативной является тенденция роста инвалидов в стране в возрасте до 18 лет (CAGR – 2,9%) – в 2021 г. их количество составило 704 тыс. чел., что больше показателя 2017 г. на 76 тыс. чел., или на 12,1%.
Численность пенсионеров в Российской Федерации за рассматриваемый период уменьшилась на 72 тыс. чел., или на 0,16%, что говорит об улучшении эффективности государственной социальной политики.
Стремительно выросли текущие затраты на охрану окружающей среды (CAGR – 17,22%): в 2021 г. они составили 1 242,3 млн руб., что больше значения 2017 г. на 88,8%. Это говорит о том, что государство уделяет большое внимание охране окружающей среды и устойчивому развитию экологии, что в свою очередь положительно отражается на уровне развития человеческого капитала, здравоохранения и социального предпринимательства. Наиболее популярным и перспективным направлением в области социального предпринимательства является именно «зеленая» экономика.
Бюджетные ассигнования на социальное обеспечение населения, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации (муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований) о бюджетах на отчетный год, в период с 2017 по 2021 гг. увеличились на 533 855 млн руб. или на 57,2%. CAGR составил 11,97%.
Одним из наиболее ключевых инструментов стимулирования развития социального предпринимательства выступает налоговый режим. Льготное налогообложение для ИП и организаций МСП в целях реализации социальноориентированной деятельности дает возможность увеличить уровень занятости в первую очередь за счет трудоустройства социально незащищенных категорий граждан и создания социальных благ для решения поставленных перед регионом и / или страной социальных задач. В Российской Федерации субъекты малого и среднего предпринимательства, включенные в реестр «Социальных предприятий» имеют право на налоговые льготы на прибыль и добавленную стоимость. Социальные предприниматели могут также получить дополнительные налоговые преференции в зависимости от региона.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о непрерывном развитии социального предпринимательства в Российской Федерации. Анализ показателей, характеризующих динамику развития малого и среднего предпринимательства, в т.ч. социального предпринимательства, доказывает, что в современных условиях предпосылками развития СП выступают демографические (численность инвалидов) и социальные (бюджетные ассигнования на социальное обеспечение населения) факторы. Степень их влияния в каждой регионе отличается, что обусловлено национальными и региональными особенностями законодательства, демографической и экономической ситуациями.
Экономические (количество ИП и организаций МСП) факторы не являются основными, однако их влияние остается значимым. Это говорит о невозможности развития СП без государственной поддержки и налоговых льгот.