СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ДОСУГА, КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В Г. НОВЫЙ УРЕНГОЙ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(255)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(255)
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ДОСУГА, КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В Г. НОВЫЙ УРЕНГОЙ
Управление сферой досуга, культуры и спорта является важным направлением муниципальной социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения на муниципальной территории, а также является маркером, характеризующим уровень как физического, так и духовного здоровья.
В условиях общественной трансформации методы, средства и формы управления сферой досуга, культуры и спорта требуют значительной корректировки. Происходит смещение акцентов с директивного управления на создание условий для саморазвития досуга, культуры и спорта, распределение ресурсов, партнерство с различными субъектами культурно-досуговой и спортивной деятельности.
В муниципальном образовании город Новый Уренгой (далее – МО г. Новый Уренгой) управление в сфере досуга, культуры и спорта возложено на Администрацию города, а также на ее функциональный департамент - Департамент культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта (далее – ДКМПФКиС Администрации г. Новый Уренгой).
В его структуре выделены управления, которые ответственны за формирование и реализацию культурно-досуговой деятельности и спорта, а именно:
- Управление физической культуры и спорта;
- Управление культуры.
В целях развития сферы досуга, культуры и спорта в муниципальном образовании приняты и реализуются следующие муниципальные программы:
- Муниципальная программа «Физическая культура – Здоровье – Спорт»;
- Муниципальная программа «Развитие культуры и творчества».
Муниципальная программа «Физическая культура – Здоровье – Спорт» направлена на достижение цели: создание условий для укрепления здоровья населения, достижения высоких спортивных результатов спортсменами, повышения доступности спортивной инфраструктуры.
Муниципальная программа «Развитие культуры и творчества» направлена на достижение цели: формирование единого культурного пространства.
В таблице 1 представлен анализ финансирования данных муниципальных программ за 2020-2022 гг.
Таблица 1.
Анализ финансирования муниципальных программ в сфере досуга, культуры и спорта в МО г. Новый Уренгой за 2020-2022 гг. [1]
Показатели |
2020 |
2021 |
2022 |
Темп прироста, % |
|
2021 к 2020 |
2022 к 2021 |
||||
Муниципальная программа «Физическая культура – Здоровье – Спорт» |
|||||
Федеральный бюджет, тыс. руб. |
0 |
0 |
0 |
- |
- |
Бюджет ЯНАО, тыс. руб. |
49 148 |
83 788 |
136 650 |
70,48 |
63,09 |
Бюджет г. Новый Уренгой, тыс. руб. |
556 137 |
618 697 |
666 738 |
11,25 |
7,76 |
Всего, тыс. руб. |
605 285 |
702 485 |
803 388 |
16,06 |
14,36 |
Муниципальная программа «Развитие культуры и творчества» |
|||||
Федеральный бюджет, тыс. руб. |
0 |
0 |
10 060 |
- |
- |
Бюджет ЯНАО, тыс. руб. |
61 600 |
6 675 |
101 138 |
-89,16 |
1415,18 |
Бюджет г. Новый Уренгой, тыс. руб. |
779 087 |
901 191 |
1 034 329 |
15,67 |
14,77 |
Всего, тыс. руб. |
840 687 |
907 866 |
1 145 527 |
7,99 |
26,18 |
Из проведенного в таблице 1 анализа видно, что за исследуемый период происходит рост объемов финансирования муниципальных программ.
В МО г. Новый Уренгой ежегодно проводится большое количество мероприятий в сфере культурно-досуговой деятельности и спорта различного уровня.
В таблице 2 представлены сведения об эффективности реализации муниципальных программ и достижения целевых показателей.
Таблица 2.
Сведения о результатах оценки эффективности реализации муниципальных программ в сфере досуга, культуры и спорта в МО г. Новый Уренгой за 2022 год [1]
Наименование муниципальной программы |
Индекс достижения плановых значений показателей муниципальной программы |
Индекс освоения бюджетных средств, выделенных на реализацию муниципальной программы |
Показатель качества планирования муниципальной программы |
Критерий эффективности реализации муниципальной программы |
|
значение |
интерпретация |
||||
Муниципальная программа «Физическая культура - Здоровье - Спорт» |
0,98 |
1 |
0,79 |
0,77 |
умеренный |
Муниципальная программа «Развитие культуры и творчества» |
1,09 |
1 |
0,77 |
0,84 |
высокий |
Как видно, в 2022 году не все результативные показатели муниципальных программ были достигнуты. Так эффективность реализации Муниципальная программы «Физическая культура - Здоровье - Спорт» можно охарактеризовать ка умеренную.
В ходе исследования был проведен опрос, основной целью которого было определения мнения жителей города Новый Уренгой о состоянии и эффективности муниципальной системы организации досуга, культуры и спорта. В опросе приняли участие 156 человек в возрастной группе от 14 до 67 лет (таблица 3).
Таблица 3.
Результаты опроса населения г. Новый Уренгой об эффективности муниципальной системы организации досуга, культуры и спорта, %
Вопрос |
Да |
Нет |
Затруднились с ответом |
Достаточно ли объектов культурно-досуговой и спортивной деятельности в городе? |
56 |
32 |
12 |
Проводятся ли в городе опросы жителей о направлениях развития сферы досуга, культуры и спорта? |
12 |
62 |
25 |
Доводится ли в полной мере до вас информация о проводимых мероприятиях в сфере досуга, культуры и спорта? |
54 |
33 |
13 |
Знаете ли вы, какие органы в городе отвечают за сферу досуга, культуры и спорта? |
26 |
54 |
20 |
Удовлетворены ли вы качеством уже действующих объектов досуга, культуры и спорта в городе? |
71 |
18 |
11 |
Испытываете ли вы потребность в дополнительных объектах досуга, культуры и спорта в городе? |
32 |
54 |
14 |
Часто ли вы посещаете культурно-досуговые и спортивные мероприятия? |
48 |
54 |
8 |
Удовлетворены ли вы проводимой в городе политикой в сфере досуга, культуры и спорта? |
63 |
22 |
15 |
Проводимую в городе политику в сфере организации культурно-досуговой и спортивной деятельности горожане охарактеризовали скорее положительно. По результатам опроса можно сделать вывод, что среди опрошенных высок процент тех, кто считает, что недостаточно обратной связи от муниципальных органов, ответственных за указанные выше сферы. Также, многие считают, что информация о событиях и мероприятиях освещается недостаточно информативно.
По результатам опроса также выяснилась еще одна проблема, а именно пассивность жителей города в вопросах участия в культурно-досуговой и спортивной жизни города. Участие и посещение мероприятий по большей части носит директивный характер.
По результатам исследования можно сделать вывод, что в целом муниципальная система управления сферой досуга, культуры и спорта является достаточно эффективной. Программой развития муниципального образования предусмотрено, что к 2025 году будут построены 11 новых объектов культурно-досуговой и спортивной сферы, которые повысят удовлетворенность населения.
Органам муниципального управления можно рекомендовать следующее:
- организовать проведение исследований с целью выявления потребностей у жителей города в культурно-досуговой и спортивной сферах, что будет способствовать формированию обратной связи;
- обеспечить большую открытость органов муниципального управления, усилить информационную составляющую их деятельности, что будет способствовать формированию положительного имиджа и заинтересованности в их деятельности.
Таким образом, реализуемая в городе Новый Уренгой система муниципального управления в сфере досуга, культуры и спорта должна быть нацелена в первую очередь на выявление потребностей жителей, а также повышения их вовлеченности в мероприятия, проводимые в городе.